История Борисовского хлебного бунта
Читать около 22 мин

Статья создана участниками Первой смены «Школы аналитики» https://inance.ru/2018/03/pervaya-shkola-analitiki/

На сайте «Белорусский партизан» опубликована статья «Бей всех советских бл*дей!» История Борисовского хлебного бунта», которая являет собой пример очередной фальсификации истории со стороны националистов из Беларуси. Мы решили написать свой анализ информации, изложенной в данной «статье».

Под словом «статья» в кавычках далее по тексту мы будем понимать статью, опубликованную на сайте «Белорусский партизан» под заголовком «Бей всех советских бл*дей!» История Борисовского хлебного бунта». Что представляет из себя эта статья, какие приёмы и распространённые идеологические и просто газетные штампы в ней использованы?

Немного о штампах

В средствах массовой информации есть устоявшийся термин «газетный штамп».

В новом словаре американского английского языка  четко разграничиваются два понятия.

  • «Газетный штамп» в нём определяется так: «шаблонный, избитый, поверхностный стиль, характерный для газет и журналов», и
  • «газетный или журнальный стиль» как стиль, «характерный для журналов и газет».

Основная мысль этой книги заключается в том, что газетный или журнальный стиль не должен быть более шаблонным, избитым и поверхностным, чем любой другой стиль. Также необходимо избегать, но ни в коем случае не подражать бульварным трюкам, портящим и искажающим стиль [ 5 ].

В информационном пространстве бюрократического аппарата  присутствуют свои лексические штампы — «Канцеляриты».

Канцелярит — это мертвечина. Он проникает  в художественную литературу, в быт, в устную речь, в детскую. Из официальных материалов, из газет, от радио и телевидения канцелярский язык переходит в повседневную практику. Много лет так читали лекции, так писали учебники и даже буквари. Вскормленные языковой лебедой и мякиной, учителя в свой черёд питают той же сухомяткой чёрствых и мёртвых словес всё новые поколения ни в чём не повинных ребятишек [ 6 ].

yjbunt-03

В раннем книгопечатании, когда применялся ручной труд, использовалась подготовленная матрица с исходным набранным  текстом, матрицу окрашивали чернилами, затем под давлением пресса текст «зеркально» отображался на бумаге (если очень кратко описать процесс книгопечатания).

К чему такое вступление о «штампах» и «матрицах»? Ответ простой. В антисоветской (а ныне антибелорусской, антироссийской,  а по сути не зависимо от названия – антинародной) деятельности, которая направлена на разжигание межнациональной вражды, используются свои «антисоветские штампы» готовой матрицы, без которых не получится «добротная антисоветская статья». Если не забывать, что Россия и Беларусь имеют общую Советскую историю, то опубликованная «статья» «Бей всех советских бл*дей!» История Борисовского хлебного бунта» является по содержанию и анти-белорусской, как минимум.

Об игре на эмоциях и недопонимании

Итак, рассмотрим, какие  «приёмчики» использует «Белорусский партизан».

«Преподавание истории в школах все ещё происходит с налётом идеологии по старым советским методичкам. Многие эпизоды нашей истории вообще выкинуты из учебников. Наверняка, вам учителя ничего не рассказывали про Слуцкий Збройны Чын и вряд ли вы слышали про Борисовский голодный бунт, который произошёл ровненько в эти дни 7—9 апреля 1932 года («Бей всех советских бл*дей!» История Борисовского хлебного бунта)».

С заголовка «статьи» начинается подмена понятий и манипуляция эмоциями читателя. Белоруссия (именно под таким названием — наше прим.) входила в состав Советского Союза, в нынешнее время ещё живы люди, рождённые в СССР, поэтому автор «статьи» предлагает «бить» всех белорусов? Может быть, они предлагают «бить» всех казахов или грузин, которые рождены в СССР?

Советская система образования была одной из лучших в мире, она была направлена на воспитание человека творца с целостным мировоззрением. Достижения советского общества (и белорусского, в частности) можно наблюдать и по сей день вокруг нас, как в материальном воплощении, так и в информационном.  

Пренебрежение автора «статьи» к слову «идеология» выдаёт его как сознательного провокатора, ибо явление, стоящее за «идеологией», несёт в себе мировоззрение, методологию, культуру мышления, концепцию и полноту управленческой деятельности.

Любая идеология содержит в себе в простых и понятных формах изложенные основные принципы человеческого общежития — его внутреннюю суть. Идеологии тем самым, как бы прикрывают внутреннюю суть. А вот эта внутренняя суть может быть двух видов: либо  рабовладельческая, либо искореняющая эксплуатацию одних людей другими. Таким образом, идеология выступает как обёртка, которая может быть очень даже привлекательной и красивой, но нутро, начинка может быть гнилой — рабской.

Поэтому и идеологии бывают разные, у разных стран и народов та или иная внутренняя суть общественной жизни прикрывается идеологиями со своими окрасом и со своим характером.

 

Заметки на полях

Все идеологии можно обобщить в две большие группы:

Подключиться к Матрице новостей!

→ когда нутро противоречит обёртке,

→ когда нутро не противоречит обёртке.

Чаще всего в истории можно обнаружить идеологии первого типа, которые за красивыми словами скрывают рабовладение того или иного вида. Такие идеологии когда медленно, когда быстро, но неизбежно приводят общество к деградации в силу содержащихся противоречий между оглашениями и умолчаниями, которые накапливаются в процессе общественного самоуправления и ведут общество к краху систем управления. Идеологии второго типа во многом нельзя отделить от идей, которые они прикрывают, от их идейной сути, поскольку, если нет противоречий, то зачем — прикрывать суть? Они представляют собой  цельные учения, ядро и идейная периферия которых может быть различаются между собой только нарастающей сложностью методологии при продвижении понимания (во время освоения идей) от идеологической более лёгкой периферии к идейному ядру. Однозначной границы провести невозможно. За счёт отсутствия внутренних противоречий они позволяют обществу последовательно развиваться, уменьшая ошибки управления.

 

Иными словами, можно поделить все идеи, стоящие за идеологиями, на две группы:

  1. справедливые созидательные идеи и идеологии,
  2. разрушительные идеи и прикрывающие их идеологии

Советская идеология в своих оглашениях была справедлива и направлена на созидание.  На первых порах внутренней сутью, идеей советского общества было построение идеала будущего — коммунизма. Однако после государственного переворота 1953 года эта суть была подменена потребительским благополучием, было объявлено, что социализм уже построен и не за горами коммунизм, когда на деле — это было далеко не так. Но это отдельная тема, которую мы освещали в цикле статей о Государственном перевороте 1953 года.

переворот 1953

Проблемы образования

Современное преподавание истории в школах не блещет качеством. Объём информации предыдущих лет огромный, вместить его в учебник школы не простая задача, что-то не попадает по объективным причинам. Информация попадает в учебники, проходя, так или иначе некоторый идеологический ценз, даже если общество считает себя безыдейным (например, в России Статья №13 Конституции РФ запрещает идеологию, но при этом по умолчанию в обществе действует либерализм).Именно с идеологических позиций (того или иного рода) решается, что рассказывать и как рассказывать. Невозможно подать информацию, не идеологизировав её. Поэтому главное — постараться показать ученикам максимально целостную картину (то есть использовать наиболее всеохватную идеологию) протекавших исторических процессов.

Человек, который вырывает событие из цепочки времени, который начинает делать выводы об эпохе судя по обрывкам информации, такой человек манипулирует мнением читателя. Не давая целостную картину происходящего в какой-то исторический период, вырывая события из контекста, автор неизбежно вводит читателя в заблуждение для того, чтобы читатель принял неверное решение и в последующем следовал ему.

«Всего только за 5 лет с 1916 по 1921 годы наша страна успела стать полем битвы для русских, немцев и поляков» («Бей всех советских бл*дей!» История Борисовского хлебного бунта).  

Для указания на якобы виновных в бедах Беларуси автор данной «статьи» использует национальный признак. При этом полностью забывая о том, что Российская империя была многонациональным государством, также как и многонациональная  Беларусь в её составе. Делая акцент на национальности, автор «статьи» «Бей всех советских бл*дей!» История Борисовского хлебного бунта» полностью выбрасывает представление о географии, о структуре советского государства, о месте жизни того или иного народа с их разнообразными соседями. Без объёмного представления ситуации, которая изменяется с течением времени, у читателя складывается искажённое восприятие.  

Использование в «статье» фотографии очереди за хлебом времен 90-х годов и фотографии Сталина, идущего по улице — это откровенная манипуляция, через несовпадение текстовой и графической информации. Обе иллюстрации не имеют отношения к описываемым в «статье» событиям, но иллюстрации действуют на бессознательное читателя и дополняют «мол так оно и было». Этим приёмом так же пользуются в телевизионных СМИ: диктор говорит одну информацию, видеоряд отображает совсем другую. [ 8 ]

Объективно о причинах события

Но обратимся снова к статье. Что преподносит читателю сайт «Белорусский партизан»?

«В самой России экономическая ситуация была ничуть не лучше. Гражданская война 1918 — 1921 годов и политика «военного коммунизма» привели к массовому голоду, который в целом длился с 1920 по 1923  год (пиковые годы 1921 — 1922) и унёс около 5 млн жизней.
Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, в 1921 году большевики, окончательно укрепившись у власти в России, решили ввести НЭП, новую экономическую политику. НЭП не был чем-то инновационным или прогрессивным, «новизна» этой политики состояла в том, чтобы позволить крестьянам обрабатывать землю, использовать наёмный труд и продавать излишки продуктов. Разумеется, весь этот буржуазный капитализм рассматривался всего только как временная мера. Всего за 8 лет экономическое положение в деревне и городе выровнялось, и советские власти решили вернуться на путь построения коммунизма.
С 1929 года началась политика индустриализации и коллективизации — в городах стали строить крупные предприятия тяжёлой промышленности, а крестьян насильно сгонять в колхозы, где они ничего не получали за свою работу. При этом зерно из колхозов изымалось и шло на экспорт, вырученные деньги тратились на покупку технологий, специалистов и целых заводов у стран Запада и США — именно так делалась знаменитая сталинская индустриализация. В 1931 году за границу было продано рекордное количество зерна — более 50 млн центнеров. При том, что в самом СССР начался массовый голод.
Неудивительно, что такая экономическая политика моментально отразилась на благополучии людей. Уже в 1929 году в СССР возвращается продовольственный кризис. Снова вводятся карточки на покупку хлеба, мяса, сахара, крупы, масла, рыбы — основные продукты питания просто так не достать в магазине. К тому же нормы потребления по этих карточкам строго ограничены и постоянно сокращались. В 1932 — 1933 году по всему СССР начался страшный массовый голод. В Украине голод 1932—1933 годов получил название Голодомор и в 2006 году был признан актом геноцида украинского народа» («Бей всех советских бл*дей!» История Борисовского хлебного бунта).

Автор «статьи» преднамеренно разрывает цепочку событий, при этом не даёт нужной информации, зачем принимались те или иные меры и при каких обстоятельствах, совершенно фривольно увеличивает масштабы, скрывает такие факты, как неурожайность тех лет и целенаправленную политику стран Запада по усугублению сложной ситуации с продовольствием тем, что в уплату за свои услуги, продукцию и технологии они принимали практически одно зерно. Раскрасив сёрыми и тёмными красками деятельность советского руководства, у читателя может сложиться искаженное понимание происходящих процессов, тем самым автор «статьи» вводит читателя в заблуждение.

Призываем читателей рассматривать событие в «статье» в контексте окружающих его процессов, не плодить калейдоскопичность понимания, понимать связную целостную картину предшествующих событий. Приводим краткое описание исторического процесса тех лет, для детального представления рекомендуем читать материалы по ссылкам в тексте.

Политика «военного коммунизма»  

Политика «военного коммунизма» — это реквизиционно-снабженческий продовольственный аппарат советской власти (в 1918 — 1921 году), благодаря которому (при всех своих издержках и недостатках) было спасено от голодной смерти десятки миллионов людей в стране. Плюс это позволяло накормить армию, которая сражалась с иностранными интервентами, бандами разбойников и другими противниками социалистической революции. [ 1 ]

Тогдашним властям было труднее и потому, что не было аналогов новой экономической системы, никто не мог научить, не у кого было научиться. Маркс и Энгельс только теоретизировали, но не дали (да и не могли дать) практического применения своего учения. Всё надо было изобретать с чистого листа. Естественно, были поиски и метания. Военный коммунизм быстро показал свою непригодность. НЭП вроде бы дал оживление, помог хоть как-то накормить людей. [ 2 ]

НЭП

Период НЭПа знаменовал собой новый  этап. В концепции новой экономической политики возрождение предпринимательской деятельности рассматривалось как вынужденная необходимость, «отступление перед капитализмом». В период НЭПа интересы государства, как никогда ранее, были чётко сформулированы: держать предпринимателей под контролем, не давать им переориентировать государство. Но даже в этих условиях предпринимательство развивалось на всех уровнях.

Оценивая в целом годы НЭПа, следует отметить, что оживление деловой активности ускорило процесс экономической реконструкции. К середине 20-х годов были почти полностью восстановлены тяжёлая промышленность и транспорт, превысило довоенный уровень сельскохозяйственное производство, впечатляющих результатов добилась торговля. Изменения в экономике способствовали повышению уровня жизни людей. [ 3 ]

В виду нависшей внешней империалистической угрозы над Советским Союзом в конце 1920-х годов, в условиях сохранявшейся слаборазвитой степени промышленности, доставшейся ещё от царского периода, в целях мобилизации всех ресурсов для осуществления стремительного жизненно необходимого стране рывка, Советская власть вынуждена была избрать способ форсированного проведения индустриализации, свернуть НЭП. Поскольку наша страна была аграрной, средства на индустриализацию приходилось брать, в основном, за счёт деревни. Коллективизация проходила в интересах форсированной индустриализации. Подробнее о ней на территории Беларуси читайте статью «Коллективизация сельского хозяйства в Белорусской ССР». [ 10 ]

 

Коллективизация

Ускоренную индустриализацию и коллективизацию СССР иногда называют «великим переломом» или «второй революцией» — настолько огромны были их размах, темпы и влияние на дальнейшую судьбу общества и государства.

Хронологически их чаще всего датируют 1928 — 1940 годами. Большая часть данного отрезка времени приходится на два первых пятилетних плана (1928 — 1932 и 1933 — 1937 годы), когда происходили ключевые события «великого перелома». На этом пути было много трудностей и ошибок, подвигов и преступлений, побед и неудач; успехи в развитии народного хозяйства и провалы на многих его участках, особенно в сельском хозяйстве.

Индустриализация сначала считалась главной задачей «великого перелома», а коллективизация села — только его инструментом, подспорьем. Коллективизация была развернута позже индустриализации. Однако в первой половине тридцатых годов коллективизация выделилась в самостоятельное направление в государственной политике, потребовавшее не менее пристального внимания, чем индустриализация.

Коллективизация — это глубокое преобразование не только села и сельского хозяйства, но и всей страны. Она повлияла на всю экономику в целом, на социальную структуру общества, демографические процессы и урбанизацию. Она вызвала на первом этапе тяжёлую катастрофу, которая сопровождалась массовыми страданиями и человеческими жертвами. Именно в ходе первого этапа реформы были, видимо, допущены самые принципиальные ошибки с самыми тяжёлыми последствиями за весь советский период (не считая стадии демонтажа советского строя после 1988 года). Тот факт, что советское государство пережило эту катастрофу, говорит о его большом потенциале и запасе доверия, которое возлагал на него народ. [ 4 ]

коллективизация

Для  понимания и представления о происходящих изменениях, приводим дополнительную информацию о «манёврах».

Заметки на полях: манёвры

Устойчиво управляемая система может находиться либо в балансировочном режиме, либо в режиме манёвра. Один и тот же реально протекающий режим может быть интерпретирован и как балансировочный, если соотноситься с одним вектором целей, и как режим маневра, если соотноситься с другим вектором целей.

  • В векторе целей балансировочного режима контрольные параметры неизменны во времени. В реальном устойчивом балансировочном режиме вектор состояния колеблется относительно неизменного положения в подпространстве контрольных параметров, а свободные параметры могут при этом изменяться по-всякому.
  • В векторе целей режима манёвра изменяется хотя бы один из контрольных параметров. При рассмотрении реального процесса устойчивого манёвра в подпространстве контрольных парамет-ров вектор состояния отслеживает с некоторой ошибкой управления изменение вектора целей (содержащего только контрольные параметры). На свободные параметры, как и в случае балансировочного режима, ограничения не накладываются.

Режим маневрирования, в котором производные по времени контрольных изменяющихся параметров постоянны (в пределах допустимой ошибки управления), называется установившимся манёвром. Установившийся манёвр сам является балансировочным режимом, из вектора целей которого исключены изменяющиеся в процессе манёвра контрольные параметры.

Простейший пример балансировочного режима — езда на автомобиле по прямой дороге с постоянной скоростью. Все стрелочки на приборной панели, кроме расхода бензина, подрагивают около установившихся положений; но рулём всё же «шевелить»надо, поскольку неровности дороги, боковой ветер, разное давление в шинах, люфты в подвесках и рулевом приводе норовят увести автомобиль в сторону.

Маневры в свою очередь разделяются на слабые и сильные. Это разделение не отражает эффективности манёвра. Понятие слабого манёвра связано с балансировочными режимами. Перевод системы из одного балансировочного режима в другой балансировочный режим — это один из видов манёвра. Некоторые замкнутые системы обладают таким свойством, что, если этот перевод осуществлять достаточно медленно, то вектор состояния системы в процессе манёвра не будет сильно отличаться от вектора состояния в исходном и (или) конечном балансировочном режиме за исключением изменяющихся в ходе манёвра контрольных параметров и некоторых свободных параметров, информационно связанных с контрольными.

Если на корабле положить руль на борт на 3 — 4 градуса, то корабль начнёт описывать круг очень большого диаметра и будет происходить изменение угла курса. Если это делается вне видимости берегов и в пасмурную погоду, то большинство пассажиров даже не заметят манёвра изменения курса.

Если же на полном ходу быстроходного корабля (узлов 25 — 30) резко положить руль на борт градусов на 20 — 30, то палуба в процессе перекладки руля дёрнется под ногами в сторону обратную направлению перекладки руля; потом начнется вполне ощутимое вестибулярным аппаратом человека изменение курса, сопровождающееся вполне видимым креном до 10 и более градусов.

Вернёмся к «нашим баранам».
yjbunt-02

График сильных маневров  советского руководства (условно)

Расшифровка графика такова:

Первый период: установление балансировочного режима «военный коммунизм»;

Второй период: пересмотр вектора текущего состояния, изменение вектора целей, и сильный манёвр М1;

Третий период: вхождение в новый  балансировочный режим «НЭП»;

Четвёртый период: пересмотр вектора текущего состояния, изменение вектора целей, сильный манёвр М2;

Пятый период: вхождение в новый балансировочный режим «Коллективизация».

В период с 1918 по 1940 советским руководством были проведены сильные манёвры, это видно на графическом представлении выбранного периода времени. Сильные манёвры приходилось совершать по причинам всё большего несоответствия вектора целей и вектора текущего состояния, то есть вектор ошибок возрастал. Другими словами, государство находилось в таком положении, при котором поставленные цели недосягаемы и текущее положение могло стать губительным для будущего всего государства. Кардинальные и решительные действия для повышения устойчивости государства, были необходимостью продиктованной текущем положением дел и низким качеством управления (на тот момент), иначе — гибель.

Сильные манёвры опасны, при их проведении есть вероятность краха, есть вероятность повреждения системы, есть определённый ущерб элементам системы, но при этом успешное выполнение сильного манёвра позволяет выйти на новый путь развития всей системы в новом качестве (в нашем случае — советского государства).  

Мы не берёмся утверждать, что всё происходило гладко и замечательно, как этого бы хотелось. Результат сильных манёвров 1921 — 1940 дал положительный эффект и вывел советское государство на высокие показатели развития.   

Объективно о самом событии

Источник информации о «бунте» всего один и весьма сомнительный. Все эти цитаты базируются на единственной основе — книге белорусского эмигранта Ю. Витьбича «Антыбальшавіцкія паўстанні і партызанская барацьба на Беларусі», изданной в Нью-Йорке в 1996 году, кстати, спустя 21 год после смерти автора.

Справка

Юрка Витьбич. Настоящее имя Георгий Щербаков, родился в семье священника в 1905 году в Велиже, ныне Смоленская область. Учился в гимназии и техникуме. В 1922-32 гг. работал в Москве на химических заводах. Отравившись фосгеном, получил инвалидность и вернулся в Беларусь.

С началом Великой Отечественной войны, оказавшись в оккупации, встал на путь активного сотрудничества с немецко-фашистскими захватчиками.  

В 1944-45 годах, спасаясь от возмездия, выехал в  Германию, затем перебрался в США.

Детальный анализ приведённых в ней «фактов» привёл к неожиданному и удручающему выводу, что правды в сём опусе, касаемом «голодного бунта» — ни на грош. За доказательствами далеко ходить не нужно, они видны  мало-мальски каждому знакомому с историей Беларуси. 

  1. Вызывает откровенное недоумение дата — 3 мая 1933 года. Может, речь идёт о двух «бунтах»? Но почему тогда в отношении майского белорусские архивы хранят полное молчание?     
  2. «Надзвычайнай сесіі рэвтрыбуналу БССР» в описываемый период не существовало вообще. Революционные трибуналы действовали с ноября 1917 до сентября 1922 года, после чего были ликвидированы особым постановлением белорусского правительства.
  3. К тому времени «Батареи» не были окраиной города, вокруг них располагались дома частного сектора, а внутри высился главный корпус Борисовской районной больницы, построенной ещё 15 декабря 1928 года. Неужели для расстрела 200 человек (?) не нашлось бы более укромного места, чем это — на виду у десятков, или даже сотен свидетелей?

Архивные документы и серьёзные публикации, к примеру, «Голод — не тётка из Борисова» («Народная газета» от 28.04.2000), «Барысаўскі «галодны бунт» 1932 года» («Гоман Барысаўшчыны» № 1, 2006), конкретно говорят лишь о 54-х арестованных. Именно эта цифра была подана первому секретарю ЦК КП (б) Б.Гикало, она же фигурирует в его донесении секретарю ЦК ВКП (б) Кагановичу. И нигде, никаких тысяч арестованных, тем более расстрелов (!).

Историк и краевед Александр Балябин комментирует сообщение, появившееся в 2008 году, о том, что мемориальная секция Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры по предложению её председателя Вячеслава Сивчика решила провести научно-практические конференции, посвящённые годовщине бунта в Борисове 3 мая 1933 года и Дню памяти жертв сталинских репрессий в Беларуси 29 октября.

Вот что отвечает А.Балябин корреспонденту сайта «Борисов City» ещё в феврале 2008 года (приводим Вашему вниманию отдельные фрагменты данного интервью).

Корреспондент: — Так был или не был голодный бунт в Борисове 3 мая 1933 года?

« Голодного бунта в Борисове в 1933 году не было. События, которые можно так называть, происходили на год раньше. В Беларуси весной 1932 года сложилась катастрофическая ситуация с обеспечением населения хлебом. В резолюции Бюро ЦК КП(б)Б от 25 марта 1932 года отмечалось, что «Начиная с июля месяца 1931 года БССР испытывает напряжённое положение со снабжением хлебом… При таком положении мы вынуждены были уменьшить установленные для БССР Союзнаркомснабом нормы по индивидуальному снабжению хлебом даже контингентам, взятым на централизованное снабжение… Целый ряд важнейших промышленных предприятий и групп населения районов — не снабжаются хлебом…». В этой критической ситуации 4 апреля 1932 года Союзнаркомснаб ≠БССР подписал распоряжение  об уменьшении нормы снабжения хлебом населения по всем 3-м категориям 2 и 3 списка карточной системы, введенной ещё в 1928 году.
Весь драматизм ситуации заключался в том, что значительная группа населения — иждивенцы и дети — вообще снимались с централизованного обеспечения, с последующим переводом на местное снабжение, в котором хлеба было, как говорится, кот наплакал. Решение вступало в силу с 6 апреля, а уже на следующий день Борисов в буквальном смысле взорвался народным гневом…
Об этом говорит совершенно секретная докладная записка под названием  «О волнениях в гор. Борисове в связи с уменьшением норм выдачи хлеба и снятием части населения со снабжения»: «Начиная с 7 апреля, возле хлебных лавок стали собираться женщины, отдельные группы их ворвались в лавки и разбирали имеющийся там хлеб. Одновременно на улице толпами был разобран хлеб с двух повозок, подвозивших хлеб к лавкам. Основным мотивом этих выступлений и резко возбуждённого настроения толпы было снятие со снабжения иждивенцев и особенно детей. В ночь на 8-е апреля хлеб был развезён в лавки на грузовиках. С утра у лавок наблюдалось то же, что и 7-го апреля. Была сделана попытка разобрать силой хлеб из лавки в Ново-Борисове, но подоспевшей милицией толпа была оттеснена и лавка закрыта… 9 апреля положение оставалось прежним. У хлебных лавок собирались группы возбужденно настроенных женщин, но в значительно меньших размерах. Имели место три случая расхвата хлеба в городе и Ново-Борисове… ».

Корреспондент: — Как реагировала власть?

«Для руководства партийных структур, хозяйственных организаций и милиции Борисова «бунт» населения явился громом среди ясного неба. В первые часы «эксцессов» растерянность охватила многих начальников и служащих ряда отделов городских организаций, а некоторые, испугавшись народного возмущения, вовсе не явились на свои рабочие места. Только в конце дня 7-го апреля было созвано бюро райкома, на котором собравшиеся члены партактива после обсуждения вынесли резолюцию о проведении широкой разъяснительной работы среди населения Борисова. В послании ЦК ВКП (б) основной причиной выступлений в Борисове называется «отсутствие какой-либо разъяснительной работы среди рабочих и населения, непринятие необходимых мер по мобилизации местных ресурсов и ослабление бдительности к работе антисоветских элементов». Вся ответственность за произошедшие «беспорядки» в Борисове возлагалась на  руководство города со всеми вытекающими отсюда последствиями. Главным «стрелочником» был назван глава райкома партии Томашевский, снятый сразу после работы комиссии. На его место был командирован «проверенный крупный работник». Лишились должностей руководители кооперативных организаций и милиции. На смену им пришла «группа работников для укрепления района».

Таково краткое изложение апрельских событий 1932 года в Борисове. [ 7 ]

О важности знать и понимать целостность истории

«Тема голода в Беларуси в 30-тые годы в целом была и остается табуированной в нашей истории. Она до сих пор плохо изучена» («Бей всех советских бл*дей!» История Борисовского хлебного бунта).

Никакого запрета на изучение нет, потому что нет реального объекта изучения. Изучать можно то, что реально происходило и имеет какое-то документальное подтверждение. В  опубликованной «статье» автор откровенно пускает пыль в глаза читателя. Печальное событие в истории государства, во время сильных манёвров (когда может происходить сильное давление на население, во блага всего государства), возводится в ранг не просто национального трагического бедствия, а представляется как чуть ли не умышленные действия властей по геноциду населения (на Украине довели этот абсурд до конца, назвав события 1930-ых геноцидом, какое поведение ставится автором «статьи» в пример белорусским политикам). Автор «статьи» по своей управленческой безграмотности или по злому умыслу искажает исторический процесс, влияя на своих читателей и их поведение в будущем, разжигая рознь, вражду между нашими народностями. Важно знать и понимать целостность исторического процесса, чтобы различать вредителей «за километр».

«Передача информации есть процесс управления».

Из схемы выше, видно что история находится на втором месте — это второй, хронологический  приоритет обобщённых средств управления обществом. Представление о хронологии событий, которые слагаются в историю, воздействуют на общество медленно, практически незаметно, на протяжении нескольких поколений. При этом эффективность воздействия на общество средств хронологического приоритета в долгосрочной перспективе очень высока. Эффективность этого приоритета намного выше тех затрат, что требуются для внесения искажений, воспитания «нужных» историков и пропагандистов. «Иваны, не помнящие своего родства» — всегда лёгкая добыча.  

Заключение

Как было сказано ранее, школьное образование не блещет качеством образовательного процесса. Преподавание уроков истории основано на предоставлении ученикам фактов, дат, ключевых фамилий той или иной эпохи, но зачастую информация о том или ином историческом событии, к сожалению, подаётся однобоко без взаимосвязей со всеми прочими сферами человеческой деятельности, что порождает недоумение от вопросов вроде: «Кто жил раньше: Пушкин или Карл Маркс?» При этом объём фактической информации постоянно растёт. Неизбежно присутствует искажение фактов вследствие неграмотности историков или даже преднамеренного злодеяния отдельных лиц. Причинно-следственные связи рассматриваются разве что в отдельных эпохах, но не выстраивается понимание причинно-следственных связей глобального исторического процесса, что способствует формированию калейдоскопического мировоззрения у школьников, делает их более внушаемыми, легко управляемыми. Со временем школьники вырастут и станут активными гражданами общества, войдут во власть. И куда пойдёт эта власть?

Калейдоскопическое мировоззрение плохо во всех его проявлениях. Но его культивирование в обществе хорошо для тех, кто желает устойчиво управлять населением, в том числе и средствами хронологического приоритета управления. Когда нет целостности исторических процессов, меняя и жонглируя фактами, под внешним управлением, общество заводят на ложный путь, делая его «рабом» положения. Так и с некоторой, довольно большой, частью белорусских националистов — охмурили головам бумажками, вот и выросли «бумажные националисты», которых ныне используют втёмную, готовя Беларуси судьбу Украины.

«Зная и понимая, ты работаешь на себя, иначе — на того кто знает и понимает больше».

Знать и понимать историю, как средство управления обществом, необходимо всем гражданам. Это нужно, чтобы избегать «удочек» манипуляторов, чтобы уметь различать правду от лжи, чтобы грамотно выстраивать путь в будущее, оглядываясь на достоверное течение истории своего народа и цивилизации в целом.

yjbunt-06

Материалы:

[ 1 ] Слуцкое восстание обречённых быть зависимыми или цивилизационный выбор беларусов? https://inance.ru/2017/12/sluckoe-vosstanie/

[ 2 ] Госплан — Генштаб советской экономики https://inance.ru/2017/02/gosplan-2/

[ 3 ] России нужны большевики-предприниматели! https://inance.ru/2015/05/predprinimatelstvo/

[ 4 ] Сталинская коллективизация сельского хозяйства https://inance.ru/2016/03/kollektivizatsiya-01/

[ 5 ] Газетный штамп. Газетный язык http://journalism.narod.ru/pressa/0022.html

[ 6 ] Канцелярит https://ru.wikipedia.org/wiki/Канцелярит

[ 7 ] Голодного бунта в Борисове в 1933 году не было http://borisovcity.net/?act=news&id=667

[ 8 ] Приемы манипуляции сознанием по С.Г. Кара-Мурзе http://vikent.ru/enc/4521/

[ 9 ] Антисоветские колхозные штампы  http://www.rusproject.org/node/1201

[ 10 ] Коллективизация сельского хозяйства в Белорусской ССР https://inance.ru/2016/10/kollektivizatsiya-bssr/

Иллюстрации:

http://www.chinamodern.ru/wp-content/uploads/Izobretenie-knigopechataniya.jpg

http://primpress.ru/img/media/pic/0116171508302sm.jpg

 


Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ