28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде родился Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков), а 18 июня 1938 года,79 лет назад, ушёл из жизни великий писатель, который имел очень тяжёлую и сложную судьбу.

5 раз его номинировали на Нобелевскую премию по литературе. Ещё с конца XIX века в своих произведениях Горький поднимал вопросы революционного изменения общества, он находился в явной оппозиции к царизму и симпатизировал социал-демократам. Революцию писатель встретил с недоверием, однако в итоге вернулся из-за границы и последние годы стал прижизненным классиком советской литературы. В чём особенность его жизненного пути и творчества, расскажем в нашей статье

— Буря! Скоро грянет буря!

Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:

— Пусть сильнее грянет буря!

М. Горький. Песня о Буревестнике.

Многие из нас не перечитывали книг Максима Горького со школьных лет и находятся во власти стереотипов.  Между тем, то, что было «обязаловкой» в юности, может стать открытием и удовольствием в зрелости. В День рождения писателя мы не могли не вспомнить о великом писателе, многогранном художнике слова, оставившем огромное творческое наследие.

Горькое детство

Гордо реет  Буревестник
http://www.vestnik-nn.ru/news/4/peet_gordo_byrevestnik/

Алексей Максимович Пешков родился 28 марта 1868 года  в  Нижнем Новгороде. Отец — столяр-краснодеревщик Максим Саватеевич Пешков,  мать — Варвара Васильевна Каширина. Мальчик рано осиротел, его воспитывали бабушка с дедушкой. В школе проучился всего два  года, знания добывал самостоятельно, читая много книг.

С 1878 началась его жизнь «в людях». Жил в трущобах, среди босяков; странствуя, перебивался подёнщиной. Пытался поступить в Казанский университет, но ему это не удалось. Побывал в Поволжье, на Дону, Украине, в Южной Бессарабии, Крыму, на Кавказе. Не раз арестовывался за общественно-политическую деятельность. О тех трудных годах Горький рассказал в трилогии «Детство», «Юность»,  «Мои университеты».

Одолеть зло мира

http://slidepedia.net/u/storage/ppt_29484/10a8f-1445969627-10.jpg

М. Пешков начинал как провинциальный газетчик. В 1892 году в газете «Кавказ» было напечатано его первое художественное произведение «Макар Чудра», которое  он впервые подписал псевдонимом Максим Горький. В 1895 году, благодаря помощи Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство». Тремя годами позже в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью Чехова и Толстого.

Секрет исключительного успеха молодого писателя объяснялся его мироощущением. В своих произведениях он вывел человека-борца, человека, способного одолеть зло мира. Горький выступил как горячий романтик, никто в литературе до него не создавал такого страстного и возвышенного гимна во славу человека.

В 1901 году писатель был избран почётным академиком Императорской Академии наук. Но он находился под постоянным надзором полиции, и Николай II аннулировал его избрание. В знак протеста Академию покинули Короленко и Чехов.

Осенью 1905 года Алексей Пешков вступил в Социал-демократическую партию рабочих, познакомился с Лениным, принимал участие в революционных событиях. По поручению партии выезжал в Америку, долгое время жил в Италии.

К 1910-м гг. имя Горького стало одним из самых популярных в России, а затем и в Европе. Постановки его пьес на сцене Московского Художественного театра имели исключительный успех и сопровождались антиправительственными выступлениями публики.

В конце  1913 года он  возвратился в Россию. Февральскую  революцию 1917 года  Горький встретил восторженно, видя в ней победу демократических сил страны, восставшего народа. Его квартира в Петрограде в феврале — марте «напоминала штаб», где собирались политические и общественные деятели, рабочие, литераторы, художники, артисты.

Особенности творчества писателя

В Советском Союзе сложилось представление о том, что Горький — это «буревестник революции», певец гордых и сильных героев, первооткрыватель образа рабочего-революционера (Павел Власов). Если судить по хрестоматийным горьковским произведениям, ещё недавно характеризовавшим горьковский раздел школьной программы («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «На дне», «Мать»), и их традиционным, стандартным интерпретациям, то «основоположник социалистического реализма», одним из первых радостно возвестил о неизбежности революции, восторженно принял её; будучи другом Ленина (и Сталина, кстати), до конца своих дней оставался верен однажды избранному пути (пролетарской солидарности, борьбы) и прошёл его как «великий пролетарский художник», не зная сомнений, противоречий, не испытывая неудовлетворенности (а если и испытывая, то недолго, в минуты личной слабости, в которой сам же и раскаивался после заботливых увещеваний Ленина —  в письмах и дружеских беседах). Так ли это?

Эпоха первой русской революции нашла многообразное отражение в творчестве Горького. Находясь в самой гуще революционных событий, он запечатлел их в произведениях различных жанров. В этот период широко развернулась публицистическая деятельность писателя. Горький имел большой опыт революционной борьбы, и его публицистика, правильно оценивающая ход событий, даёт ясную перспективу революционного движения. Он откликается на все актуальные вопросы жизни, причём в оценке событий Горький стоит на большевистских позициях. Он исходит из того, что трудовой народ (рабочий класс) —  главная сила революции, несущая освобождение от гнёта всему народу. Горький клеймит либеральную буржуазию и меньшевиков, утверждавших, что гегемоном революции должна быть буржуазия, а не пролетариат. В публицистических статьях Горький поднимает свой голос писателя и борца не только против русской, но и против мировой буржуазии.

Поистине громом среди ясного неба прозвучало появление —  уже в годы перестройки —  книги Горького «Несвоевременные мысли», остававшейся более 70-ти лет советской власти под строжайшим запретом, книги, содержащей его «заметки о революции и культуре 1917—1918 гг.». Такое возвращение Горького оказалось на редкость своеобразным (хотя её появление именно в эти годы вызывает много вопросов).

В этой книге хорошо известный Горький предстаёт в обличии, совершенно непривычном для нас, —  критика Ленина, обличителя революции, предсказателя грядущих народных бедствий.

У читателя, привыкшего к однозначности, почти неизбежно появляются вопросы, когда же Горький искренен? Где истинный Горький? В самом деле, трудно свыкнуться с мыслью, что Горький правдив и когда воспевает революцию, и когда обличает её, и когда проклинает интеллигенцию, и когда видит в ней первейшую по качеству производительную силу.

Горький создал соцреализм

http://images.myshared.ru/5/422756/slide_16.jpg

В советском литературоведении развитие реализма проходило от критических форм Пушкина, Гоголя, Толстого до социалистической. Такой художественный метод считался официальным и единственно верным для советского искусства. И если последним представителем критического реализма считался Чехов, то Горького назвали создателем социалистического реализма и всей советской литературы. Классическими образцами считались пьеса «Враги» (1906) и роман «Мать» (1906).

http://biblus.ru/pics/1/7/9/1005306144.jpg

В романе «Мать» нашла своё яркое выражение идея единства пролетарского движения с передовой революционной теорией. «Мать» —  это героическая эпопея борьбы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции против старого прогнившего строя. Рабочий класс показан в романе как подлинный гегемон революции, как главенствующая сила в общенародной борьбе за свободу. Никто до Горького ни в русской, ни в мировой литературе не показал так полно и всесторонне жизнь рабочего класса. Роман раскрывает ту общечеловеческую правду, носителем которой стал русский пролетариат.

http://static.newauction.ru/offer_images/2016/03/01/02/big/P/PoVWvmROGXZ/socrealizm_v_p_efanov_lenin_i_gorkij_v_gorkakh.jpg

Как исключительно агитационное произведение понял эту повесть В. И. Ленин:

«Книга —  нужная,—  сказал он Горькому, —  много рабочих участвовало в революции несознательно, стихийно, и теперь они прочитают «Мать» с большой пользой для себя…».

Но сама теория социалистического реализма оформилась полностью лишь в 1930-е годы, тогда же и была выстроена генеалогия произведений с Горьким в её основе. А ведь его классический роман был написан ещё за 30 лет до этого, да к тому же в Америке, вдалеке от Родины. Сам Горький считал ту поездку неудачной, чем и объяснил недостатки своей книги. Современные исследователи творчества писателя считают, что в основе его идеологии лежал вовсе не марксизм, как это представляли советские литературоведы, а идея создания нового человека и мира. Да и последнее произведение Горького, незавершенная «Жизнь Клима Самгина», даже в Большой Советской энциклопедии причислена к критическому реализму.

Горький боролся с социальной несправедливостью

Не вызывает сомнений факт неприятия писателем современного миропорядка. Но бунтарство его было не только социальным. Даже критик творчества Горького, Мережковский, указывал на метафизический, богоборческий взгляд на проблему. По его мнению, Чехов и Горький стали пророками, но не в общепринятом смысле. Писатели благословили то, что хотели проклясть и прокляли то, что хотели благословить. Они пытались показать, что человеку Бог не нужен, он сам им является, но из произведений становится понятно, что человек становится зверем и скотом, а то и хуже.

http://900igr.net/datas/filosofija/Vnutrennij-mir-cheloveka/0020-020-A.M.-Gorkij-v-skazke-v-stikhakh-Devushka-i-smert.jpg

Горькому были близки идеи русского космизма, он боролся со смертью, как с абсолютным злом, пытаясь её преодолеть путём бессмертия. Умирая, писатель в бреду произносил, что яростно спорит с Богом. Бунт писателя касался самих основ Мироздания, жизни и смерти. Это было намного выше, чем просто изменение общественного устройства.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9310/120816668.267/0_aa19f_591d2e90_XL.jpg

Сталини о сказку в стихах «Девушка и смерть» (1892) заявил, что это произведение сильнее «Фауста».

Горький являлся антимодернистом

Горького называют противником модернизма и декаданса, проповедником реализма. Но данный образ быстро рассыплется, если посмотреть на настоящее место писателя в творческих процессах Серебряного века. В ранних рассказах Горького присутствует богоискательство, ницшеанство, что вполне гармонирует с русскими тенденциями модернизма, волновавшими умы на рубеже XIX—XX веков.

О пьесе «На дне» Анненский писал в 1906 году, что Горький предстаёт самым ярким русским символистом после Достоевского. Реалистичность творчества иная, нежели у Гончарова или Островского. Читая Горького, любая будничная обстановка предстаёт иллюзией или сном. Даже миф о своей жизни, созданный самим писателем, может быть воспринят, как символ жизнетворчества. Да и Горький был близок со многими модернистами, что заставляет скептично смотреть на традиционный советский подход к его творчеству. Природу искусства писателя лучше всего описал Владислав Ходасевич. Этот видный представитель русского модернизма несколько лет был близким другом Горького.

Горький был большевиком

Хотя писатель и позиционировался, как яростный революционер, вскоре после событий октября 1917 года он уже критиковал своих недавних друзей. Горький писал, что Ленин и Троцкий отравились ядом власти, попирая демократические свободы. В беседах писатель предрекал скорое уничтожение коммунистов восставшими крестьянами. Но вскоре судьба сделала Горького новым трибуном режима.

У Горького было однозначное отношение к религии

Был ли писатель действительно воинствующим безбожником? На протяжении всей своей жизни Горький не прекращал попыток обрести духовный путь. Он много общался со священниками, вместе с Толстым помог уехать на запад христианам-молоканам. Но сам к какому-то вероучению писатель так и не пришёл. В 1929 году Горький заявил, что в любви верующих есть только ненависть к людям. Писатель подписал письмо с просьбой уничтожить Храм Христа Спасителя. Да и христианское смирение было чуждо литератору, он писал, что никогда ни в чём не собирался каяться.

Горький, Максим
http://www.molomo.ru/myth/gorky.html

Созвучны нашему времени

В 1932 году Нижний Новгород переименовали  в город Горький, хотя сам Алексей Максимович был против этого. В 1990-м  городу возвращено его историческое название. Имя Горького сегодня носят  улицы, площади, станции метро, музеи, заводы, театры, парки, университеты по всей стране.

Его книги близки читателям своей любовью к человеку, тонким психологизмом,  глубокими эмоциями. Они задевают за душу, заставляют сопереживать, думать, долго не отпускают. Произведения его не потеряли своей актуальности, созвучны нашему времени.

Горьковские пьесы ставятся в театрах. Множество фильмов снято по его книгам: «На дне»,  «Летние люди», «Жизнь Клима Самгина», «Васса», «Дачники», «Мать», «Дело Артамоновых», «Мои университеты», «В людях», «Преждевременный человек»,  «По Руси», «Табор уходит в небо», «Супруги Орловы», «Фома Гордеев», «Мальва», «Мещане», «Чудаки», «Варвары» и другие.

Афоризмы, известные фразы М. Горького:

  • Человек — это звучит гордо!
  • Рождённый ползать —  летать не может!
  • В жизни всегда есть место подвигам.
  • Учитесь у всех, не подражая никому.
  • От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле.
  • Если всё время говорить человеку, что он свинья, то он действительно, в конце концов, захрюкает.
  • Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
  • Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.
  • Красота и мудрость — в простоте.
  • В карете прошлого никуда не уедешь.
  • Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека.
  • Жизнь создаётся медленно и трудно, а разрушается быстро и легко.
  • Подлецы  — самые строгие судьи.
  • Если враг не сдаётся, его уничтожают.
  • Люди запутываются в массе лишних слов.
  • За всё, что человек берёт, он платит собой.
  • Хороший смех — верный признак духовного здоровья.
  • Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — чувствовать себя нужным и близким людям.
  • Любите книгу — источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми.

Послесловие

http://images.myshared.ru/4/265583/slide_1.jpg

В последние годы жизни Горький был окружён официальным признанием как «буревестник революции» и великий пролетарский писатель, основатель социалистического реализма.

18 июня 1936 года A.M. Горький умер в Москве при невыясненных обстоятельствах. Многие современники считали, что его отравили, однако эта версия не нашла подтверждения. На похоронах, в числе прочих, гроб несли Молотов и Сталин. Похоронён писатель на Красной площади.

Не только смерть Горького была загадочной, о многих фактах его  жизни нет достоверной информации.

Творческий путь Горького-публициста мучителен, наполнен взлётами надежды и горькими разочарованиями, твёрдой убеждённостью и разрушительными сомнениями. «Несвоевременные мысли» как раз и отражают момент наивысшего обострения противоречий писателя, его напряжённые поиски ответа на вопрос о смысле русской революции, о роли в ней интеллигенции.

Материалы:

Творчество М.Горького

http://studbooks.net/743079/literatura/maksim_gorkiy_burevestnik_revolyutsii

Гордо реет буревестник

http://www.vestnik-nn.ru/news/4/peet_gordo_byrevestnik/

Максим Горький

http://www.molomo.ru/myth/gorky.html


Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

3 КОММЕНТАРИИ

  1. В художественных произведениях Горького перед нами предстает жизнь «России, которую мы потеряли» – без прикрас. В горьковской публицистике мы находим осмысление этих явлений. Языком не только писателя, но и публициста, просветителя, политика, борца. Горький никогда не затушевывал острых вопросов жизни, он ставил их ребром.

    Вот яркий пример того, как писатель охарактеризовал взаимоотношения имущих классов царской России и народа: «Когда вы говорите о любви, вы вашей сладкой речью хотите только заговорить зубы ваших ближних, оскаленные голодом и злобой, вам кажется, что, смягчив любовью сердца озлобленных и угнетенных вами, вы можете ослабить силу их справедливой мести. Вы лицемерите, когда зовете братьями людей, которых вы поработили, вы лжете, проповедуя любовь тем людям, в сердцах которых вы сами же посеяли зависть, ненависть и злобу. Вы искренни, конечно, когда советуете ближним вашим: люби нас. Но вы скрываете за этими словами другие, более правдивые слова: несите терпеливо, не возмущаясь, без ропота тяжелый гнет труда, унижения, нищеты, возложенной нами на ваши спины. Но вы все нагло лжете, когда говорите своим рабам: мы тоже любим вас».

    Эти слова заставляют вспомнить риторику современных политических деятелей России, в которой часто употребляется слово «единство» и его производные. «Единая Россия», «народное единство» – слишком часто мы слышим эти словосочетания. Горький не испытывал иллюзий насчет того, что глубокие социальные противоречия можно разрешить тихо и мирно: «Рабов – нельзя любить! Их можно только презирать или бояться». В этом раскрыта жестокая правда того, что официальные профсоюзы называют сегодня красивой фразой «социальное партнерство», прикрываясь которой, власть производит демонтаж остатков социального государства.

  2. Некогда им вспоминать Горького, чьи произведения отнюдь не сахар для власть имущих.

    Смотреться в зеркало горьковских «Заметок о мещанстве» для них крайне неприятно – это огромный удар по самооценке. Слова Горького о великой роли науки и образования – это пощечины нынешним высшей школы, внедрителям ЕГЭ, а также поборникам клерикализации образования. А как прикажете реагировать высокопоставленным лицам на следующую фразу писателя: «Великая заслуга перед жизнью и людьми – сохранить в душе истинно человеческое в дни, когда торжествует обезумевшая свинья»? Это же сразу несколько статей Уголовного кодекса и, опять же, удар по самолюбию…
    Неудобен Горький в сегодняшней официальной России. Но у всей остальной России, в отличие от «элиты», потребность в Горьком есть.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ