Читать около 17 мин

Восстание Калиновского в представлении националистов

Показательно как пишут о восстании «белорусские» националисты (например «22 января 1863 года началось восстание Калиновского», «Восстание Калиновского: споры продолжаются и через 150 лет») или сочувствующие им «Восстание 1863-1864 гг. в Беларуси»:

  • восстание Калиновского преподносится как национально-освободительное;
  • никакой предыстории вопроса, либо она представлена минимально и в обеляющем свете;
  • описание только непосредственных событий восстания;
  • описание изобилует эмоционально нагружёнными фрагментами, кровавыми подробностями, которые нужны, чтобы представить восставших как героев;
  • аргументами представляются высказывания отдельных политических деятелей, а не причинно-следственные связи и исторические факты.

Всё это показывает узость мышления националистов, его идеологизированность, а значит его избирательность, необъективность. При детальном разборе такие «собеседники» уходят от неудобных фактов, давят эмоциями, отсылают к субъективным аргументам: мнениям авторитетов, своим впечатлениям и т.д. Главное — они игнорируют причинно-следственные связи и особенно взаимосвязи националистов прошлого с внешними силами, называя указание на такие факты «пропагандой». И сами того не ведая, ведут оголтелую и неуклюжую пропаганду в интересах таких внешних сил, скрывая их активность, в первую очередь, для себя самих, а также будущих поколений потенциальных националистов. Ведь их субъективное мнение об отсутствии сношений со внешними силами может быть использовано в будущем кем-то как аргумент в такой беседе.

Мы же посмотрим в целом на это восстание.

Восстание Калиновского: причинно-следственные связи

После разделов в 1772, 1793 и 1795 гг. Речи Посполитой — федеративного государства, в состав которого с 1569 года входили Королевство Польское (нынешние польские и украинские территории) и Великое княжество Литовское (нынешние белорусские и литовские, часть латвийских территорий), осуществленных Австрией, Пруссией и Россией, земли Беларуси оказались в составе Российской империи.

Верхние слои общества прекратившего существование государства — аристократия, а также большая часть шляхты — местного дворянства — к тому времени, осознавая своё литвинское происхождение, считали себя представителями народа Речи Посполитой, общались на польском языке, в значительной степени находились в орбите польской культуры. Белорусский язык был языком общения простого народа, части горожан. Процент дворян — шляхты среди населения в Беларуси, Литве и Правобережной Украине был одним из самых высоких в Европе. После присоединения этих земель к Российской империи местные уроженцы составляли две трети дворян Европейской России. Осознание утраты государственности, которое подпитывалось воспоминаниями о былых политических правах в своей державе, а также с помощью существовавшей системы школьного образования, ориентированного на польско-литвинскую культуру (в большинстве школ преподавание велось на польском языке), через католический костел и т. д., формировало «польско-литовско патриотические» настроения в среде местной шляхты, вызывало протест против российского государства, порождало стремление к борьбе за восстановление Речи Посполитой.

image7
Низложение русских знамён после битвы около Вавра. Г.Б.Вундер. 1831 год http://www.runivers.ru/images/date/2011_february/19/s.jpg

Во вспыхнувшем в 1830 — 1831 гг. на территории Польши, Беларуси и Литвы национальном восстании приняла участие большая часть шляхты. После подавления восстания царские власти предприняли значительные усилия, чтобы ослабить протестный потенциал. Имения и усадьбы активных участников восстания подверглись конфискации. Шляхтичи, не сумевшие документально подтвердить своё дворянское происхождение, переводились в разряд однодворцев западных губерний — специально утвержденной податной категории сельского населения, то есть понижался их социальный статус.

Начались изменения в системе образования — многие школы были переведены на русский язык обучения. В 1839 году при поддержке властей состоялись официальная отмена церковной унии между православной и католической церквами, действовавшей в Беларуси с 1596 года, и перевод большинства униатов, которые составляли значительную часть населения Беларуси, — преимущественно крестьян — в православие.

Царское правительство, пытаясь заручиться большей поддержкой православных крестьян, провело на территории Беларуси инвентарную реформу: наделы государственных крестьян (подчинявшихся не помещикам, а государству) были увеличены за счет передачи им части земель участников восстания 1831 года.

Царским манифестом от 19 февраля (3 марта по новому стилю) 1861 года в Российской империи отменялось крепостное право. Крестьяне получали личную свободу, но их наделы примерно на 30 процентов уменьшались, оставшуюся землю они должны были со временем выкупить, а до этого момента назывались временнообязанными и продолжали выполнять разного рода хозяйственные работы для помещиков, вводились многочисленные платежи в казну. Крестьянские волнения, как следствие неудовлетворённости характером реформы, охватили многие местности Российской империи. Массовое недовольство крестьян власти предвидели и, например, на территории Беларуси ещё до отмены крепостного права разместили стотысячные войска.

В Российской империи в конце 1850-х — начале 1860-х годов разворачивалось революционное движение, состоявшее в основном из разночинцев — выходцев из неаристократических слоев населения. Свою цель революционеры видели в улучшении положения народных масс. Движение принимало форму различных кружков, подпольных организаций. Одна из крупнейших тайных организаций — «Земля и воля» —проводила работу по подготовке всеобщего крестьянского восстания. Основной идеей было установить власть народа, передать всю землю крестьянам без выкупа. Предполагалось образовать на просторах Российской империи добровольную федерацию областей. Сложившаяся в стране накануне и во время реформы 1861 года революционная ситуация, усиление крестьянского движения давали надежду на осуществление этих планов.

image8
https://videouroki.net/videouroki/conspekty/hist10ru/49-obshchestvennoe-dvizhenie-v-1850-h-1860-h-gg.files/image002.png

Ситуация в польских и белорусско-литовских губерниях кроме аграрно-крестьянского, обострялась ещё и национальным вопросом. Прежде всего в этот период имел место подъём польского национального движения, целью которого являлось восстановление независимого государства в границах Речи Посполитой 1772 года.

image10
Карта Речи Посполитой после Деулинского перемирия, совмещённая с картой границ современных государств. https://news2.ru/user_images/6141/2117382_1517771264.png

Во многих городах Польши проходили антиправительственные манифестации, собирались они также в Вильне, Минске, Витебске, Гродно.

22 августа 1861 году на территории Беларуси и Литвы было введено военное положение. Для наказания участников выступлений действовали специальные полицейские суды. Во все местные гимназии были разосланы воинские команды.

По вопросу о способах достижения своей цели представители национального движения делились на два крыла: консервативное и демократическое. Представители консервативного лагеря, так называемые «белые», — это были в основном средние и крупные землевладельцы, представители крупной буржуазии, надеялись добиться успеха путём переговоров с царским правительством и с помощью дипломатической поддержки западных держав. Так называемые «красные» — в основном представленные безземельной и малоземельной шляхтой, мелкими чиновниками, ремесленниками, составляли демократически настроенное крыло будущих участников восстания.

Борьбу за независимость они связывали с решением аграрного вопроса. Однако по методу решения задач «красные» делились на «правых» — умеренных и «левых» — представителей революционно-демократических кругов. «Правые» при осуществлении своей политической программы отводили ведущую роль шляхте. Остерегаясь крестьянского восстания, они в то же время стояли за наделение крестьян землёй за счёт конфискации части земли у помещиков при соответствующей денежной компенсации.

«Левые», которые признавали право на национальное самоопределение литовцев, белорусов и украинцев, залог успеха национально-освободительной борьбы видели в союзе с революционными силами России.

Главные действующие лица

Для руководства восстанием «красные» весной 1862 года в Варшаве образовали Центральный национальный комитет (ЦНК).
Подобные политические течения существовали в Беларуси и Литве. Так, в Вильно летом 1862 года с целью подготовки восстания был образован Литовский провинциальный комитет (ЛПК), который формально был подчинен ЦНК. В ЛПК входили представители как «красных», так и «белых». По инициативе ЛПК собирались средства на проведение восстания и были созданы местные революционные организации: гродненская (К.Калиновский), минская (А.Трусов), новогрудская (В.Борзобогатый) и другие.

image1
Константин Калиновский (1838 — 1864 гг.) https://media2.nekropole.info/2018/01/Vikentijs-Kalinovskis_5a50d5e6f23ed.jpg

«Левую» часть повстанцев в Беларуси возглавлял Константин Калиновский (1838 — 1864 гг.). Он был выходцем из семьи обедневшего шляхтича Гродненской губернии, окончил Петербургский университет, где являлся активным членом тайного кружка польского революционера С.Сераковского.

Осенью 1861 года революционеры Беларуси и Литвы создали в Вильне Комитет движения под руководством Л. Звеждовского, в конце лета 1862 года преобразованный в Литовский провинциальный комитет, для руководства восстанием в крае. Структурные ячейки нелегальной организации насчитывали около трёх тысяч человек. Её членом стал и К. Калиновский, в октябре 1862 года он возглавил комитет, а Л. Звеждовский выбыл из его состава. В конце 1862 — начале 1863 года членами Литовского провинциального комитета были также А. Бонольди, Э. Вериго, Б. Длуский, А. Залесский, Я. Козел-Поклевский, З. Чехович. С осени 1862 года Калиновский полностью перешёл на нелегальное положение. Литовский провинциальный комитет к началу 1863 года разослал по губерниям, уездам и волостям края своих комиссаров, призванных готовить выступление.

Вернувшись на родину, К.Калиновский вместе с В.Врублевским и Ф.Рожанским в 1862 — 1863 годах подпольно издавал на белорусском языке газету (больше похожую на информационный листок) «Мужыцкая прауда» (всего вышло 7 номеров), проникнутую революционно-демократическими идеями. Она объясняла крестьянам крепостнический характер реформы, призывала их не верить царю и вместе с оружием в руках идти добывать «настоящую волю и землю». Её называют первой газетой на белорусском языке — пропагандистских листков, где под псевдонимом «Ясько-гаспадар из-под Вильны» доходчиво разъяснял простому народу цели будущего восстания.

image5
https://otvet.imgsmail.ru/download/u_01b4eb4d52d20d7128f1033ca0d6dda9_800.jpg

Основное содержание «Мужицкой правды» – призыв к борьбе против русских: не только представителей власти, а русских вообще, изображаемых жестоким и умным врагом. «Мужицкая правда» затрагивала наиболее злободневные проблемы жизни деревни и указывала на русских как источник всех бед. Однако ряд фигурирующих в листовках притеснений был надуман, в результате чего агитация в поддержку польского восстания не производила на крестьян ожидаемого впечатления, а наоборот, настораживала их.

В листовках отсутствуют упоминания о том, что местные крестьяне – белорусы или литвины/литовцы. Единственный раз обозначение «литовский» появляется в словосочетании «Король Польский и Литовский» («Мужицкая правда» №2), что, несомненно, относится к королю Речи Посполитой, называемому в других случаях «Королем нашим польским». Сами крестьяне не идентифицировали себя по этническому признаку и различали в своей среде русских и поляков, исходя из вероисповедной принадлежности. Понятно, что польские повстанцы не могли обращаться к православным крестьянам как к русским. Считать же их поляками не позволяла вера. Лишь в позднем «Письме Яськи-гаспадара из-под Вильно к мужикам земли Польской» Калиновский прямо объявил белорусских крестьян поляками, что было уже скорее проявлением отчаяния по поводу проигранного дела. Таким образом, «Мужицкая правда» апеллировала к социальному слою — крестьянству, а не к этнической общности — белорусам. Тот факт, что она выходила на белорусском языке, вовсе не равнозначен белорусской направленности издания: пропаганда на польском воспринималась бы крестьянами как «панская», что не давало шансов получить какую-либо поддержку с их стороны.

«Мужыцкая прауда» брала под защиту униатскую церковь. Один из выпусков был посвящён защите униатства, просуществовавшего в Беларуси более 200 лет. Калиновский здесь выступил с резкой критикой православия, в связи с тем, что, по его мнению, оно навязывалось белорусам силой.

Одна из основных политических целей, сформулированных Калиновским в качестве программных, — «освобождение из-под российского господства». Предполагалось восстановить Великое княжество Литовское в составе федеративной Речи Посполитой — не шляхетской, а демократической, построенной на началах социального равенства. К. Калиновский старался развеять убеждения крестьян относительно «хорошего» царя, представлял реформу 1861 года как грабительскую, выступал сторонником перераспределения помещичьих земель между сельчанами. Он исходил из идеи народной, крестьянской революции и установления в результате её народовластия и принципиально расходился не только с «белыми», но и с умеренными «красными», делавшими ставку на ведущую роль шляхты, но никогда не аппелировал к «беларусам».

К. Калиновский последовательно добивался установления равноправных отношений между Литовским провинциальным комитетом и Центральным национальным комитетом в Варшаве.

В конце 1862 году взаимоотношения между Литовским провинциальным комитетом в Вильне и Центральным национальным комитетом в Варшаве носили весьма напряжённый характер. Разногласия были столь значительными, что в Центральном национальном комитете, принимая решение о начале восстания, не сочли нужным согласовать его дату с виленскими соратниками.

Ход восстания

Неожиданное распоряжение царских властей о проведении в Царстве Польском рекрутского набора, под который могли попасть многие из будущих повстанцев, стало одной из причин того, что восстание началось раньше, чем было запланировано.

10 (22) января 1863 года Центральный национальный комитет в Варшаве обнародовал манифест о начале восстания, было образовано Временное национальное правительство, которое объявлялось руководящим органом на территории всей бывшей Речи Посполитой.

20 января (1 февраля) 1863 года Литовский провинциальный комитет призвал всех «литвинов» взяться за оружие и поддержать восстание в Польше. Провозглашалось Временное провинциальное правительство Литвы и Беларуси. На места рассылалась инструкция о наказании наиболее жестоких помещиков — «угнетателей народа». Тем не менее ради единства действий радикальные «красные» в составе Литовского провинциального комитета пошли на принципиальные уступки польским шляхетским революционерам по всем программным вопросам и фактически полностью подчинились польскому Временному национальному правительству. В Варшаве, однако, к ним не было полного доверия. Существовало и недовольство действиями К. Калиновского, выступавшего за автономность в организации восстания и руководстве им на территории Беларуси и Литвы.

В феврале 1863 году руководство восстанием в Вильне захватили в свои руки «белые». Главной задачей для них было не допустить его перерастания в крестьянскую революцию, к которой стремился К. Калиновский 27 февраля (11 марта) 1863 года.

В конце марта 1863 года К. Калиновский был назначен на должность революционного комиссара Гродненской губернии, где активно участвовал в развертывании восстания, стремился привлечь к участию в нем как можно больше крестьян. Как писал позднее В. Ратч: «Далеко деятельнее, энергичнее и способнее всех воеводских комиссаров для революционного дела оказался Калиновский».

Первые повстанческие отряды появились на территории Беларуси из Польши в январе—феврале 1863 года. Формирование местных отрядов и выход их к месту сбора начались в марте—апреле 1863 года.

Во многих местностях Могилевской и Витебской губерний крестьяне … не поддержали восстание Калиновского. Более-менее значимую поддержку среди крестьян (в первую очередь среди казенных) повстанцы получили в Гродненской и Виленской губерниях.

Из всех крестьян, поддержавших восстание Калиновского, 33 % составили крестьяне Гродненской губернии, 27% — Виленской, 20% — Минской, 13% — Могилевской и 7% — Витебской губернии.

«Белые» и «пушистые»

image3
https://ic.pics.livejournal.com/masterok/50816465/2059804/2059804_original.jpg

В европейской печати польское восстание романтизировалось, подавалось исключительно как национально-освободительное движение гордого европейского народа против российского самодержавия и национального гнета. Подобное отношение унаследовала от революционного движения того времени и официальная советская историческая наука. Между тем, повстанцы не были «мягкими и пушистыми» романтиками-идеалистами, сражавшимися исключительно за свободу. Повстанцы, среди которых преобладала польская шляхта, отстаивали свои классовые интересы, а именно выступали за возвращение той формы социального и политического устройства, при которой шляхта себя чувствовала наиболее вольготно. Свою роль в мотивации повстанцев играли религиозные различия. Известно о расправах над православными священнослужителями, осквернениях православных церквей и кладбищ.

image4
http://rumol.org/wp-content/uploads/2013/01/%D0%9B%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%92%D0%9A%D0%90-%D0%9A%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%93%D0%9E.jpg

Александром II в марте 1863 года был принят ряд радикальных мер в рамках проводившейся аграрной реформы. Так, в Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской, а затем и Витебской, Киевской, Могилевской, Подольской и Волынской губерниях были прекращены обязательства крестьян по отношению к помещикам. Поскольку основную часть помещиков составляли польские шляхтичи, такая мера не могла прийтись им по нраву. Но дальновидная российская политика лишила польских панов поддержки основной массы крестьянства. Большинство крестьян и в Царстве Польском, и в западных губерниях оставалось равнодушным к повстанцам. Известно немало случаев и выступления крестьян против повстанцев, которые досаждали сельскому населению своими поборами, а то и откровенными грабежами.

image6
https://ic.pics.livejournal.com/masterok/50816465/2060270/2060270_original.jpg

Польские паны отличались особой жестокостью по отношению к крестьянскому населению, особенно к украинским и белорусским крестьянам, исповедовавшим православие. Поэтому не было ничего удивительного в том, что крестьянское население ненавидело своих эксплуататоров и при любом удобном случае предпринимало против них какие-либо действия. Например, неоднократно крестьяне собирали отряды и захватывали своих панов, сочувствовавших повстанцам, чтобы сдать их властям. Более того, командование русской армии даже пыталось несколько охладить пыл крестьянства, которое во время подавления восстания пыталось отыграться за столетия бесчинств шляхты. В свою очередь, повстанцы развернули настоящий террор против мирного крестьянского населения, пытаясь запугать крестьян и вынудить их поддерживать восставших или, хотя бы, не сотрудничать с царскими войсками. Отсутствие поддержки со стороны крестьянства стало одной из главных причин быстрого поражения Польского восстания 1863 — 1864 годов.

Результаты восстания

В период с 1863 по 1865 годы в боевых действиях на территории Царства Польского и западных губерний русская армия потеряла 1221 солдата и офицера погибшими и умершими от ран, 2810 — умершими от болезней и бытовых травм, 3416 — ранеными, 438 — пропавшими без вести и дезертировавшими, еще 254 человека попали в плен к повстанцам. Имели место случаи перехода отдельных солдат и младших офицеров на сторону повстанцев, причем обычно переходили к повстанцам офицеры польского и литовского происхождения. В процессе подавления восстания власти достаточно жёстко карали лидеров и наиболее активных повстанцев.

image2
https://ic.pics.livejournal.com/z_bulkin/43672918/12988/12988_original.png

22 марта 1864 года в Вильно повесили Константина Калиновского. Общее количество смертных приговоров, приведённых в исполнение, составило за период 1863 — 1865 гг. около 400. Не менее 12 тысяч человек были высланы в Сибирь и другие районы Российской империи.

Ещё около 7 тысяч участников восстания и сочувствующих покинули пределы Царства Польского и западных губерний и эмигрировали в страны Центральной и Западной Европы. Однако, действия царского правительства в отношении повстанцев вряд ли можно назвать чрезмерно жёсткими. Уже 31 декабря 1866 года Александр II заменил бессрочную каторгу для приговорённых к ней повстанцев десятилетней. Всего наказание за участие в восстании понесло лишь около 15% повстанцев, а большинство участников боевых действий со стороны восставших остались на свободе.

После подавления восстания царское правительство озаботилось вопросами профилактики национализма среди польской шляхты. В 1864 году был запрещён латинский алфавит, Михаил Муравьёв распорядился прекратить издание любых книг на литовском языке. В 1866 году генерал-губернатор Виленской губернии Константин Кауфман запретил употребление польского языка в общественных местах и в официальных документах, а также ввел запрет на использование любой польской национальной символики. По позициям польской шляхты был нанесен серьезнейший удар. Зато в результате восстания выиграло крестьянство.

Власть, стремясь создать противовес польской шляхте, снизила сумму выкупных платежей для крестьян на 20% (в литовских и белорусских землях — на 30%). Кроме того, началось централизованное открытие начальных школ для детей белорусских и литовских крестьян, которое имело вполне объяснимый смысл – воспитывать подрастающие поколения крестьян в лояльности к российской власти, в православной культурной традиции.

Хотя европейское общественное мнение идеализировало повстанцев, рассматривая их исключительно как героев-идеалистов, в действительности Польскому восстанию серьёзно не помогла ни одна европейская держава. Именно надежда на помощь со стороны Франции и Великобритании «грела душу» польским шляхтичам, рассчитывавшим на начало войны западных держав с Россией. Даже британские газеты признавали, что если бы лидеры повстанцев не рассчитывали на западную военную помощь, восстание прекратилось бы само собой, а то и вообще бы не начиналось.

Заключение

Восстание 1863 — 1864 гг. явилось одним из знаковых событий в истории Беларуси, оказавшим определённое влияние на дальнейшую судьбу белорусского народа, что нашло отражение в трудах учёных и публицистов, начиная со второй половины XIX века.

Опубликована значительная часть архивных документов, связанных с событиями восстания. Значение восстания на территории Беларуси, действия и роль его руководителей, в частности К. Калиновского, в разное время и разными авторами оценивались по-разному. Восстание объявлялось то «польской смутой», то чисто шляхетским, то чисто крестьянским, то буржуазно-демократическим. Иногда вообще подвергается сомнению наличие в нем революционно-демократического крыла. В зависимости от предпочтений различных авторов то акцентируется, то затушевывается религиозно-клерикальная составляющая событий восстания.

Различия в оценках существуют и поныне. Причина этого кроется в разнице подходов к оценке событий того времени. Явно это восстание многокомпонентно, но его точно нельзя назвать чисто крестьянским, скорее — наоборот — восстание преследовало интересы, в первую очередь, шляхты и тех, кто хотел получить те или иные политические дивиденды от восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года.

И, если помнить об этом, то можно увидеть, как деятельность К. Калиновского была вписана в интересы польской шляхты. Это даёт повод некоторым исследователям называть К. Калиновского «сконструированным героем», польским революционером-фанатиком, поставленным на должность руководителя восстания польским повстанческим центром, как считает его историк А. Гронский, он же называет создание «Мужицкой правды» чисто пропагандистской акцией.

К. Калиновский нигде напрямую не заявлял в своих текстах о правах и чаяниях белорусов и не употреблял такого названия. Однако следует сказать, что в то время название белорусы ещё не закрепилось за всем народом и являлось узко региональным. Ставится под сомнение приверженность Калиновского идее социальной справедливости. Жёстко критикуются его позиции в отношении методов ведения борьбы (насильственных) и веротерпимости.

Существуют столь же противоречивые мнения и о роли генерал-губернатора М. Муравьёва. Некоторые его считают талантливым администратором, защитившим местных крестьян от повстанцев, а другие называют «вешателем».

Историк А. Бендин объявляет К. Калиновского «идеологом беспощадного революционного террора» и считает возможным охарактеризовать события, связанные с восстанием, как эпизоды «гражданской войны, вспыхнувшей в крае на основе политического, социального и религиозно-этнического противостояния».

Историк М. Бич, оценивая значение восстания 1863 — 1864 года, говорит, что, хотя оно в тех условиях почти не имело шансов на победу, в нём проявились мужество, решительность и самоотверженность многих сыновей Беларуси в борьбе за волю и лучшую долю народа. Однако следует понимать, что в случае победы восстания вся их мужественность, решительность и самоотверженность легла бы в основание новой Речи Посполитой. Разве это было бы хорошо для Беларуси?

Если бы восстание победило, то вряд ли бы сегодня кто-то на территории Беларуси говорил бы на белорусском языке, скорее всего, зная как себя вела Польша, проводя  политику ополячивания в присоединённых землях, все говорили бы на польском.

Разве это нужно даже националистам Беларуси?

Образ «белорусского героя Кастуся Калиновского» закрепился в массовом сознании только в период советской власти. Причём, до сих пор Калиновский считается именно белорусским национальным героем, и доказательства обратного зачастую попросту не принимаются.

В целом же, попытка создания пантеона белорусских героев (не только из Калиновского) в начале ХХ века оказалась безуспешной. Видимо, белорусские националисты так и не смогли связать деятельность конкретного персонажа истории с обоснованием того, что эта деятельность была на благо суверенного белорусского народа. Всё время эти «герои», если рассматривать их деятельность в крупном масштабе, работали на чьи-то интересы: польские, литовские или какие бы то ни было ещё.

Надо ли на таких равняться?

Материалы:

История восстания 1863–1864 гг. на территории Беларуси (обзорная справка)
https://archives.gov.by/index.php?id=223980

ИСТОРИЯ ВОССТАНИЯ 1863 — 1864 ГОДОВ
http://kdkv.narod.ru/1864/Hist-Bunt-mm.htm

Польское восстание: шляхту «кинул» Запад и ненавидели крестьяне
https://topwar.ru/135603-polskoe-vosstanie-shlyahtu-kinul-zapad-i-nenavideli-krestyane.html
https://labuda.blog/14651

Кастусь Калиновский как был сделан белорусский герой из участника польского восстания 1863 — 1864 гг.
http://rumol.org/aleksandr-gronskij-kak-byl-sdelan-belorusskij-geroj-iz-uchastnika-polskogo-vosstaniya-1863-1864-gg-kalinovskogo/

22 января 1863 года началось восстание Калиновского
https://charter97.org/ru/news/2017/1/22/238500/

Восстание 1863—1864 гг. в Беларуси. Общественно-политические взгляды К. Калиновского
http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=1683

Восстание Калиновского: споры продолжаются и через 150 лет
http://www.dw.com/ru/%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%82%D1%81%D1%8F-%D0%B8-%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7-150-%D0%BB%D0%B5%D1%82/a-16560628

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ