Читать около 20 мин

 

В данной статье мы приведём общую характеристику системы образования, некоторые статистические данные по её состоянию и какие основные проблемы в ней накопились. Для этого мы рассмотрим данные статистического ежегодника Республики Беларусь и Госудраственной программы «Образование и молодёжная политика»на 2016 — 2020 годы и оценим на чём основывается образование в Республике Беларусь? Отвечает ли система образования республики вызовам времени?

Исторический контекст

У человечества, как некоторой системы, есть какие-то собственные параметры, в том числе частоты течения различных процессов. Одна из основных — это частота смены поколений, которая характеризует скорость обновления биологической составляющей человечества. Она примерна равна 25 годам — это среднее время появления у женщины первого ребёнка. Эта частота практически не менялась на протяжении многих тысяч лет.

Социальная составляющая, также присущая человечеству как виду, меняется с иной скоростью. Её изменения легко проследить, оценив на примере какой-то отрасли частоту смены поколений технологий в ней, в которой выражается скорость обновления информационной среды.

Возьмём транспорт. Человек изобрёл телегу, и она прослужила без существенных изменений тысячи лет. Человек изобрёл карету, и она проездила сотни лет. Изобрёл паровоз, его конструкция менялась через десятки лет (паровоз, тепловоз, электровоз, монорельсовая железная дорога). С изобретением автомобиля и самолёта обновление отрасли уже занимает единицы лет.

Мы видим, что частота смены технологий постоянно нарастает, и если в начале она измерялась тысячелетиями, то на сегодняшний день — измеряется годами. Но техническая информация — это только часть общей информации культуры человечества. Такому же закону смены поколений информационной среды на нынешнем пути развития человеческой цивилизации подвержена вся культура, если под культурой понимать всю внегенитически передаваемую от поколения к поколению информацию, то есть не передаваемую посредством генетического аппарата.

И получается, что скорость обновления социальной составляющей обогнала биологическую к середине XX века. Это явление смены соотношения частот обновления биологической и социальной составляющих и их взаимосвязь в глобальном историческом процессе получило название Закон времени.

http://newyouthpolicy.org/images/ARTDLYASTATEJ/zapisi/%20%202.png

 

 


Жизненная стратегия успеха в прошлом

До смены частот выигрышной стратегией жизненного успеха было заучивание знаний, которые обеспечивали высокий уровень достатка. Единожды полученные знания отцы передавали детям, и те на их основе, если не были оболтусами, также гарантированно обеспечивали себе, как минимум, тот же достаток, что был у родителей. Соответственно, какие-то новации в своём деле позволяли обеспечить больший достаток по сравнению с теми, кто секрета новации не знал. Потому выгодной стратегией стало скрытие «ноу-хау» — методов улучшения своей продукции. А следствием — появление профессиональных династий: поваров, кузнецов, артистов, царей, вплоть до управленцев глобальными процессами.  В существовавшей в то время логике социального поведения было выгодно скрывать знания и передавать их по наследству. Во многих случаях информация о том «как делать» («ноу-хау») была более важна, чем всё богатство рода, что неоднократно освещалось в сказках и преданиях. Поэтому ещё одним следствием стало развитие системы шифрования знаний и системы посвящений в секреты тех или иных систем кодирования.

На этой основе и складывалась толпо-«элитарная» модель общественного устройства, где на верхушке пирамиды были в основном управленческие профессии, ниже информационные, а в самом низу — производственные. Переход между уровнями осуществлялся посредством тех или иных посвящений в управленчески значимую информацию, с помощью которой индивид мог заниматься более значимым в обществе видом деятельности.

http://media-mera.ru/wp-content/uploads/pyramid_of_capitalist_system.jpg

Этой логике социального поведения подчинялись все процессы в обществе.

Проспанный апокалипсис

В первой половине 20-го века (1900…1950) частоты обоих процессов совпали и в жизни человеческого общества произошло явление, в технике называемое — резонансом.

http://wiki-kob.ru/images/thumb/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_(%D0%B2%D0%B5%D1%80.3).png/600px-%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_(%D0%B2%D0%B5%D1%80.3).png

Явление резонанса:
Любая система, даже находящаяся в состоянии покоя, обладает собственной частотой колебаний. Если к такой системе приложить вынуждающую силу с частотой близкой или равной частоте собственных колебаний — это приведет к резонансу, т.е. резкому увеличению амплитуды колебаний. Резонансные явления могут вызвать необратимые разрушения в различных механических системах, например, неправильно спроектированных мостах. Так, в 1905 году рухнул Египетский мост в Санкт-Петербурге, когда по нему проходил конный эскадрон, а в 1940 — разрушился Такомский мост в США. Чтобы предотвратить такие повреждения, существует правило, заставляющее строй солдат сбивать шаг при прохождении мостов.

Человечеству удалось проскочить этот отрезок времени и выжить, благодаря тому, что данный период был незначителен по продолжительности относительно всего исторического процесса, и население нашей планеты не достигло к этому времени критической массы, хотя в это время весь мир потрясла волна войн и революций. Этот период в библии назван — апокалипсис, который богословы успешно проспали.

Стратегия успеха сегодня

Теперь за время жизни одного человека и жизни одного поколения происходят многократные изменения в окружающем социуме (изменения в информационном состоянии общества). В условиях, когда скорость смены технологий приблизилась к порогам скорости освоения новых технологий человеческой психикой (в некоторых случаях речь уже идёт на месяцы), на первое место и выходят методы освоения новых знаний, а не сами знания, которые быстро устаревают. Это меняет облик всего общества и систему образования в частности (https://inance.ru/2014/09/znaniya/).

В период до смены логики социального поведения человек рождался, получал некую информацию (вот телега, вот ремесло, вот властитель), и она была незыблема, вплоть до его ухода из жизни. Тот, кто в течение жизни получал посвящение в «нечто» (некую новую информацию), мог за счёт монополии на это знание безбедно жить всю оставшуюся жизнь. Тот, кто не получал подобных посвящений, пахал землю в череде поколений. Ныне пора посвящений закончилась, в результате всё возрастающей скорости обновления информации в обществе они утратили какой бы то ни было смысл.

Меняется и отношение людей к происходящему вокруг них, в результате чего после второй половины XX-го века происходит смена логики социального поведения людей. Стратегия династического наследования и сокрытия знаний стала проигрышной. Её эффективность отчасти сохраняется в тех областях, где пока удаётся скрывать информацию, но уже и там зачастую самоучки самородки выигрывают у наследных профессионалов. В школах, если учитель, как человек — плох, то к нему будет и соответствующее отношение со стороны класса — никакого преклонения перед авторитетами теперь нет. Теперь умение постоянно учиться новому — залог успеха. Поэтому в процессах обучения наибольшую важность теперь играет обучение методам (того КАК надо делать), тогда как фактология уходит на второй план (обучение КТО, ЧТО, КОГДА). Фактически, образование должно стать методологическим, перестав быть фактологическим.

Отвечают ли этим требованиям нового времени системы образования по всему миру и система образования Республики Беларусь в частности?

Справка о системе образования Беларуси

В соответствии с существующим законодательством национальная система образования должна обеспечиваться государственным финансированием в объёме не менее 10% национального дохода.

В Беларуси каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Реализовать его позволяет сложившаяся в стране многоступенчатая образовательная система.

Национальная система образования РБ включает:

  • дошкольное образование;
  • общее среднее образование;
  • внешкольные формы образования;
  • профессионально-техническое образование;
  • среднее специальное образование;
  • высшее образование;
  • подготовку научных и научно-педагогических кадров;
  • повышение квалификации и переподготовку кадров;
  • самостоятельное образование граждан.

Дошкольное образование

В его структуру входит сеть дошкольных учреждений, которые различаются по типам и профилю работы с детьми. В республике для детей до 6 лет существуют такие типы дошкольных учреждений, как ясли, ясли-сад, детский сад, детский сад-школа.

По профилю они подразделяются на учреждения общего назначения, с углубленной направленностью, санаторные дошкольные учреждения, специальные дошкольные учреждения для детей с особенностями психофизического развития, дошкольные центры развития ребёнка.

Общее среднее образование

Среднее  образование — следующий этап в получении образования в Республике Беларусь. Получить его можно в общеобразовательных школах и гимназиях. Обучение на этом уровне начинается с 6 лет.

Современная модель общеобразовательной школы включает в себя несколько ступеней. Первая — общее начальное образование. Период обучения продолжается 4 года, с 1-го по 4-й классы.

Вторая ступень — общее базовое образование. Период обучения: начальное образование,  затем — с 5-го по 9-й классы.

Третья ступень — общее среднее образование. Его получают те учащиеся, которые окончили базовую школу и продолжили обучение в 10-м и 11-м классах общеобразовательной средней школы. Общее среднее образование можно получить и в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях, прием в которые осуществляется после окончания базовой школы.

В последние годы в учебных заведениях Республики Беларусь существует 10-балльная система оценки знаний. С ее введением тесно связана работа по созданию системы тестов, применению рейтинговой оценки знаний.

Дети и подростки в стране имеют доступ к различным формам внешкольного образования и воспитания. Эта система включает в себя сеть кружков, клубов по интересам, спортивных секций при школах и внешкольных учреждениях по организации досуга детей, развитию их способностей. Преимущественно такие объединения работают бесплатно. Большую работу по организации досуга школьников и подготовке их к взрослой жизни проводят детские и молодежные организации.

Профессионально-техническое образование

В Республике Беларусь существует развитая сеть учебных заведений в системе профессионально-технического образования. В настоящее время она включает в себя профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи. Они предоставляют профессионально-техническое и общее среднее образование с присвоением квалификации рабочего по массовым профессиям и выдачей диплома о профессионально-техническом образовании.

Среднее специальное образование

К учебным заведениям, в которых можно получить среднее специальное образование, относятся техникумы (училища), колледжи, школы-колледжи искусств, гимназии-колледжи искусств, профессионально-технические колледжи, лингвистические гимназии-колледжи, высшие колледжи.

Среднее специальное образование предоставляется на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования. Обучение ведется на дневной, заочной и вечерней формах и длится от 2 до 4 лет.

Национальная высшая школа

В систему высшего образования Республики Беларусь входят 45 государственных высших учебных заведения, а также 10 вузов частной формы собственности.

В Беларуси проведено лицензирование образовательной деятельности всех вузов независимо от формы собственности. Белорусский государственный университет и Белорусский национальный технический университет являются ведущими высшими учебными заведениями в национальной системе образования, 9 вузов — ведущие отраслевые.

Национальная высшая школа готовит специалистов по 360 специальностям и более чем по 2 тыс. специализаций, что позволяет почти полностью удовлетворить потребности народного хозяйства республики в специалистах с высшим образованием.

В 2002 году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» Беларусь стала полноправной участницей Лиссабонской конвенции 1997 года, подготовленной совместно с ЮНЕСКО и Советом Европы. Это позволяет более эффективно решать проблему признания дипломов белорусских вузов, способствует развитию международного сотрудничества, привлечению на учебу в Беларусь иностранных студентов, количество которых в перспективе планируется увеличить до 5% от общего числа обучающихся.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Республике Беларусь осуществляется в аспирантуре, докторантуре вузов и научных организаций Министерства образования (edu.gov.by/).

В стране существует сеть учреждений образования системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

В Беларусь также активно приезжают иностранные студенты. Деятельность в сфере предоставления платных образовательных услуг иностранным гражданам осуществляет 51 учреждение образования. Обучение осуществляется на белорусском или русском языке. Стоимость его, согласно международной практике, устанавливается самим учебным заведением по каждой специальности.

Ежегодно около 130 аспирантов из зарубежных стран обучаются в вузах и научных учреждениях Беларуси.

Система управления образованием в Республике Беларусь имеет государственно-общественный характер. В сфере законодательства она осуществляется Национальным собранием (Парламентом), в выполнении законов и непосредственном управлении — Кабинетом Министров и Министерством образования, а также местными органами управления образованием.

Министерство образования и науки Республики Беларусь руководит непосредственно подчинёнными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее организационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи.

О состоянии системы образования в Беларуси

Приведём некоторые статистические данные, характеризующие систему образования республики. Данные взяты из Статистического ежегодника за 2016 год: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_6316/

Паралелльно с рассмотрением статистики будет анализироваться соответствующий раздел «Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы» (http://www.government.by/ru/solutions/2450).

Начнём с некоторого курьёза. Мы надеемся, что это опечатка или описка. В Приложении 1, где прописаны целевые показатели Госпрограммы, первым идёт такой показатель как «Позиция Республики Беларусь в рейтинге стран по индексу человеческого развития (по индексу уровня образования)» и указывается, что целью министерства образования должна быть позиция в этом рейтинге НЕ ВЫШЕ 30-й. Причём данный целевой показатель прописан для всех последующих лет, без каких бы то ни было изменений:

public_obrazovanie-v-belarusi-svedenia

На наш взгляд логичнее было бы в качестве показателя эффективности писать НЕ НИЖЕ, а также стремиться повысить место в рейтинге стран, конечно, если составители Госпрограммы не имели в виду какого-то антирейтинга стран, где на первом месте — худшие, но даже и тогда — следовало бы хоть немного, но поднимать себе планку на будущее.

Если пройтись по всем показателям, то только в одной подпрограмме одним из показателей является «Доля утверждённых образовательных стандартов или изменений к ним от общего количества образовательных стандартов высшего образования», и то этот показатель легко выполнить, поправив пару запятых в документах, чтобы они вошли в эту статистику «изменений». К тому же по всем годам эта доля не превышает 2 процентов, кроме 2018-го, в котором достигает 7 процентов. Хотя по дополнительной переподготовке эта доля выше: 2016 — 20%, кроме 2018 — 41%. Можно предположить, что в 2018-м будет проводиться основная масса мероприятий по пересмотру образовательных стандартов. В целом данные цифры означают неизменность подавляющей массы образовательных стандартов. А раз так, то какого-то «прорыва» ожидать не приходится, поскольку система образования никак не меняется по своей сути.

Образовательные стандарты — это де-факто или де-юре действующий перечень предметов и требований к содержанию каждого из учебных курсов, результатам его освоения, способам контроля результатов, в соответствии с которыми работает система образования в любом культурно своеобразном обществе.

Система образования всегда строится на основе научных достижений в любую эпоху. Поэтому образовательные стандарты — одно из порождений науки, понимаемой как общественный институт. Однако при этом очень важно отметить одно интересное умолчание — наука далеко не всегда вне политики.

Попробуем отразить процесс взаимосвязей в обществе на схеме.

https://inance.ru/wp-content/uploads/2015/04/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%86%D1%8B-%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-1024×553.jpg

Поскольку система взаимосвязей науки, образования, практики ведения политики и бизнеса, представленная на рисунке, действует во все эпохи вне зависимости от того, как оформлены общественные институты науки и системы образования, то образовательные стандарты всегда являются одним из средств социального управления.

В практической политике государства и региона это означает — в чьей власти находится процесс формирования образовательных стандартов и их внедрения в учебный процесс — тот и управляет обществом.

Таким образом развитие образовательных стандартов — это основа общественного развития. В этой области министерство образования никак себя не проявляет, предпочитая заниматься «оснащением, охватом, оборудованием» и прочими хозяйственными делами, но не занимаясь главным.

Зато в Государственной программе прописано, сколько преподавателей УВО должны пройти стажировку за рубежом — по 200 человек каждый год, что в перспективе 5 лет составит 1000 человек —  5% от численности всех преподавателей УВО (21993 человека всего).

В целом, все показатели представляют из себя вариации на тему: освоено, охвачено, выпущено, подготовлено, принято и т.п., тогда как качественных оценок практически нет. Вероятно, оценка качеств выпускаемых кадров отдана на откуп подведомственным учреждениям.

Теперь же пройдёмся по каждой из частей системы образования.

Дошкольное образование

  1980 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Число учреждений дошкольного образования 3717 5350 4576 4423 4150 4099 4081 4064 4027 3972 3951
Численность детей в учреждениях дошкольного образования, тыс. чел 488,6 608 458 390,8 366,7 384 387,4 398 407 410,6 409,8

Следует отметить, что в 2016 — 2020 годах следует ожидать падения численности детей в учреждениях дошкольного образования, поскольку поколению, родившемуся после 1991 года в 2016 как раз исполняется 25 лет, что соответствует среднему возрасту появления первого ребёнка. А значит, в перспективе 3 — 4 лет упадёт количество родившихся детей, поскольку после 1991 года по всему пространству Советского Союза сильно упала рождаемость, что видно на графике естественного прироста Беларуси и соседней Украины:

http://bdg.by/sites/default/files/u389/demogr12.jpg

Та же картина была и в России.

И сейчас в наших странах подходит момент, когда родившиеся во время прохождения этой ямы будут, в свою очередь, рожать детей. А значит, необходимо предусмотреть это в государственной программе развития образования, однако в ней об этом ни слова.

Сейчас в программе написано о том, что:

«наблюдается недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами учреждений дошкольного образования: в 2015 году доля педагогических работников с образованием по направлению «Педагогика детства» составила 44,8 процента (в 2014 году — 45,1 процента, 2013 году — 46,1 процента, 2012 году — 48,9 процента, 2011 году — 51,2 процента)»

А когда в детских садах начнётся недобор детей, и даже этого числа обученных и не очень кадров станет много, то как будут «оптимизировать» их педагогический состав? Увольнять?

Учитывая сказанное в первом разделе статьи об историческом контексте, в котором мы сегодня живём, очень странными выглядят меры по совершенствованию системы образования:

«Задача по совершенствованию качества дошкольного образования будет выполняться за счёт:

– оснащения учреждений дошкольного образования средствами обучения;

– приобретения компьютерной техники, закупки программных продуктов;

– создания сайтов учреждений дошкольного образования;

– подготовки и выпуска учебных изданий, учебно-программной и учебно-методической документации (в том числе электронных средств обучения);

– методической литературы и учебных пособий.

На решение задачи по обеспечению здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования направлены следующие мероприятия:

– осуществление капитального ремонта учреждений дошкольного образования;

– внедрение автоматизированной системы по учёту и контролю за качеством питания; приобретение оборудования (технологического и другого)».

Ни слова нет о том, что необходимо пересмотреть подходы к образованию дошкольников. Некоторые телодвижения в этом направлении можно заподозрить в пункте о подготовке методической литературы или учебно-методической литературы, но вряд ли вся эта писанина приведёт к качественному скачку системы образования, как системы образования и воспитания кадров для будущего.

Отсутствие такого рода задач наблюдается в целом во всех подпрограммах, так что дошкольное образование в этом смысле не выделяется, но об этом чуть позже.

Среднее образование

  1980 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Число учреждений общего среднего образования 6968 5429 5007 4772 4187 3654 3707 3579 3395 3293 3230
Численность детей в учреждениях общего среднего образования, тыс. чел 1525,2 1507,7 1582,2 1547,6 1240,9 962,3 938,1 928,2 931,3 946,1 969,1

Видно, как уменьшается и количество учреждений среднего образования, и учеников, что связано с той самой демографической ямой 90-х. Это явно видно по количеству детей: до 2000 года их численность сохранялась практически неизменной, а вот после 2000 — пошла на убыль.

А решение задач подпрограммы будет осуществляться за счёт:

«- повышения квалификационного уровня учителей;

– разработки и издания обновлённых учебных программ по учебным предметам, учебных картографических пособий;

– подготовки и издания новых учебников и учебных пособий;

– использования в образовательном процессе современных средств обучения и учебного оборудования, информационно-коммуникационных технологий;

– ежегодного проведения мониторинга качества общего среднего образования;

– совершенствования национальной системы оценки качества общего среднего образования;

– увеличения средней наполняемости классов в УОСО, расположенных в городской местности».

Всё в целом, как и с дошкольным образованием: в задачах ни слова нет о пересмотре подходов к образованию как таковому. Нет ничего о кардинальном изменении образовательных стандартов.

Это общее плачевное положение в системе образования весьма своеобразно подтвердил на большой пресс-конференции 17 ноября 2016 года Президент Бедаруси:

«У нас порой такая белиберда. Даже те, кто хорошо учился в средней школе, новое поколение, никаких задач разобрать не могут. Кому это надо? Мы что, математиков или физиков готовим в средней школе? Будем немного упрощать, но не очень, чтобы уровень всё-таки был высокий»,

— воскликнул Лукашенко, говоря о проблемах белорусского образования.

Говоря о негативных тенденциях в белорусской системе образования в начале 90-х (https://regnum.ru/news/polit/2206537.html), Лукашенко обратил внимание на последствия пересмотра учебных программ и то, что ситуацию удалось исправить:

«Все великие — от Пушкина до Достоевского, были в Белоруссии. Взяли, повыкидывали, и втискивали наши «письменьники» свои «творы». Всё вернули!»

Хотя бы в этом понимание вернулось. Следующий шаг — пересмотр образовательных стандартов в целом и принципов образования, в частности, но вряд ли их выработка по плечу тем, кто своим мышлением уже «врос» в сложившуюся систему образования. Возможно, в этой области могут помочь общественные инициативы и организации, которые лучше чувствуют «вызовы времени».

ПТУ

  1980 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Число учреждений профессионально-технического образования 220 255 252 248 241 229 229 226 219 213 206
Численность детей в учреждениях профессионально-техничекого образования, тыс. чел 143,5 141,1 130,1 137,7 114,6 106 98,6 79,9 74,6 72,8 72,2
Выпущено квалифицированных рабочих (служащих) из учреждений проф.-тех образования, тыс. чел 83,9 79,1 59,2 54,7 54 40,9 43,8 50,2 36,9 33,8 31,1

 

Можно увидеть, что волна снижения численности учащихся ПТУ смещается к концу 2000-ых в сравнении со средней школой, хотя следует отметить, что спад начался сразу после 1990-го, что видимо связано со снижением престижности рабочих профессий в этот период.

Пока возврата к престижности не наблюдается, а идёт тихое отмирание учреждений, хотя общая динамика «отмирания» снизилась.

Среднее специальное образование

  1980 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Число учреждений среднего специального образования 135 147 149 156 204 214 220 225 231 231 231
Численность детей в учреждениях среднего специального образования, тыс. чел 162,8 143,7 122,4 150,3 154,1 167,6 162,9 152,2 138,4 129 121,3
Выпущено специалистов из учреждений среднего специального образования, тыс. чел 47,4 42,2 37 43,8 49,3 45,3 46,2 48,7 47,7 41,4 39

А вот со учреждениями среднего специального образования, радикально отличающаяся от всех прочих статистика — их число неуклонно росло и стабилизировалось лишь в 2010 — 2011 годам. Вместе с этим росло и число учащихся в таких заведениях и стало сокращаться уже после 2011 года. Это может объясняться тем, что в 90-ых годах лавинообразно выросло потребление алкоголя, а значит — и появление детей с отклонениями в развитии. Корреляционная зависимость роста потребления алкоголя и доли родившихся дефектных детей показана на следующем графике:

https://inance.ru/wp-content/uploads/2014/02/140224-image05.jpg

На следующем графике видна невооружённым глазом связь потребления алкоголя и смертности.

Всё это подтверждается статистикой людей, имеющих врождённые аномалии, рядом с которой мы разместили статистику абортов, не отражённых на выше представленном графике смертности. За период с 1990 по 2001 годы в Беларуси «не родилось» 2 117 149 человек.

Год Количество человек, имеющих врождённые аномалии Число абортов
1990    
1991 26706 235288
1992 31604 231273
1993 35272 212729
1994 39495 207675
1995 38280 188680
1996 39288 169918
1997 38959 159673
1998 41680 141051
1999 37999 131288
2000 39283 116345
2001 40782 102954
2002 59917 84839
2003 52260 72944
2004 49784 62492

http://rebenok.by/inf/state/702-statistika-ministerstva-zdravookhraneniya-respubliki-belarus.html

Высшее образование

  1980 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Число учреждений высшего образования 32 33 59 57 55 55 55 54 54 54 52
Численность студентов в учреждениях высшего образования, тыс.чел 177 188,6 197,4 281,7 383 442,9 445,6 428,4 395,3 362,9 336,4
Выпущено специалистов из учреждений высшего образования, тыс. чел 30,7 28,6 32,5 38,7 53,6 73,3 75,8 84,6 82,7 81,1 78

Из этой таблицы видно, что количество учреждений высшего образования в Беларуси было сильно раздуто в 90-ые, когда стало модным быть экономистом, юристом, какие потребности чисто «по-рыночному» обеспечивала система образования, как в Беларуси, так и в России. С тех пор некоторые закрылись, а некоторые были объединены с другими, но в целом численность практически не изменилась. Зато количество студентов резко возросло только к 2010 году, что объясняется вхождением в студенческий возраст последнего до демографической ямы поколения 1985 — 1990 годов. Далее — наблюдается спад, поскольку количество потенциальных студентов уменьшилось. И данный спад будет продолжаться и в дальнейшем, поскольку яма пока ещё не миновала. И в разделе, посвящённом высшему образованию, мы, наконец, находим об этом такие слова:

«В связи с демографической ситуацией процесс оптимизации системы высшего образования направлен на повышение её экономической эффективности и реализацию социальных функций».  

Хоть что-то о необходимости подстраиваться под ситуацию.

Что касается методов повышения эффективности системы образования, то тут всё очень плачевно, поскольку поиск новых методов идёт за границей. В госпрограмме написано:

«В целях повышения конкурентоспособности системы высшего образования Республики Беларусь на мировом рынке образовательных услуг ведётся работа по имплементации в высшем образовании Республики Беларусь международных и европейских подходов».

Такие рецепты оставят систему образования Беларуси в аутсайдерах, поскольку системный культурологический и биосферно-социальный кризис на Западе является результатом действия системы образования. Зачем списывать у двоечника»?

Эта проблема «списывания »системы образования осознаётся на самом верху, на уровне Президента Беларуси:

Как пишет Регнум (https://regnum.ru/news/polit/2206537.html):

«Бежать за «болонскими процессами», сообщил Лукашенко, не следует, хотя Белоруссия и является частью Болонского процесса».

Заключение

Следует понимать, что изменение образовательных стандартов — это длительный и сложный процесс, и необходимо предусматривать хотя бы его проработку, методическое обеспечение. То, что описывается в Государственной программе — явно недостаточно и не приведёт к тому, что к 2020 году Беларусь по мощности образовательных стандартов будет обгонять многие страны и займёт в рейтинге стран по индексу человеческого развития (по индексу уровня образования)» НЕ НИЖЕ 30-го. Однако, если бы это было предусмотрено Госпрограммой, то к 2020 году можно было бы иметь на руках разработанные, альтернативные существующим, образовательные стандарты, возможно, и в нескольких вариантах.

Сейчас не всё потеряно и таковую задачу можно попробовать возложить на общественные организации, предложив им гранты соответствующей тематики, хотя, на наш взгляд, с такого рода сложнейшей задачей может справиться только общественная инициатива на безвозмездных началах, поскольку:

«Всё самое лучшее делается не за деньги!»

А задача руководства системы образования и Республики Беларусь в целом — найти способы поддержать и помочь такого рода самостоятельным общественным инициативам разработать и внедрить альтернативные существующим образовательные стандарты, иначе мы рискуем оказаться там, куда направляемся.

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ