После распада Советского Союза Соединенные Штаты Америки стали практически единственной сверхдержавой, способной оказывать влияние на развитие мировых процессов, что позволило правящей верхушке этой страны не только развивать, но и проводить в жизнь идею однополярного устройства мира, установления во многих странах «демократии» по американскому образцу, не считаясь с национальными, культурными, религиозными традициями и особенностями развития той или иной страны. Навязчивая идея «экспорта демократии», созданная когда-то «хозяевами» системы, толкала руководителей США и ряда европейских государств на применение различных приёмов для достижения желаемой цели, для реализации своей политики. В одних случаях, как это имело место в Югославии, Ираке, Ливии западные страны прибегали к прямому военному вмешательству, в других, когда военные действия не могли привести к успеху, применялись другие средства свержения правительств, и замена их угодными, прежде всего, западному капиталу.
Если смена коммунистических режимов в Восточной Европе происходила в результате «бархатных революций» и представляла собой изменение общественной формации, то на следующем этапе реализации своей политики Запад стал прибегать к подготовке и реализации так называемых цветных революций, в результате которых к власти приходили политические деятели, полностью опиравшиеся на финансовую и дипломатическую поддержку западных стран.
Цветные революции являются вроде бы новым явлением в политической жизни на постсоветском пространстве, но это не совсем так, поскольку они по сути идентичны «классическим» революциям, отличаясь от них тем, что происходят в новых информационных условиях. Необходимость понимания механизмов развития внутриполитических кризисов по сценарию цветных революций обусловлена потенциальной опасностью подобной хоть и «бескровной», но незаконной смены власти в ряде стран.
И потому в данной статье рассмотрим:
- предысторию появления цветных революций,
- предпосылки цветных революций,
- сущность и содержание цветных революций,
- технологию и типологию цветных революций.
- различные цветные революции на постсоветском пространстве с удавшимся и неудавшимся сценарием.
Хорошо незабытое старое
Используемые сегодня понятия «война управляемого хаоса», «цветная революция», «гибридные войны» и «гибридные угрозы», как считают, относятся к новому виду конфликтов современности, в основе которых лежат разработанные на Западе подрывные якобы «инновационные» технологии, хотя издревле подкуп, предательство и подлог — были средством достижения целей невоенными методами, а поговорке:
Где не пройдёт войско — там пройдёт осёл, навьюченный золотом
— уже несколько тысяч лет.
Просто в изменившейся логике социального поведения, в условиях, когда информационная среда постоянно меняется, все процессы сильно ускорились. И, если в XVIII веке можно было организованные изнутри цветные революции выдавать за «бунт народных масс», то в конце XX века «невидимые руки» стали всё более отчётливо видны, причём не только в прошлых «народных революциях», но и, что важно, — в режиме «онлайн». В то же время появление интернета несколько изменило технологии связи и координации, которые ранее обеспечивали разнообразные ордена и ложи.
Стоит отметить, что отдельное место в списке подрывных технологий занимают цветные революции, осуществляемые с применением технологий «управляемого хаоса». При этом такие технологии выступают в качестве средства ненасильственного перехвата власти в ходе государственного переворота с целью передачи страны-мишени под внешнее управление.
На практике цветные революции довольно часто перерастают в вооруженные мятежи или сочетаются с военной интервенцией, но применение военной силы в цветных революциях — скорее исключение, чем правило, для технологов «цветников» это мера вынужденная. Но цветные революции, являясь технологиями демонтажа политических режимов, создают условия для вмешательства других государств во внутренние дела страны, ставшей жертвой цветной революции, для военной интервенции, военных мятежей, гражданских войн. В этом плане последствия цветных революций могут быть не менее катастрофичными, чем сама цветная революция. Это мы хорошо видим на примере гражданской войны в Украине.
При этом часто реализовывается следующая цепочка: цветная революция (инцидент-протест-майдан) — вооружённый мятеж — гражданская война — гибридная война. Цветная революция при этом играет роль спускового механизма гибридной войны, а её технологии могут использоваться организаторами гибридных войн в целях провоцирования вооруженного конфликта, дальнейшее течение которого будет проходить в гибридной форме.
На высоком официальном уровне термин «гибридная война» впервые прозвучал на саммите НАТО в сентябре 2014 года в Великобритании. Под такой войной альянс понимает проведение широкого спектра прямых боевых действий и тайных операций, осуществляемых по единому плану вооруженными силами, партизанскими (невоенными) формированиями и включающих также действия различных гражданских компонентов.
В интересах совершенствования способности союзников по НАТО противостоять новой угрозе предполагается наладить координацию между министерствами внутренних дел, привлекать силы полиции и жандармерии для пресечения нетрадиционных угроз, связанных с пропагандистскими кампаниями и действиями местных сепаратистов. Отдельно выделяется угроза кибератак.
Комплекс гибридных угроз включает угрозы различного типа: традиционные, нестандартные, масштабный терроризм, а также подрывные действия, в ходе которых используются технологии для противостояния превосходящей военной силе. Особенностью гибридных угроз является их строго целенаправленный, адаптивный по отношению к государству-мишени и конкретной политической ситуации характер.
По образному выражению, такие угрозы формируются под конкретную страну, как шьётся костюм по индивидуальному заказу. Эта особенность придает «гибридным угрозам» уникальную слаженность и обусловливает их мощный разрушительный потенциал.
Цветные революции как инструменты демонтажа политических режимов
Цветные революции — это организованные через США и Великобританию проекты по свержению легитимной власти в странах второго мира (бывший СССР и его союзники) и третьего мира (Ближний Восток, Африка, Азия, Латинская Америка), имевшие место в XX—XXI веках. По ряду особенностей к цветным революциям можно причислить и некоторые более ранние события. Характерным признаком цветной революции является декларируемое отсутствие использования насилия — начинается такая революция всегда с мирных протестов, однако вполне может закончиться кровавыми столкновениями и вооружённым переворотом, если не будет вовремя подавлена. Другим признаком является скрытая, но активная денежная поддержка революционеров со стороны различных специальных фондов, посольств и спецслужб США, и прочих западных стран. Декларируемой целью цветной революции является смена «авторитарных» и «тиранических» политических режимов на «демократические» и «либеральные», а также «осуществление» права народа на самоопределение.
Принято считать, что все цветные революции планирует, спонсирует и запускает США при соучастии других стран НАТО.
История цветных революций
Хотя технология цветных революций была доведена до идеала лишь в последние десятилетия и получила широкую известность в прессе и публицистике лишь в эпоху Интернета после смены логики социального поведения, большинство приёмов цветных революций на самом деле не новы и их использование неоднократно имело место на протяжении XX века и много ранее — в частности, и в ходе Смутного времени в начале XVII века, во время всех Французских революций конца XVIII—XIX веков и в ходе революции 1905 и Февральской революции 1917 года, когда выход на демонстрации и забастовки оплачивался из-за рубежа, когда имели место различные провокации и активное вмешательство иностранных послов и агентов в происходящие события.
Список последних цветных революций
«Бархатные» революции (1989)
1989 — События на площади Тяньаньмэнь, Китай (20 дней);
1989 — Бархатная революция в Чехословакии (42 дня);
1989 — Бархатная революция в Болгарии (264 дня);
1989 — Бархатная революция в Румынии (39 дней).
«Цветные революции» и попытки «цветных революций» (2000—2014)
2000 — Бульдозерная революция в Югославии (2 дня);
2003 — Революция роз в Грузии (63 дня);
2004 — Оранжевая революция в Украине (34 дня);
2005 — Тюльпановая революция (Лимонная, Дынная) в Киргизии (31 дня);
2005 — Попытка цветной революции в Узбекистане (1 день);
2005 — Революция кедров в Ливане (125 дней);
2006 — Попытка Васильковой революции в Белоруссии (5 дней);
2008 — Кашемировая революция в Монголии (6 дней);
2008 — Попытка цветной революции в Армении (11 дней);
2009 — Сиреневая революция в Молдавии (2 дня);
2009—2014 — Революция красных рубашек в Таиланде (6 лет);
2010 — Вторая Дынная революция — вторая Киргизская революция (Народная Революция в Киргизии 2010 года) (70 дней);
2010—2011 — Арабская весна, Жасминовая революция (Финиковая, Голодная, Багетовая) в Тунисе (21 день);
2011 — Арабская весна в Алжире (25 дней);
2011 — Арабская весна, Дынная революция (Твиттерная, Молодёжная, Горчичная, Курортная, Пирамид, Финиковая) в Египте (17 дней);
2011 — Арабская весна в Омане (120 дней);
2011 — Арабская весна в Йемене (397 дней);
2011 — Жемчужная революция в Бахрейне (31 день);
2011 — Арабская весна в Ливии (33 дня);
2011—2012 — Арабская весна в Сирии (538 дней);
2011—2012 — попытка цветной революции в России, Белоленточная (Снежная) революция (377 дней);
2013 — Гези-протесты в Стамбуле (67 дня);
2013—2014 — «Евромайдан» на Украине (93 дня);
2014 — Революция жёлтых зонтиков в Гонконге (122 дня).
(Источник)
Цветные революции: структура
У любой революции, а особенно цветной, имеется структура. Условно её можно представить в виде пирамиды.
На самом верху располагаются «хозяева» системы. Им принципиально совершенно не важно какими методами и средствами будут достигаться главные для них цели:
- сохранение толпо-«элитарного» пирамидального устройства общества,
- недопущение становления человечности на планете, сохранение статистики распределения людей по нечеловечным типам устройства психики, желательно близким к животному состоянию в подавляющей массе.
И революции для них — это лишь одно из средств пресечения нежелательных тенденций и переформатирования политического поля, причём далеко не самое эффективное. Однако активное использование в последние годы этого средства говорит о том, что на более высоких приоритетах управления — контроль «хозяевами» утрачен.
Ниже хозяев находится не связанная с ними напрямую периферия — будучи рассредоточенной по должностям в теле- кино- СМИ- индустриях, бессознательно (то есть не осознавая этого факта) она транслирует в массовой культуре образы «хозяев», энергетически подкачивая различные сценарии развития событий в коллективном бессознательном общества. Из ярких примеров такой подкачки — цикл фильмов о «Восстании обезьян» или ставшая притчей во языцех информационная заблаговременная подготовка 11 сентября 2001 года.
Ниже них «спонсоры» протеста — высокопоставленные покровители массы «революционеров». Это отдельные люди, а чаще группы людей, которые занимаются обучением, направлением, финансированием и созданием оптимальной информационной поддержки протеста. Напрямую этот ярус никогда не действует, несмотря на всю свою влиятельность, а только через посредников, что позволяет им, «спонсорам», сохранить достойное лицо в глазах мирового общества.
Ниже — непосредственные организаторы переворота. Цветная революция тут имеет, как правило, группу молодых активных людей прозападной направленности. В данную категорию попадают, с одной стороны, специалисты в области пиара и пропаганды (журналисты, профессиональные психологи), которые помогают создать фон, революционное настроение, чтобы у народных масс сложилось резко негативное видение существующей власти. Вторая категория организаторов — это «витрина» (молодые политики, которых отличает красноречие и харизма).
Самый нижний и самый многочисленный ярус — это обычные люди, толпа, которая необходима для создания массовости протестных акций на городских площадях и улицах. При этом часть из них становятся революционерами исключительно по идеологическим соображением, вследствие изменения их мировоззрения и ценностных ориентаций, в то время как другие готовы дни и ночи при любой погоде выходить на митинги с лозунгами и транспарантами за весьма немалые деньги.
Цветные революции: специфика нового времени
Анализируя эволюцию революционных движений начиная с конца XIX и до начала XXI века, можно утверждать, что цветные революции — это высокотехнологичный продукт эпохи глобализации, который стал возможен в таких формах только после смены логики социального поведения и по достижении обществом определённого уровня развития в сферах развития науки, экономики, средств связи и коммуникации.
Если сравнивать «классические» и цветные революции, то окажется, что принципиальной разницы между ними нет — политтехнологи всегда старались оседлать возмущённую несправедливостью толпу и направить её в необходимое определённым группам и кланам русло. Особо ничего не изменилось, хотя есть некоторые чисто косметические отличия, связанные с новым информационным состоянием общества.
1. Классические революции XIX—XX веков на своём начальном этапе представляют собой, прежде всего, идеологический переворот, когда на смену одной идеологической системе приходит иная, декларативно более справедливая. Буржуазные революции несли на смену феодализму буржуазный либерализм, который по своей сути представляет из себя только ещё одну, более продвинутую и на словах более справедливую, оболочку толпо-«элитарного» устройства общества, вынужденного подстраиваться под непреодолимую для него в условиях нынешней цивилизации тенденцию становления человечности в обществе. Псевдосоциалистические революции несли идеологию отличную от буржуазного либерализма, но по своей внутренней сути, несли всё тот же толпо-«элитаризм» в ещё более мягких формах и с оглядкой на пресечение потреблятства, захлестнувшего либеральный мир. Уже одно появление марксизма и неравнодушность к нему масс населения сподвигли некоторую часть буржуинов, задуматься о перспективах революции под знамёнами марксизма и её последствиях «для себя любимых», и обратилась к проблематике построения системы социальных гарантий для простонародья.
Надо признать, что:
- наиболее обучаемым оказался создатель и первый канцлер Германской империи князь Отто Бисмарк фон Шёнгаузен (чем вызывал в свой адрес ненависть революционеров, терявших социальную базу), благодаря которому к 1914 году в Германии классовые противоречия были во многом сглажены и страна обладала изрядным потенциалом развития, который политические преемники Бисмарка бездарно слили в ходе первой мировой войны ХХ века, последствия чего Германия не преодолела до настоящего времени;
- а наименее обучаемой — «элита» Российской империи, нагнетавшая социальную напряжённость на протяжении всего времени правления трёх последних императоров, что и создало предпосылки к революциям начала ХХ века.
Со времён Парижской коммуны псевдокоммунизм марксизма стал инструментом в делании глобальной политики сначала в руках «Великобратании», а потом и США: оба государства и крупные банковские дома, действовавшие с их территории, поддерживали марксистские и прочие революционные партии в государствах-конкурентах, хотя правление в них самих осуществлялось на основе идей буржуазного либерализма. Еврейские банковские дома играли в деле финансирования революций в государствах-конкурентах (России, Германии, Австро-Венгрии) ведущую роль.
Что же касается России, то в нашей стране революция воспринималась иначе, поскольку наша цивилизация несла на бессознательных уровнях психики альтернативу информационно-алгоритмическому топло-«элитарному» наполнению западной цивилизации — Идею неотмирной справедливости, которую надо реализовать на Земле усилиями самих людей, что по своей сути близко и к Учению Христа о становлении Царства Божиего на Земле и Учению Мухаммада — Исламу общины, призывающей к одобряемому и удерживающей от неодобряемого, которые были вымыты, изъяты из исторически-сложившихся вероучений христианства и ислама.
Именно эта уникальность русской культуры, мировосприятия и мировоззрения русского многонационального народа определила отношение к революции как к «феномену религиозного порядка» (Н. А. Бердяев),как к акту духовному, «происходящему, прежде всего, в душе каждого человека» (Ф. М. Достоевский).
Наши люди бессознательно стремились построить настоящий социализм и настоящий коммунизм, хотя партийная верхушка периода 1920 — 30-ых использовала лозунги по большей части для одурманивания толпы. Это стремление выразилось в большевистском движении, которое возглавил Сталин, а далее — в том, что СССР стал за 10 лет сверхдержавой №2, а основы государственности, заложенные Иосифом Виссарионовичем обогнали своё время.
Что такое большевизм?
Большевизм, как учит история КПСС, возник в 1903 г. на II съезде РСДРП как одна из партийных фракций. Как утверждали его противники, большевики до 1917 г. никогда не представляли собой действительного большинства членов марксистской партии, и потому оппоненты большевиков в те годы всегда возражали против их самоназвания. Но такое мнение проистекало из непонимания разнородными меньшевиками сути большевизма.
Большевизм — это общность людей, старающихся выразить в своей деятельности стратегические интересы трудового большинства, вне зависимости от того, насколько само это большинство осознаёт свои стратегические интересы и верно им в жизни. Суть большевизма не в численном превосходстве приверженцев неких идей над приверженцами других идей и бездумной толпой, а именно в искреннем стремлении выразить и воплотить в жизнь долговременные стратегические интересы трудового большинства, желающего, чтобы никто не паразитировал на его труде и жизни.
Это большевистское стремление создать Царство Божие на Земле в натуре, а не на словах, так напугало хозяев буржуазного либерализма, что был взращен и натравлен на СССР Третий Рейх, объединивший Европу, а далее шла планомерная работа с верхушкой советской партократии по её разложению и подготовке к сдаче СССР со всеми потрохами.
Цветные революции построены на всё тех же принципах и зачастую несут всё те же либеральные идеи, которые в странах даже с устойчивыми авторитарными режимами, были легко привиты молодёжи посредством целенаправленной информационной обработки. Так в своё время в пору подготовки Великой революции и французская молодёжь через сеть масонских лож была одурманена либерализмом, который за красивыми лозунгами, отвечающими внутреннему стремлению людей к справедливому жизнеустройству: «Свобода, равенство и братство», — скрывал всё то же рабовладение, только в более мягких формах.
2. Следует также понимать, что дело революций не сводится только к финансированию революционных партий и предоставлению политического убежища революционерам, начиная от К. Маркса, Л.Д. Троцкого до Б.А. Березовского и М.Б. Ходорковского, поскольку, как возразил король Афганистана при установлении дипломатических отношений с СССР кому-то из своих придворных, опасавшихся экспорта революции из СССР:
Революция — не юрта: где хочешь — не поставишь.
Ленинское учение о революционной ситуации
- Невозможность для господствующих классов сохранить в неизменном виде своё господство.
- Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетённых классов.
- Значительное повышение в силу указанных причин активности масс, в «мирную» эпоху дающих себя грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых, как всеобщей обстановкой кризиса, так и самими «верхами», к самостоятельным политическим выступлениям.
К объективной присоединяется субъективная, именно: присоединяется способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда в эпоху кризисов не упадёт, если его не уронят (В.И. Ленин, ПСС, изд. 5, т. 26, с. 218, 219).
То есть в самой стране должны быть созданы предпосылки к революции. А для этого в ней необходимо нагнетать революционную ситуацию: стимулировать недееспособность режима в решении социальных проблем — с одной стороны, и с другой стороны — культивировать недовольство масс властью. Кроме того нужна идея, которая бы олицетворяла собой «светлое послереволюционное будущее» (в случае цветных революций — это либо идеи западной либеральной мысли (может быть, в более радикальной форме), либо радикальные проекты, имевшие место в религиозных доктринах, прежде всего в исторически-сложившемся исламе), партия профессиональных функционеров идеи и «просвещённая» массовка, готовая поддержать функционеров в ходе разрешения революционной ситуации.
Решение этих задач возлагается на масонскую периферию в среде политиков, журналистов и университетской профессуры и на им сочувствующих не посвящённых ни во что профанов-свободолюбцев (интернет-блоггеров в реалиях сегодняшнего дня) той страны, которой предстоит стать жертвой революции.
Считать, что революцию делают только молодчики на улицах — неверно и глупо (см.схему выше), поскольку любой революции предшествует информационная подготовка населения. Пример Украины в этом смысле — показателен, ведь ещё в бытность СССР, на Украине, как впрочем и в других республиках, шла подрывная работа по разобщению украинцев с советским народом, а уж после развала СССР — инфобомбардирование Украины развернулось на полную катушку.
3. Пристальное внимание следует обратить на то, что среди факторов неудачи и провала цветной революции ключевым является:
наличие решительного и твёрдого главы государства, не стесняющегося «употреблять власть» и пресекающего любые незаконные и провокационные акции «цветных» революционеров, даже и относительно массовые (Источник).
Иными словами, развитие «цветного» революционного процесса происходит в условиях «ненасильственного» перехвата власти у того правительства, которое не решается ею воспользоваться или останавливается перед употреблением легитимного, но при этом относительно массового насилия (разгон несанкционированных митингов, протестных шествий и т. п.). Сила законной власти в целом и национального лидера, в частности, заключается также в наличии верных и преданных силовых структур, которых нельзя ни запугать, ни перекупить. Не менее, а, может быть, даже более значимым является исключительная уверенность в своей правоте, законности и легитимности. Но даже и в этом случае ничего не гарантировано, а сама революция может вылиться в затяжную гражданскую войну.
Любая, даже экспресс-революция предлагает своего лидера, этакого знаменосца протеста. С этой целью должно произойти укрепление блока всех оппозиционных партий. В результате появляется фигура лидера, не запятнанного ни сотрудничеством с прежним режимом, ни открытым (это особенно важно) сотрудничеством с Западом. В силу чего правящий режим сталкивается с единым фронтом оппозиции, который очень сложно расколоть. Если же единения оппозиции не происходит, то «революция» затухает и постепенно переходит в стадию протестов отдельных маргинальных групп.
4. В новых информационных условиях процессы, которые ранее занимали десятилетия, сегодня занимают годы. Это обуславливает экспрессивный и молниеносный характер действий «цветных» революционеров. За счёт массированного применения финансовых ресурсов и информационных технологий срок подготовки свержения режима удаётся сократить до полутора-двух лет.
Таким образом, не нужно заниматься изнуряющей, растянутой на несколько поколений работой по подрыву режима, как это было с французской Великой революцией, втягивать страну в гонку вооружений или изматывать противника экономически — как это было с СССР и его союзниками по социалистическому лагерю. Все эти этапы проходят в предельно ускоренном режиме с использованием новых возможностей постиндустриального и информационного общества: прежде всего это сетевые структуры, нейропрограммирование, манипуляция общественным сознанием посредством мировых СМИ.
5. Цветные революции активно используют технологии сетевого маркетинга, без лидерских движений и рекламный менеджмент гигантских партий-големов. Информация в итоге охватывает значительное число протестного электората всех спектров, привлечённых различными, зачастую полностью противоречащими друг другу обещаниями, а также простым любопытством либо желанием «вырваться» из размеренной повседневности, следуя принципу «чтобы было, что вспомнить».
Отсутствие видимого единого открытого руководства позволяет этим движениям обрести высокую степень неуязвимости, позволяет собрать под одним флагом необъединимое любым другим способом число сторонников. Эта партия-голем может быть разбужена в момент «Х» при появлении необходимости вывести народ на улицы для проведения массовых акций гражданского неповиновения. А по достижению целей переворота может быть полностью ликвидирована посредством встроенного механизма самоуничтожения, мешающего этим массовым, но безголовым партиям превратиться в реального политического игрока. Механизм самоуничтожения скрывается в постыдной и скрываемой до победы переворота тайне их возникновения и финансирования, а также в исключительной широте спектра участников, которые могут примириться лишь до момента победы над ненавистным диктатором, а вот «светлое будущее» представляют совершенно по-разному». Такими были движения «Отпор» (Сербия), «Сксела», «Бекум» (Армения), «Кмара» (Грузия), «Движение 6 апреля» (Египет) и др. Собственно такими представляются «Движение-31», «Стратегия-31», «Солидарность» или «Лига избирателей» в современной России.
Но является ли это особенностью именно цветных революций? Нет. И в прошлом такого рода сетевые технологии активно использовались. Разница только в том, что раньше передающей средой была сеть масонских лож самого разного толка и окраса, а сегодня их роль выполняет сеть групп в социальных медиа также совершенно разной направленности и политического окраса. Стоит ли говорить о том, что и партия ВКП(б) не была чисто большевистской, хоть так и называлась, а соединяла в себе самые разные политические течения: троцкистов, эсеров, меньшевиков, большевиков, левых эсеров, социал-демократы и пр. Ленин, выступая на X съезде, гневно обрушивался на многообразие различных «платформ» (программных документов) и «систему отдельных комнат» (отдельных совещаний по фракциям), говоря о них, как о пути к распаду партии.
6. Шестое косметические отличие цветных революций от «классических» революций заключается в том, что так называемый момент «Х» связан либо с выборами, либо с требованиями их досрочного проведения. Хотя и ранее революции приурочивали к крупным событиям, когда психодинамика общества может позволить осуществить задуманное. Те же декабристы вышли на Сенатскую площадь в момент смены наследника престола, рассчитывая на поддержку военных, ещё не давших присяги новому императору.
А сегодня, выборы — это именно то событие, которое позволяет оппозиции вывести максимально возможное количество недовольных на улицу. Причём подготовка к этому начинается задолго до самих выборов и осуществляется, как правило, по двум сценариям.
Первый — если выборы еще не объявлены, существующий режим объявляется нелегитимным и диктаторским. В случае проявления им слабости, следует требование отставки руководства страны, происходит формирование переходного правительства и объявление внеочередных выборов (Тунис, Египет). Если же режим, поддерживаемый большинством населения, не сдаётся, то на авансцену выступают вооружённые бандформирования, активно поддерживаемые из-за рубежа (Ливия, Сирия).
Второй сценарий используется в ходе очередной предвыборной кампании. В этом случае задолго до выборов «революционеры» заранее обвиняют власти в фальсификации ее итогов и заявляют о своей победе. Развитие этого сценария предусматривает как минимум два способа смены режима: мирный и относительно мирный. Мирный — отмена Конституционным судом итогов выборов и переголосование (Украина). Относительно мирный — переход полицейских сил на сторону оппозиции в ситуации, когда армия и другие силовые структуры занимают нейтрально-выжидательную позицию; далее следуют захват и даже поджог зданий парламента или ЦИКа и наконец изоляция или арест прежних руководителей страны (Сербия, Грузия, Киргизия).
7. Ещё одним косметическим отличием, проистекающим из внутреннего сходства «классических» и цветных революций является обновлённая роль внешних сил. Они, как и раньше, не только финансируют организаторов революции в течение нескольких лет до её осуществления (что, как известно, имело место в России начала ХХ века, а также в странах Латинской Америки и Ближнего Востока в 1960—1970-е годы), но и сами открыто и публично задействуют инструменты «мягкой силы». Кроме того, внешние игроки (США, страны НАТО, ЛАГ) «присваивают и активно используют статус верховного арбитра, определяющего легитимность» режима. Например, объявляют легитимными действия оппозиции, даже если они нарушают закон; соответственно, действия власти по своей защите априори оказываются нелегитимными.
Проявляется и открытое вмешательство во внутренние дела страны-мишени сначала на экономическом и политическом уровне, включая (если в том возникает необходимость) и военные средства. Внешняя сторона берёт на себя организацию переговоров власти и оппозиции и участвует в них не в качестве нейтрального посредника, но на стороне последней. Используется и метод прямых ультиматумов действующей власти, с учётом зависимости правящей элиты от этих внешних сил (вклады в банках, недвижимость за рубежом).
Далее, внешние силы тесным образом работают, «подкармливают», пестуют часть старой «элиты», ранее находившуюся у власти, но затем, после отставки, перешедшую в оппозицию. У этой оппозиции в лице бывших министров есть союзники в числе министров нынешних, которые в решающий момент могут перейти на сторону оппозиции. Наконец, внешние игроки чётко следят за тем, чтобы в случае победы «революционеров» геополитическая и геоэкономическая ориентация произошла в пользу той внешней силы, которая финансировала и легитимировала цветные революции.
И это «отличие» имеет причиной ускорение информационных процессов в связи со сменой логики социального поведения, вследствие которого управляемость посредством старых средств значительно снизилась, что и вынуждает тех, кто ранее оставался в тени — проявляться и вмешиваться в процесс течения революции непосредственно, чтобы сохранить необходимую направленность событий, хотя рецидивы такого рода внешнего вмешательства были и в прошлом: отравление ртутью Ивана Грозного и его семьи иностранным врачом, участие английского посла в подготовке покушения на Павла I, военная интервенция в годы Гражданской войны 1920-ых годов и т.д.
Цветные революции: роль символизма
Особую роль в цветных революциях играют собственно цвет и символы, так как именно знаковые системы, в отличие от содержательной вербальной коммуникации, воздействуют на коллективное бессознательное общества.
Политтехнологи прекрасно понимают их значение, а потому выбор «красной розы» или «красного тюльпана» в качестве символа революции вовсе не оказывается случайным.
Во-первых, знаковые системы продуцируют простые эмоции (например, ярость, отвращение, блаженство, страх), которые подавляют или возбуждают волевые действия.
Главное — они подавляют волю, а значит целенаправленную осмысленную деятельность.
Соответственно, в войне, социальной или религиозной революции роль знаковых систем оказывается хотя и не определяющей, но весьма значительной, так как они формируют эмоциональный настрой масс. Более того от отдельных психических атаках на коллективное бессознательное населения может зависеть исход всей операции.
Во-вторых, знаковые системы возбуждают в коллективном бессознательном алгоритмы прошлого — разнообразный полезный в данных условиях социальный опыт (личный, родовой, этнический, конфессиональный, сословный, национальный) и вызывают тем самым отзвук, который побуждает к самоидентификации с социальной группой революционеров, к выбору и, наконец, к конкретным поступкам. Таким образом, символ становится опознавательным знаком, обозначает соратников и выявляет противников, как бы физически консолидирует сообщество в конкретике событий.
Ещё одно важное уточнение относительно роли и значения зрительных образов. Зрительный опыт, как и обонятельный, вкусовой, тактильный и элементарный звуковой, является более сильным по воздействию на психику в сравнении с опытом вербальным.
Для быстрого и максимально широкого охвата населения в технологиях цветных революций активно используются демонстрации элементарного цветового или графического знака (например, белый кулак в круге на черном фоне — символ белградской «революции», который впоследствии использовали на Украине, в Киргизии, Египте) или зрелища: шествия, флэш-мобы, «кольца», разного рода акции, транслируемые в социальных сетях.
Зрелище — особо важный, но и более сложный в сравнении с символикой технологический прием.
Роль «запала» «арабской весны» в Тунисе и Египте, как известно, сыграла «эпидемия» самосожжений с немедленной героизацией жертв в сетевых медиа. Правда, созданию «кумиров» предшествовала длительная подготовка исламского общества к восприятию самоуничтожения как подвига, что явно противоречит канонам ислама; но это — предмет отдельного разговора.
Применительно же к технологиям цветных революций важно, что методологически побуждение к самоуничтожению числилось в рецептуре перехода «от диктатуры к демократии» Дж. Шарпа ещё с 1973 года, когда были написаны принесшие столько бед его «Методы ненасильственного сопротивления», под пунктом 158:
Самоотдача во власть стихии (самосожжение, утопление и т. п.)
Большое значение имеет также задействование фактора цвета.
В случае разработки цветового символа внешним субъектом его функция является дополнительной, поскольку он предназначен для решения кратковременных задач — смены политического режима и не более того.
Если операция оказалась успешной, тот же цвет может быть использован в других странах. Например, позаимствованный после украинских событий оранжевый цвет в 2005 году был успешно использован на выборах в Румынии командой Траяна Бэсеску. Тот же цвет был использован оппозицией в Азербайджане. Однако после узбекского провала (андижанские события 2005 года) произошло «выцветание» украинского символа.
Тем не менее оранжевый цвет сыграл колоссальную роль. Притягательность украинской «революции» была обеспечена именно цветом.
Например, красный цвет знамени символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет, а карфагеняне и спартанцы во время войны носили красную одежду. В Древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови». Красное обозначает также власть, величие.
Так что красный цвет гвоздик (Португалия, 1974 год), роз (Грузия, 2003-й), тюльпанов (Киргизия, 2005-й) — не случайный выбор.
Белый цвет пыталась использовать в агиткампании периода первой оппозиции Ю.В. Тимошенко, однако он не сыграл политической роли. Актуализация белого цвета в 2011 году в России связана с разными причинами. Это и перекличка с цветом полосы государственного флага, и исторические аллюзии (Белая гвардия, белые как представители буржуазии), и религиозные (сакральные) смыслы (белый цвет имеет положительные коннотации во всех религиях).
Исследуя цвето-символическую атрибутику цветных революций, следует обратить внимание не только на плоскую графику, но и на ботанические образы, которые присутствовали во всех цветных революциях.
Причём применительно к стране-мишени всегда имела место детальная проработка смыслового наполнения конкретного символа.
Например, грузинская красная роза была одновременно и национальным цветком, ассоциировавшимся с полотнами выдающегося художника Нико Пиросмани, и символом (шипы) защиты от «оккупанта» — России. Иными словами, образ воздействовал на все категории: от влюблённых до политиков, от националистов в самом правильном смысле этого слова до русофобов — все смыслы лежали на поверхности.
Официальная позиция РФ и ОДКБ в отношении цветных революций
Политики и должностные лица России и ряда соседних с ней стран неоднократно признавали, как факт и осуждали осуществление организованных извне цветных переворотов в ряде стран. Например, генсек ОДКБ Николай Бордюжа высказался по этому поводу так:
Для смены политического курса государств, приведения к власти прозападных марионеточных режимов широко используются хорошо отработанные технологии цветных революций … Классическим примером таких революций стал неконституционный государственный переворот на Украине, обернувшийся на сегодняшний день, по сути, гражданской войной (Источник).
С 26 декабря 2014 года в военной доктрине России в качестве одной из внешних угроз названо установление в соседних государствах режимов, политика которых угрожает интересам России.
16 апреля 2015 года Министр обороны Сергей Шойгу выступил в Москве на форуме «Глобальная безопасность: вызовы и перспективы» (участвовали более 70 государств):
Феномен цветных революций продолжает развиваться и приобретает глобальный характер. Попытки организации революции зонтиков в Гонконге, расшатывания обстановки в Венесуэле являются звеньями одной цепи. И, разумеется, крупнейшая трагедия в череде цветных революций — Украина… Страны НАТО активно стремятся к захвату геополитического пространства, последовательно наращивая военный потенциал в Восточной Европе, приближаясь к российским границам. Географическая сосредоточенность районов их учений, исключительно восточный фланг альянса и арктический регион, является свидетельством антироссийской направленности. Альянс отбросил пропагандистские клише прошлых лет о своей нацеленности на сотрудничество с Россией…
В апреле 2015 года глава Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов заявил, что для организации цветных революций могут использоваться наркотики-спайсы:
По нашим данным, над этим работают определённые научные центры, для использования такого рода веществ в «цветных революциях».
В декабре 2015 Президент России Владимир Путин в интервью, которое вошло в документальный фильм «Миропорядок» телеканала «Россия-1» (ВГТРК) отрицательно ответил на вопрос, появились ли у России рецепты против цветных революций:
Нет. У нас должен быть только один рецепт — это укрепление основ современного международного права. Не может быть никакого двойного, тройного толкования, так как вздумается по поводу того, что такое суверенитет и нужно ли его уважать.
[…]
Ведь очень легко объявить то или иное руководство той или иной страны нелегитимным, а где критерии этой нелегитимности, кто их придумал и кто это решает.
[…]
Если мы будем мыслить подобными волюнтаристскими категориями, непрописанными понятным, ясным, прозрачным и единообразно понимаемым языком, тогда будет хаос
[…]
Самое главное в том, чтобы не раскачивать легитимное правительство, не уничтожать государственность, даже если она представляется несовершенной.
Послесловие: о методах предотвращения цветных революций
Очевидно, что раскрыть все детали таких современных технологий смены политических режимов, как цветные революции, в рамках одной статьи невозможно. Важно зафиксировать основные их характеристики.
Итак, революция требует сочетания, как минимум, трёх необходимых условий.
Во-первых, должны быть не только социально-экономические, но и политические предпосылки революционной ситуации.
Во-вторых, революция невозможна без организации, финансового обеспечения и манипуляции информационными потоками.
И наконец последнее в перечислении, но не последнее по важности: революция невозможно без идеологии, несущих новый для населения социальный проект.
Огромную роль (причём по нарастающей) играет финансовая и организационно-информационная поддержка антисистемным силам из-за рубежа. При этом давлению подвергаются режимы лишь тех стран, в ресурсах, стратегическом или геополитическом положении которых заинтересован Запад.
Активизация протестных настроений в России по итогам выборов в парламент 4 декабря 2011 года и президентских — 4 марта 2012 года соответствует логике цветных революций. Стоит нам ждать таких выступлений и в 2017 (юбилей как никак!), и в 2018 году. О заинтересованности западных стран, как официальных лиц, так и негосударственных структур, в дестабилизации ситуации в нашей стране говорят очень многие факты — начиная от активной поддержки американским посольством представителей протестных движений и заканчивая финансированием целой серии специальных «обучающих демократии» программ.
Предотвращение дестабилизирующего эффекта цветных революций нам видится в решении главных задач любой государственности, которые автоматически сведут на нет любые потуги внешних субъектов перехватить управление, поскольку
Задачи общества
Сегодня в России имеет место неопределённость в том, какую концепцию устройства жизни реализует общество. В обществе созрел запрос на альтернативу Западной концепции устройства жизни. Наши успехи на ниве внешней и глобальной политики объясняются как раз тем, что в этих сферах мы в большей степени следуем своим цивилизационным принципам, альтернативным западным, что, как и любое самостоятельное действие, вызывает шквал критики со стороны Запада, уже считающего весь мир своей вотчиной. Однако внутренняя политика расходится с проводимой внешней и глобальной политикой.
Поэтому всем в обществе необходимо деятельно трудиться над тем, чтобы Русская цивилизация изжила эту концептуальную неопределённость и синхронизировала свою глобальную, внешнюю и внутреннюю политики, в первую очередь, определившись с концепцией управления во внутренней политике.
Задачи экономики
Поскольку главной задачей экономики является удовлетворение демографически обусловленных потребностей человека, то рынок нуждается в социально ориентированном регулировании. То есть должна производится настройка рыночного механизма на определённый вектор целей. Для это необходимо решение ряда взаимосвязанных задач на основе государственной системы долгосрочного и краткосрочного планирования общественно-экономического развития:
- Интеграция в русле определённой концепции социально-экономического развития множества административно самостоятельных предприятий (а так же и их разнородных объединений) в целостность народного хозяйства страны.
- Развитие подавляющего большинства существующих предприятий в долгосрочной перспективе.
- Обеспечение перетока капитала между отраслями и, соответственно, — перепрофилирование существующих предприятий по мере того, как меняются общественные потребности в продукции, без доведения предприятий до банкротства и сопутствующих их финансовому краху социальных неурядиц местного, регионального и тем более общегосударственного масштаба.
- Поддержание функционирования государственности как системы управления на профессиональной основе делами общественной в целом значимости на местах и в целом.
- Создание и функционирование государственных и общественных институтов, формирующих платёжеспособный спрос на продукцию демографически обусловленного спектра и защищающих этот спрос от его уничтожения рыночным повышением цен на другие — «более высокоприоритетные» (в аспекте сиюминутности) виды продукции.
Т.е. совокупность названых задач охватывает сферу производства, сферу государственного управления, и сферу потребления конечной продукции в быту семей.
Тот подход управления, который сейчас реализуется на всех уровнях управления приверженцами либерализма, которые убеждены в том, что якобы «свободный рынок» сам всё отрегулирует, не даёт инструментов к взаимно согласованному решению всех названных задач.
Задачи управленцев
Для успешного решения всех перечисленных выше задач, необходима слаженная работа всех уровней власти, государства и бизнеса, в масштабах суперконцерна «Россия» и вложенного суперконцерна «Карелия». Это означает, что деньги циркулирующие в России принадлежат всему народу, и сосредоточение средств у тех, кого сегодня именуют олигархами, это всего лишь следствие вредительской государственной политики.
Устранение из всех систем управления обществом неадекватных «менагеров» и замена их на управленцев необходимых стране, которые работают не за страх, не за деньги, а на совесть — вот путь развития страны. Именно это ключевая задача всех думающих управленцев.
Одним из условий нормального поступательного развития общества является ликвидация олигархата, как явления, а не как конкретных личностей, и вложение денег, которые лежат без дела, в развитие России согласно государственного плана решения проблем населения, обеспечения человеческой жизни.
Время требует от Президента России принятия взвешенных решений по демонтажу олигархата. Страх перед Путиным в мире связан прежде всего с тем, что он может осуществить этот демонтаж олигархата в глобальных масштабах. О необходимости этого, а также о потребности в обустройстве управления в мире на более гуманных и справедливых началах, говорил даже Папа Римский. И Владимир Путин является на сегодня единственным мировым лидером, который такой всемирный поход за справедливостью может не только возглавить, но и довести до логического конца.
Страх того, что Путин может пойти по данному пути, обуславливает и то шоковое состояние и ту паническую неопределённость, которые испытывает Запад, задавая уже ставший для него сакраментальным вопрос: «Кто вы мистер Путин?». Ведь на Западе, прекрасно отдают себе отчёт в том, что выстроенная там система финансово-олигархической власти, при всем её кажущемся всесилии и великолепии — фикция.
И, похоже, Путин действительно нашёл «Кощееву смерть». Ликвидация этого карточного домика — полностью соответствует основным интересам российского государства и общества, которые состоят отнюдь не в том, чтобы присутствовать при дальнейшем разграблении собственной страны западными кровососами и их местными подкаблучниками.
Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте: http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook: http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Благодарим Вас за сотрудничество!
Материалы:
http://www.chuchotezvous.ru/social-disasters/88/page-3.html — Украина
http://www.k2x2.info/politika/oranzhevaja_mina/p2.php — теория
http://www.hist-edu.ru/hist/article/viewFile/677/668
http://newsland.com/user/4297788402/content/4698978
http://polbu.ru/karamurza_orangerev/ch01_all.html — государство и революция
http://nstarikov.ru/blog/28878
https://ruxpert.ru/Цветные_революции
http://fb.ru/article/43011/chto-takoe-tsvetnaya-revolyutsiya
Комментарии: