Кижи
Читать около 27 мин

1 января 2016 года знаменитый на весь мир музей-заповедник Кижи отпраздновал свое 50-летие. История архитектурного ансамбля насчитывает не одну сотню лет. В разные эпохи он решал разные задачи. Последние 50 лет он радует своей красотой жителей России и иностранных гостей в качестве музея под открытым небом. В статье мы обратились к истории Кижей и возможным перспективам будущего музея.

Самым первым в наступившем 2016 году документом, опубликованном на сайте российского правительства, стало поздравительное обращение премьера Дмитрия Медведева к коллективу Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи», что свидетельствует о значимости данного культурного объекта не только в России, но и в мире.

Архитектурный ансамбль Кижи является выдающимся примером русской архитектуры. Кижи находятся в 63 км от главного города Карелии, Петрозаводска, на одном из островов в Онежском озере. Кижи включают в себя несколько церквей и ряд других построек, обнесенных стеной.

http://img7.arrivo.ru/cfcd/81/206/1/icom_russia_state_museum_kizhi2.jpg

Название «Кижи», по одной версии, происходит от вепсского слова kiz (kidz) — «мох (растущий на дне водоёмов)», по другой версии, название восходит к вепсскому слову kiši — «игрище, место для игр, праздников».

Известно, что Спасский Кижский погост на маленьком островке на Онежском озере уже в XV веке был центром большого округа, в который входило 130 деревень с 687 дворами на окрестных островах и на Заонежском полуострове. К этому времени, судя по писцовым книгам дьяка Андрея Плещеева, на погосте уже стояли деревянные церкви, предшественники существующих построек — «Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святой Богородицы». Главная церковь, Спасо-Преображенская, была шатровой. Она была видна издалека, как и нынешние сооружения. Существует предание, что в 1613 году, когда на Заонежье обрушилась волна шведских набегов, кижанам пришлось обороняться в той Преображенской церкви, что стояла на месте нынешней.

Кижский погост видел не только нашествия иноплеменников. Ещё в 1648 году крестьяне Кижского округа, уставшие от притеснений земского судьи Федора Максимова, избили его прямо в Покровской церкви (не в нынешней, а в той, что стояла на ее месте), за что были впоследствии подвергнуты телесным наказаниям. В 1695 году кижские крестьяне отказались работать на открытых неподалеку железоделательных заводах. По призыву колоколов кижской звонницы они собрались у стен погоста с дубьем и сражались с высланным против них отрядом стрельцов. В 1770 году, во время известного Кижского восстания, местные мужики, вооруженные рогатинами и дубинами, разбили в Кижах отряд правительственных войск. В следующем году восстание было подавлено, и 1 июля 1771 года у стен Преображенской церкви было собрано две тысячи крестьян — давать «подписку о послушании». Все две тысячи мужиков отказались. С помощью солдат «возмутители» были схвачены и жестоко наказаны, многие сосланы в Сибирь.

А в 1714 году на острове появилось чудо русской деревянной архитектуры — знаменитый на весь мир двадцатидвухглавый Преображенский храм. Воздвигнутая в 1714 году как прощание с уходящей Древней Русью, эта церковь словно поэма. И недаром само название «Кижи» стало как бы символом красоты русской души.

http://img7.arrivo.ru/cfcd/db/207/1/ostrov-Kizhi-2-fondviktoria.ru.jpg

Ансамбль Кижского погоста состоит из трёх зданий — Преображенской церкви (1714 года постройки), Покровской церкви (1764) и стоящей между ними колокольни, построенной в 1874 году на месте более старого сооружения. Их окружает деревянная ограда. Несмотря на то что все здания построены в разное время и имеют разную архитектуру, они не выглядят нагромождением построек, а образуют художественное целое.

Высота церкви Преображение Господня, самой высокой церкви Кижей, составляет 37 метров, а большое количество куполов, установленных на одном основании, являются великим достижением русской православной архитектуры.

Архитектура Покровской церкви более простая. На квадратном основании церкви возвышается восьмиугольная крыша. Высота этой церкви в Кижах, включающей в себя 8 куполов, составляет 27 метров. В восточной части прихода Покровской церкви находится алтарь, а в западной — лестница, ведущая наверх.

Музей-заповедник «Кижи»

Музей основан 1 января 1966 года. Музей изначально состоял из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков острова Кижи — памятников древнего зодчества, окружённых оградой. В настоящее время его дополняют привезённые из различных уголков Заонежья часовни, дома, иконы, предметы быта и хозяйственные постройки из карельских, русских и вепсских деревень, а также ряд исторических объектов в Заонежье и Петрозаводске.

В 1990 году архитектурный ансамбль Кижского погоста включён в Список памятников Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В 1993 году Указом Президента России музей-заповедник «Кижи» внесён в Государственный Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» — один из первых музеев под открытым небом в нашей стране. Его формирование началось в конце 1940-х годов реставрацией Кижского архитектурного ансамбля. К настоящему времени в составе музея-заповедника «Кижи» — 87 памятников архитектуры.

Сам остров Кижи — невелик, по периметру его можно обойти, наверное за полчаса, но если смотреть всю экспозицию, которой располагает музей заповедник, то и трёх часов будет определённо мало.

сектора экспозиции заповедника кижи
http://www.control-point.ru/wp-content/uploads/2014/11/zapovednik-kizhi-sektora.jpg

А он располагает:

  • Собранными со всей Карелии и размещёнными здесь под открытым небом 89 сооружениями архитектуры,
  • Почти 40 тысячами разнообразных предметов быта, повествующих о жизни коренных народов края,
  • Почти 5 сотнями прекрасных и уникальных икон из в музейных фондов,
  • Природными достопримечательностями. Своеобразие северной природы Кижского острова интересно не менее, чем мир его истории. На острове Кижи есть ценные природные объекты — популяция столетних вязов, древняя липа, диаметр ствола которой больше 1 метра, несколько редких видов растений, растущих только здесь и более нигде, занесённых в Красную книгу Карелии (http://vedlozero.ru/knowledge/biodiversity-karelia/krasnaya-kniga-red-book-karelia.html).
  • Следами великого оледенения — несколько термокарстовых воронок, озовая горбатая гряда из валунов особенного состава.
  • Памятниками археологии. Здесь более пятидесяти таких объектов — остатков поселений древних людей.

Кижи. Достопримечательности

музей заповедник кижи на острове
http://www.control-point.ru/wp-content/uploads/2014/11/muzej-zapovednik-kizhi.jpg

Всё, представленное на обозрение посетителям — храмы и церкви, дома и часовенки, мельницы, амбары, кузницы — все разбито по нескольким экспозиционным секторам и историческим деревням. В заповеднике Кижи воссоздан культурный мир крестьян, хозяйственный уклад жизни людей русского севера. По примеру зарубежных музеев под открытым небом, здесь можно увидеть кусочек исчезнувшей жизни: на улице и в домах экспозиции встречают гостей умелые мастера в национальной одежде, которые рассказывают и показывают приёмы традиционных ремёсел — плотницкого дела, ткацкого, они режут по дереву, вышивают, вяжут, плетут из бересты, даже работают в огороде и поле. Сувениры, изготовленные прямо на ваших глазах, можно купить.

хозяйственные постройки музей заповедник кижи баня
http://www.control-point.ru/wp-content/uploads/2014/11/muzej-zapovednik-kizhi-hozjajstvennye-postrojki.jpg

В густом некошеном разнотравье утопают приземистые амбары для хранения зерна, лабазы, хозяйственные постройки с сусеками, восьмикрылая ветряная мельница, риги, баньки и деревенские избы. Снаружи крестьянские дома — всё в деревянном кружеве резьбы. Интерьер внутри — всё, как было при хозяевах. Печка, утварь — как много самой разной… Здесь видно, как жили: где ели, где спали… Вот люлька, в которой из поколения в поколение качали младенцев, вот игрушки детей постарше — деревянная кукла и коник. Ткацкий станок для изготовления одежды, платков, покрывал… Чердак, где хранилось сено и лодки зимой…

В доме Нестора Максимовича Ошевнева под одной крышей расположились хозяйственные постройки и жилая часть — такой тип строений русского Севера назывался домом-комплексом. Под крышей вырезано 1876 год — дата постройки усадьбы.

Жилую часть опоясывает протяжённый балкон-галерея, с трёх сторон — ещё декоративные балкончики, украшенные арками, точёными балясинами и витыми столбиками. Это дом явно богатого человека.

Дом двухэтажный, но на первом этаже его находится — изба. Оказывается, так называлось жилое помещение, где стояла печь. Зимой там ютилась вся семья, а летом домочадцы просторно расселялась по всему дому.

карелия кижи один из крестьянских домов
http://www.control-point.ru/wp-content/uploads/2014/11/krestjanskij-dom-karelija-kizhi.jpg

Дом Ананьиной также представляет собой дом-комплекс в два этажа. Много окон с резными наличниками, балкон с балясинами, красивым крыльцом с резными столбиками.

На острове Кижи находится перевезенная из Муромского Успенского монастыря маленькая церквушка в честь Воскрешения Лазаря, построенная в 14 веке — древнейшая в Карелии. Но все-таки центром музея заповедника Кижи, его жемчужиной, является, конечно, Кижский погост, его сохранность в первозданном виде.

В настоящее время Преображенская церковь Кижского погоста, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, находится на реставрации. Она проходит так сказать, в режиме онлайн: реставраторы делают свою работу, а приезжающие туристы любуются драгоценным объектом культурного наследия России. Внутрь, правда, экскурсантов пока не пускают.

Как обычно спасают деревянные памятники? Их полностью разбирают, просматривают и чинят каждый составной элемент, а затем снова собирают в единое целое. В данном случае этот метод не подходил — понадобились бы огромные склады для хранения, и на десятилетия жемчужина острова Кижи стала бы недоступна, из-за чего резко уменьшился бы поток туристов, особенно заграничных. Специалисты музея-заповедника решили проводить реставрационные работы по технологии лифтинга, до мелочей отработанной в Норвегии на починке деревянных памятников народного зодчества. Преображенская церковь в Кижах случай несравнимо более трудный чем все, имевшие место, норвежские опыты. Но наши инженеры справились. Не разбирая памятника, на домкратах последовательно поднимают части его сруба, реставрируют и опускают. По планам реставрация должна закончится к 2018 году.

Об объектах Всемирного наследия

Впервые идея о перечне наиболее ценных объектов в мире была реализована в 1978 году, после того, как шестью годами ранее была принята Конвенция ООН, провозгласившая общую ответственность за сохранение наиболее значимых культурных и природных памятников. На конец 2014 года в списке содержится 1007 наименований. В первой десятке по количеству объектов Всемирного наследия находятся Италия, Китай, Испания, Франция, Германия, Мексика, Индия, Великобритания, Россия и США. Суммарно на их территории находится 359 наименований, входящих в список.

На территории РФ находится 26 памятников, входящих в список ЮНЕСКО. Из них 15 отнесены к категории культурных, а остальные 11 — природные. Они размещены по всей стране и включают на самом деле уникальные объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО России.

ЮНЕСКО — культурная или политическая международная организация?

http://img.salamnews.org/1fbbd4430c18a890a7feec2fee905fd2/unesko2_931.jpg

В Москве 24 сентября 2015 года закрылось бюро ЮНЕСКО, основанное ещё в 1994 году.

ЮНЕСКО была создана в 16 ноября 1945 года, в настоящее время её членами являются 195 государств. СССР вступил в международную организацию в 1954 году.

Взаимодействие со штаб-квартирой в Париже с 2015 года ведётся через Комиссию РФ по делам ЮНЕСКО. Ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе уточнил, что московское бюро ликвидируется по инициативе головного штаба в Париже. В бюро были представлены пять стран: Азербайджан, Армения, Беларусь, Молдова и Российская Федерация. Бюро финансировалось Российской Федерацией и ЮНЕСКО, а теперь организация намерена направить средства на развитие своей миссии в странах Африки.

Официальная причина — финансовые трудности, но явно просматривается политическая подоплёка, поскольку это был единственный кластерный офис организации в Европе. Представительство в Москве поддерживало программы, направленные на получение образования, защиту окружающей среды, защиту культурного наследия кластерных стран, включая сохранение языков, а также поддерживало свободу печати и выражения мнений.

В последние несколько лет ЮНЕСКО испытывает серьёзные денежные затруднения. Ситуация обострилась после того, как в 2011 году США отказались от участия в финансировании организации из-за принятия в её ряды Палестины на правах полноправного члена. Примеру США последовал Израиль, Канада, Австралия и Польша. 2012-й финансовый год организации пришлось начать с дефицитом в 150 миллионов долларов. В результате международная организация лишилась 22% своего финансирования.

Для справки. Регулярный бюджет ЮНЕСКО на 2010 — 2011 годы составлял 653 млн долларов США, в то время как сумма внебюджетных ассигнований достигла 462 751 400 долларов. Основными государствами-донорами являлись США (22 %), Япония (12,531 %), Германия (8,019 %), Великобритания (6,605 %), Франция (6,124 %).

Глава Минфина РФ в апреле 2015 года Антон Силуанов предложил пересмотреть целесообразность участия России в международных организациях.

По словам Силуанова, в ходе изучения возможностей оптимизации расходов бюджета Минфин отметил, что РФ участвует в большом количестве различных фондов и международных организаций, что зачастую «не имеет принципиального значения, тем не менее мы везде платим взносы».

Взносы России во Всемирную организацию здравоохранения в 2012 — 2013 годах составили 14 миллионов долларов, в 2014 — 2015 годах, как сообщалось, сумма будет увеличена до 22 миллионов. Взнос России в ЮНЕСКО составляет 8 миллионов долларов в двухлетний период. Как член Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Россия платит взнос в размере около 25 миллионов долларов. Членские взносы РФ в ВТО составляют около 3,7 миллиона долларов (https://meduza.io/news/2015/04/15/siluanov-predlozhil-sekonomit-na-vznosah-rf-v-mezhdunarodnye-organizatsii).

С момента создания ЮНЕСКО США и их союзники по НАТО фактически игнорировали в практической деятельности ЮНЕСКО её уставные цели и задачи. Они стремились использовать её в качестве простого агентства по оказанию небольшой по масштабам, но широко рекламируемой помощи почти благотворительного порядка тем странам, которые вполне удовлетворялись мелкими подачками и были готовы идти на поводу у своих западных «партнёров».

Показателен тот факт, что в 1954 году США предложили внести в ст. 5 Устава ЮНЕСКО поправку, в силу которой члены Исполнительного совета Организации, назначаемые государствами-членами и избираемые в Совет Генеральной конференцией, впредь представляли бы правительства своих стран, а не выступали бы, как это было прежде, только в личном качестве. Эта поправка была принята.

Миссия США при ООН отмечает, что администрация президента США Барака Обамы уже призвала конгресс «одобрить законодательные изменения, которые позволили бы проявлять необходимую гибкость в применении этих предписанных ограничений» (возврат членства).

«Лидерство США в ЮНЕСКО имеет значение», — подчеркивается в заявлении. Миссия Соединенных Штатов пообещала, что эта страна продолжит оставаться в организации, будет принимать участие в дискуссиях и сохранит место в исполнительном совете.

И это не случайное заявление, так как в 80-х годах через данную организацию Запад оказывал существенное влияние на развал СССР посредством развития диссидентства среди интеллигенции страны.

Поэтому необходимо понимание роли данной организации на мировой арене и реальной отдачи от вложенных в организацию нами средств в виде действительных взносов на культуру и образование нашей страны. Аналитики от федеральных чиновников по данному вопросу пока недостаточно, поэтому, как говорят у нас в стране — надеяться надо только на себя.

При этом РФ необходимо провести комплексную оценку состояния российского взаимодействия с ЮНЕСКО, реально задействовать план поэтапной «инвентаризации» основных направлений сотрудничества.

Пока что можно говорить о том, что участие в ЮНЕСКО России, а, следовательно и музея «Кижи» налагает ряд серьёзных сложностей на осуществление различного рода деятельности и в какой-то степени мешает развитию музея.

Управление музеем «Кижи»

А чтобы управлять столь значимым как для России, так и всего мира историческим архитектурным комплексом, нужен грамотный руководитель. Поэтому Министерством культуры РФ в октябре 2015 года было принято решение о назначении нового руководителя — профессионала в сфере культуры.

Елена Богданова назначена директором музея-заповедника «Кижи»

Елена Богданова http://mkrf.ru/upload/iblock/0fd/0fd316ed8680ea526d79f56825a04585.jpg?rand=419621716

Экс-министр культуры Республики Карелия Елена Богданова назначена 20 октября 2015 года директором музея-заповедника «Кижи». Соответствующий приказ подписан Министром культуры Российской Федерации Владимиром Мединским.

На сайте Министерства культуры РФ так комметентируют данное назначение.

Это человек высоких компетенций и столь же высокой ответственности. Коллеги Елены — министры культуры российских регионов — избрали её председателем Совета по культуре Северо-Западного федерального округа, членом Президиума общероссийского Координационного совета по культуре. Наконец, в этом году министры культуры всех, без исключения, регионов проголосовали за включение кандидатуры Елены Богдановой в высший орган Министерства культуры РФ — Коллегию. Это не формальный статус, это отражение её позиций в культурном сообществе российских регионов,

— прокомментировала это назначение заместитель Министра культуры РФ Алла Манилова.

Также она отметила, что Елена Богданова активно занималась вопросом туризма Республики Карелия, возглавила в Карелии и отделение Российского военно-исторического общества. Создала на базе республиканского министерства общероссийский методический центр по межрегиональному и приграничному культурному сотрудничеству российских регионов с зарубежными странами.

Она талантливый человек, высокоорганизованный с сильным стержнем. Знаю, как быстро Елена действует, как глубоко погружается в любую проблему и сколь стремительно овладевает новыми знаниями и компетенциями. Поэтому абсолютно уверена: лучшего выбора, чем сделал Владимир Мединский, не существует,

— заключила Алла Манилова (http://mkrf.ru/press-center/news/ministerstvo/elena-bogdanova-naznachena-direktorom-muzeya-zapovednika-kizhi).

Назначенная минувшей осенью директором музея-заповедника «Кижи» Елена Богданова в интервью газете «Известия» и другим информационным агентствам рассказала, что собирается предпринимать на новом посту для поднятия статуса музея.

Главная задача — чтобы музей-заповедник «Кижи» вошёл в десятку ведущих музеев страны и мира. А это требует целого комплекса мероприятий. За последние годы было сделано очень много, но предстоит сделать ещё немало.

В первую очередь, говорит Богданова, надо разобраться с реставрацией Преображенской церкви, работы по которой должны были быть завершены ещё в 2014 году, но конца им не видно.

Решением экс-директора сборку и разборку памятника доверили проводить не изначально занимавшемуся этим подрядчику — Архитектурно-реставрационному центру «Заонежье», а плотницкому центру самого музея, что вызвало скандал.

По словам Богдановой теперь работы по реконструкции вновь передадут «Заонежью». В следующем году пройдут работы по реставрации и сборки третьего яруса церкви, а также начнётся разбор второго яруса. На все цели требуется найти 58 млн рублей.

Другой приоритет будет сделан на развитии самого острова Кижи: доработка входной зоны музея, создание нового фондохранилища и жилого поселка для специалистов, а также на появление доступного беспроводного Интернета (Wi-Fi) в любой точке острова.

И, наконец, будет решён вопрос с транспортной доступностью. После завершения строительства дороги Великая Губа — Оятевщина до Кижей можно будет добраться дешевле, чем на «Комете» из Петрозаводска, на которой проезд сейчас обойдется в 2750 рублей. Кроме того, рассматривает вопрос о покупке парома для связи острова с материком.

Совместно с Министерством культуры РФ работают и на развитие других направлений, в том числе:

  • Надо предоставлять новые услуги, сделать всё, чтобы туристы могли пребывать на острове как можно дольше. Возможности для этого есть. Например, при поддержке Минкультуры отработаны веломаршруты.
  • Необходимо заняться развитием детского центра в Кижах,
  • Надо использовать и те ресурсы, которые есть и в Петрозаводске — это фондохранилище. Это хорошее здание, там можно организовывать экспозиции. О тех достижениях, которые есть на острове, надо говорить и здесь. Можно сделать интересные проекты для реставраторов, ведь музей достиг очень высокого уровня реставрации, это отмечают многие эксперты,
  • Над увеличением количества туристов.

Как положительный момент, стоит отметить, что в июле 2015 года состоялись переговоры российской делегации с представителями Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ). Был подписан первый документ о практическом взаимодействии с ИККРОМ — Меморандум о взаимопонимании между ИККРОМ и Музеем-заповедником «Кижи», ключевым аспектом которого является проведение на базе музея учебных курсов под эгидой ИККРОМ (http://kizhi.karelia.ru/info/about/pressrelease/2015/9837.html).

По случаю 25-летия включения в Список всемирного наследия первых российских памятников — исторического центра Санкт-Петербурга, Московского Кремля и Кижского погоста — по инициативе Минкультуры России и при содействии Постпредства России при ЮНЕСКО в июле 2015 года состоялась торжественная презентация с участием представителей федеральных и региональных организаций, а также премьерный показ короткометражного фильма, посвященного этим выдающимся российским культурно-историческим объектам — можно посмотреть по ссылке: http://whc.unesco.org/en/sessions/39com/records/?day=2015-07-03#ttRdXV_Sy90A3200

Перспективы музея «Кижи»

Красота — это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме… Каждая красивая линия, форма, сочетание – это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного для данной вещи. Красота и есть та выравнивающая хаос общая закономерность, великая середина в целесообразной универсальности… (Иван Антонович Ефремов, роман «Лезвие бритвы»)

Исходя из определения Ивана Ефремова — подобно тому как сами Кижи являются прекрасным творением, так и деятельность с ними связанная должна стать примером правильного, прекрасного использования наследства, которое нам оставили наши предки.

Понятно, что пока в мире и России в частности господствует Западная библейская концепция глобализации, особенно в её либеральной модификации — главным в том числе и в деятельности музея «Кижи» стал простой принцип — «делать деньги», и именно этой задаче последние годы неформально подчинена деятельность музея. Тем не менее у музея есть все шансы для того, чтобы изменить приоритеты деятельности.

Главная задача музея — это осуществление просветительско-образовательной и научно-исследовательской деятельности, сохранение и развитие русской культуры.

Культура — это вся информация, которая передаётся вне генетического наследования. Она может как способствовать развитию человека, так и мешать ему. Последнюю тысячу лет культура России представляла собой поле битвы между пришедшей извне западной культурой в виде византийского псевдо-христианства с одной стороны и русской культуры с другой стороны, которая переваривая византийское учение, переработала его в православие, как своеобразную специфическую форму этого учения однако с проявлениями русской культуры, которые были активны в православии до 1917 года.

Отразилось это во всей культуре — и в языке, и в письменных памятниках и в архитектуре. Однако насколько это понимается работниками культуры — вопрос открытый, потому что любой человек — сам продукт культуры, в которой он вырос. И насколько тот или иной человек принадлежит своей многонациональной русской культуре, а насколько западной библейской — можно сказать по тому, чем он живёт — какими идеями, целями, что он использует в своей жизни в качестве предметов быта, которые говорят с ним на своём языке. Ответив на этот вопрос и работник культуры и гость музея по-разному откроют для себя и для других загадочный мир Заонежья.

Поскольку идеалом русской культуры всегда была человечность и справедливое жизнеустройство, то она всегда способствовала развитию каждого человека и общества в целом, если он конечно впитывал её достижения и становился её проводником. Сегодня, люди все больше начинают это понимать. Выполняет ли музей функции проводника в мир русской культуры и чему он учит подрастающее поколение? Либо же музей просто хранитель старины, от которого отошёл «творящий Логос»?

Музейная деятельность — какой она будет в будущем?

Просто описывать некую сумму фактов, пусть даже ярко и красочно, чтобы жители или гости края знали о том, что происходило здесь ранее? Либо же сотрудники музеев будут способствовать повышению меры понимания происходящих процессов, используя язык экспонатов, способствовать становлению человечности в людях? Подобно тому как музыка пробуждает у одних людей просто те или иные эмоции, а у других способствует вдохновению и побуждает к творчеству.

Конечно стержнем Кижей является именно архитектурное направление в русской культуре. В результате экспансии библейской концепции — эта отрасль культуры России очень сильно пострадала, а если быть более точным — она практически была уничтожена. Сегодня не существует серьёзной русской архитектурной школы и эту школу ещё предстоит воссоздать. Это направление могло бы стать очень перспективным как для самой России, так и для музея, который обладает достаточными возможностями для начала такой масштабной работы.

Русская архитектурная школа

Фотографии домов русских крестьян, показанные в статье выше, запечатлели дома, построенные во второй половине XIX — начале ХХ века, которые сохранились доныне. Но надо понимать, что эти архитектурные типы возникли не мгновенно, а складывались на протяжении веков, вбирая в себя жизненный и хозяйственный опыт многих поколений тружеников. В домах такого типа на основе общего хозяйства жили именно семьи нескольких поколений. И если требовалось построить усадьбу для новой семьи, то в эпоху, когда капитализма и развитого рынка в России ещё не было (т.е. примерно до середины XIX века), строительство такого рода семейных жилищ — в сельской местности, где жило до 85% населения России и более, — осуществлялось в плановом порядке неспешно следующим образом.

http://ms.znate.ru/tw_files2/urls_17/5/d-4629/img20.jpg

Зимой, в январе — феврале, в лесах выбирались подходящие деревья, которые пойдут на постройку. Отбор стройматериала был основан на том, как ствол дерева отзывается удару обухом топора: т.е. хорошее дерево должно было «правильно звучать». Кора на выбранных деревьях срезалась по кольцу в нижней части ствола (у комля), в результате чего дерево умирало. После этого выбранное дерево оставляли стоять на своём месте до следующей зимы: за это время дерево успевало лишиться внутренней влаги, высыхая летом и вымерзая зимой. Следующей зимой отобранные деревья срубались, очищались от веток и вывозились к месту будущей стройки. Там их стволы полностью очищались от коры. Потом, чтобы брёвна ложились в сруб и были необходимой длины, стволы топором перерубались поперёк в соответствующий размер по длине. Бревно именно перерубалось, а не перепиливалось, потому, что по- перечные удары лезвия топора закупоривали поры и капиллярные сосуды в стволе, что обеспечивало лучшую влагостойкость брёвен уже в конструкции сруба, нежели поперечный распил, порождающий продольные трещины и рвущий поры и сосуды, которые остаются с открытыми капиллярами, тянущими влагу внутрь бревна. Брёвна во вращении вокруг продольной оси ориентировались так, чтобы сторона ствола, обращённая во время роста дерева к северу, в конструкции сруба оказалась бы снаружи здания: годовые кольца с северной стороны тоньше, древесина с этой стороны плотнее, обладает более мелкой структурой и более устойчива к воздействию природных факторов: солнца и влаги.

http://www.old.vodaspb.ru/russian/files/books/20040803-family/04-Srub_v_oblo.jpg

Потом с нижней стороны бревна делался округлый в поперечном сечении жёлоб, которым оно укладывалось в структуре сруба на нижележащее бревно, предварительно покрытое прокладкой из мха: жёлоб обеспечивал бóльшую площадь контакта соседних брёвен друг с другом и достаточную для теплоизоляции толщину стен в самых тонких местах (местах соприкосновения двух брёвен), а направленность жёлоба вниз обеспечивала лучшую влагостойкость конструкции, поскольку если между брёвнами попадала влага, то она стекала по нижнему бревну. Самые нижние брёвна (нижний венец) укладывались на камни (или врытые в землю обожжённые столбы, взятые из района корневищ и комля), располагавшиеся в углах строения. На них под брёвна в некоторых местностях укладывалась береста — гидроизоляция, препятствующая фильтрации влаги из почвы и конденсата с камней. Поэтому само строение возвышалось над землёй, и пол был расположен достаточно высоко над землёй. Летом пространство под домом свободно вентилировалось и потому пол был прохладным, поскольку ветерок уносил из-под дома испарявшуюся почвенную влагу. А на зиму вдоль периметра дома до высоты, на которой начинался сруб, насыпался вал из земли и опилок — та самая «завалинка»: это служило целям зимнего утепления.

Поверх второго яруса брёвен клались поперченные лаги (точнее они врезались в брёвна второго яруса), а на лаги настилался дощатый пол: впоследствии это позволяло, «поддомкратив» сруб, поменять брёвна в нижнем венце без разборки конструкций пола. Кровля была тесовая или из щепы. Конструкции дома, кровли дома и крыльца была отработаны (оптимизированы) так, чтобы вся дождевая и талая вода свободно стекала и нигде не застаивалась (то же касается и конденсата, стекающего зимой со стёкол окон). Кроме того, общая организация пространства внутри дома была такова, чтобы нигде не возникало зон, в которых бы воздух застаивался: это необходимо во всех деревянных конструкциях для того, чтобы в застойных зонах не возникала сырость, не заводилась плесень, грибки (плесень и грибки вредны для здоровья), и сруб не сгнивал бы изнутри. При этом печь (во многих домах их было несколько, а в ряде случаев отапливались оба этажа) наряду с функцией обогрева несла и функцию поддержания необходимой для здоровья влажности воздуха в жилых помещениях: если печь «неправильная», то в отапливаемом ею помещении относительная влажность может быть как избыточной, так и недостаточной — и то, и другое вредно для здоровья и плохо для сохранности вещей и предметов быта. Также не следует забывать, что показатели теплоизоляции бревенчатой стены, набранной из брёвен диаметром около 30 см в срубе «в обло», примерно такие же как и кирпичной стены толщиной в метр, а по показателям внутренней и внешней экологичности жилища рублённый дом превосходит и кирпичный, и бетонный и стальные каркасы, заполненные пенопластами.

http://kizhi.karelia.ru/media/thumbs/architecture/54/2f/15_1.jpg

Ресурс построенного таким образом рублённого дома мог достигать 200 лет и более, и хотя за время его службы приходилось несколько раз сменить брёвна в нижнем венце и обновлять кровлю, но такое строение удовлетворяло потребности в жилье нескольких поколений семьи по высоким стандартам (даже по нынешним временам: в таких домах не хватает только электричества, газа в качестве энергоносителя для печи и санитарно-хозяйственного блока с водопроводом и сточно-фановой системой — канализацией и кое-какой бытовой техники).

http://www.old.vodaspb.ru/russian/files/books/20040803-family/02-dom_Sergeevoi_Kiji.jpg

В северных и других областях, где лето и осень могут быть дождливыми, а зимы суровыми, непосредственно к жилому дому примыкали и хозяйственные постройки, которые в некоторых проектах заводились под общую с жилым домом кровлю: это обеспечивало возможность проводить многие хозяйственные работы, не выходя на улицу при плохой погоде. По этой же причине все дома, показанные на фотографиях выше, имеют «подклет» — самый нижний, нежилой этаж, пространство которого использовалось для хозяйственных нужд (кроме того, при такой архитектуре дома, в многоснежные зимы вход в жилище и в хозяйственные пристройки благодаря наличию высоких крылечек и пандусов для въезда телег и саней не заметался снегом и оказывался выше уровня сугробов).

До того времени, как торгово-денежные — сугубо коммерческие (ты мне — я тебе) — отношения вошли в повседневную жизнь села (т.е. примерно до середины XIX века), многие такие дома и надворные постройки строилось усилиями родственников и соседей на основе взаимопомощи и прокорма работников в период строительства хозяевами будущего дома: денег у населения было не много, и их берегли для того, чтобы совершать покупки на ярмарках. Но кроме того, были и плотники- профессионалы, и во многих областях готовые срубы домов и надворных построек выставлялись на ярмарках на продажу, а после их покупки разбирались и доставлялись покупателю, где собирались и доделывались окончательно.

Если позволяла география, то срубы сплавлялись и на плотах по рекам из лесистых местностей в безлесные. Собственно построение самого сруба на месте, установка кровли, дверей, окон требовало около недели времени при коллективном (общинном или артельном) характере ведения работ. Т.е строительство жилища для семьи в плановом порядке по принципу «раз и навсегда» в относительно недавнем историческом прошлом требовало менее двух лет, что было обусловлено главным образом технологией заготовки строительного леса. Построить же времянку из сырого леса при возникновении экстренной потребности (например в случае уничтожения пожаром основного жилища) можно было за несколько недель на тех же принципах некоммерческой взаимопомощи. Примерно так же, как в Карелии и на Беломорье, строились жилые дома и в Сибири, хотя там была и своя специфика как в архитектуре, так и в декоре. В безлесных местностях России, на юге в степной и лесостепной зоне, кубатура жилищ была меньше, чем на севере и в Сибири, поскольку там не было необходимости тянуть все хозяйственные помещения под одну крышу, а многие хозяйственные работы могли быть отложены на лето и выполнялись на улице или под лёгкими навесами.

http://ukhtoma.ru/doma/80.jpg

В этих местностях основным строительным материалом был саман — высушенные на солнце прямоугольные блоки, отформованные из смеси глины, навоза и соломы. Саманные блоки в кладке скреплялись «раствором» из смеси воды, глины, навоза. Наделать самана и построить дом родня и соседи могли в течение одного летнего сезона. Некоторые трудности возникали при сооружении потолочных перекрытий, в которых деревянный каркас был носителем всё того же «саманного» заполнителя. Кровля — камыш или солома. Пол в большинстве своём был земляной (глинобитный), у тех, кто побогаче — дощатый. Такой дом тоже мог стоять несколько десятилетий, удовлетворяя жилищные потребности нескольких сменяющих друг друга поколений семьи. Он требовал только периодической обмазки (побелки) снаружи и изнутри и смены соломы или камыша на крыше. Если семья находила, что старый дом — тесный, то снова замешивали саман и делали пристройку либо возводили стены нового дома вокруг прежнего, в котором продолжали жить почти всё время строительства. По завершении возведения стен нового дома, быстро разбирали старый дом, делали перекрытия и крышу нового, и обустраивали его изнутри. В советское время такие саманные дома стали обшивать штакетником либо обкладывать кирпичом, чтобы избавиться от необходимости регулярной наружной побелки, кровли стали шиферными, черепичными либо из кровельной жести.

Но появилась бюрократия, которой здесь почти что не было до начала XIX века, и разрешение на строительство уже надо было получать у неё: поскольку бюрократия отводила под новое строительство участок, размер которого был задан не всегда демографически обусловленными ограничениями, и определяла ставку «налога на недвижимость» (в той или иной его форме), то в ряде случаев эти бюрократические обстоятельства ограничивали и размеры дома, вследствие чего он оказывался меньше, чем было бы удобно для жизни семьи.

Заключение

Может возникнуть вопрос: А для чего мы сделали этот экскурс в историю народной архитектуры и жилищного строительства в прошлом? Ответ на этот вопрос состоит в следующем: Всё это строилось в разумные сроки по отношению к продолжительности активной жизни поколений и в достаточном количестве на основе ручного труда самих людей и тягловой силы домашних животных; и главное — строилось большей частью во время, свободное от основных видов хозяйственной деятельности, на основе которой жили люди (хлебопашества, скотоводства, рыбной ловли, ремёсел — гончарного, кузнечного дела и т.п.). Та энерговооружённость производства и транспорта, те технологии, производственное оборудование и инструменты, которые доступны ныне, в те времена даже не были предметом мечтаний: если в народных сказках и происходило скоростное строительство, то только на основе магии, включая процедуру многократного ускорения течения физического времени на стройплощадке так, что терем который обычным порядком надо было бы строить минимум год (если начинать отсчёт времени от заготовки древесины в наилучший для этого сезон), «двое из ларца одинаковых с лица» рубили в течение одной ночи вместе со всем декором и наполняли всем необходимым для жизни; либо ещё проще — «по Щучьему веленью, по моему хотенью…»

Сейчас же, хотя сказочная «строительная магия» и не развита, но энергопотенциал производства и транспорта многократно вырос, есть новые высокопроизводительные технологии и конструкционные материалы. Но вопреки этому экономическая наука и правительство РФ рассказывают нам, что за пять — десять лет жилищная проблема в стране в смысле «каждой семье — свой добротный дом или добротная квартира» не может быть разрешена: дескать, производственных мощностей не хватает, и в таком темпе их не создать. — Искренне говорить такое и верить в это объяснение могут только, оторвавшиеся от реальной жизни бюрократы и глупые люди. В действительности причины очевидной якобы невозможности решить жилищную проблему в России в сроки, приемлемые по отношению к продолжительности активной жизни людей, совсем в другом, а не в нехватке энергопотенциала и производственных мощностей. Они лежат вне сферы собственно хозяйственной деятельности и вне компетенции экономической науки.

Первая причина, лежащая на поверхности, состоит в том, что почти весь этот, большей частью техногенный энергопотенциал уходит в воспроизводство самого себя (надо добывать энергоносители и возобновлять производственное оборудование и инфраструктуры транспорта и т.п.) и на удовлетворение деградационно-паразитических потребностей разнородной и разноуровневой «элиты». При этом практикующие политики и обосновывающие политику экономисты безнравственны или злонравны, вследствие чего не видят, не понимают или скрывают различие демографически обусловленного спектра потребностей и деградационно-паразитического спектра потребностей.

Таким образом, Музей «Кижи» в перспективе может выступить как своего рода Центр российской архитектуры и домостроения, решения жилищной проблемы, а значит — сыграть значительную роль в истории России. При этом задача будет решаться и задача увеличения туристического потока. Хватит ли на это политической воли руководства музея и Республики Карелия — будущее покажет.

перед нами остров кижи
http://www.control-point.ru/wp-content/uploads/2014/11/ostrov-kizhi.jpg

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:

Вступайте в группу Вконтакте: http://vk.com/inance_ru,

Жмите «Нравится!» в группе Facebook: http://www.facebook.com/inance.ru

И делайте регулярные перепосты.

Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.

Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.

Благодарим Вас за сотрудничество!

 

Материалы:

http://pravdoryb.info/medvedev-pomolilsya-v-kizhakh-57737.html — Медведев побывал в Кижах

http://www.arrivo.ru/unesco/kizhi.html

https://slovari.yandex.ru/~книги/Величайшие%20храмы%20мира/Кижи

http://cruiseinform.ru/news/places/novyy_direktor_kizhey_rasskazal_o_globalnykh_peremenakh_kotorye_ozhidayut_muzey/

http://mkrf.ru/press-center/news/ministerstvo/elena-bogdanova-naznachena-direktorom-muzeya-zapovednika-kizhi — Официальный сайт Министерства культуры РФ

http://www.control-point.ru/rossiya/ostrov-kizhi-muzej-zapovednik/

http://www.newsmsk.com/article/24Sep2015/unesco_close.html — закрытие бюро Юнеско в Москве

http://www.culture.ru/institutes/305 — Музей заповедник Кижи

http://ukhtoma.ru/history3.htm — Традиционные типы домов на Руси

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ