Читать около 13 мин

Я — поэт. Этим и интересен.
Об этом и пишу.
Об остальном — только если
это отстоялось словом.
(В.В. Маяковский. Я сам).

«Я хочу быть понят моей страной» — эта строка из стихотворения Владимира Маяковского звучит как просьба и заклинание. И хочется действительно понять поэта, не судить о нём поверхностно, разобраться в перипетиях его трагической судьбы.

В русской поэзии существует прекрасная традиция: каждый поэт, будь он мал или велик, не мог не задумываться о назначении творчества, о своём месте в жизни современного ему общества, о роли поэзии в жизни людей.

У Маяковского, поэта революции, было много общего в понимании роли поэта и поэзии с классиками XIX века. Пушкин призывал «глаголом жечь сердца людей», «милость к падшим призывал». Лермонтов, продолжатель лучших традиций своего великого современника, уподоблял поэзию боевому оружию, утверждая действенное значение литературы в нравственном и политическом преобразовании общества. Некрасов считал, что поэт, независимо от степени его таланта, должен быть прежде всего гражданином, воспринимающим боль и страдания народа, как свои собственные.

«Светить всегда, светить везде», — так определял задачу поэзии В. Маяковский. Он жил в сложную переломную эпоху созидания нового общества, которая выдвинула перед ним целый ряд новых требований и целей.

Краткая биография

http://www.2do2go.ru/uploads/full/81b5192734164bb9fb58595ee0635174_w960_h2048.jpeg

МАЯКОВСКИЙ, ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ, русский поэт (1893—1930).

Родился 19 июля 1893 в селе Багдади Кутаисской губернии, в семье лесничего. И отец, и мать Маяковского были потомственными дворянами (Столбовой отец мой / дворянин // кожа на руках моих тонка… — Про это).

http://static.lyrchi.com/media/aa/61/19_1359.jpg

В 1906, после внезапной смерти отца, семья Маяковских переезжает в Москву. В Москве Маяковский, увлекшись идеями социал-демократии, вступает в 1908 в РСДРП и принимает участие в подпольной работе. С этим обстоятельством связано и прекращение Маяковским, после 5-го класса гимназии, систематического общего образования. Маяковский трижды арестовывался, но в конце концов был отпущен на поруки матери, после чего вышел из рядов партии и, вопреки распространенному мнению, впоследствии в неё не вступал.

Именно в тюрьме, под впечатлением от впервые прочитанных современных стихов, в частности — Бальмонта, Маяковский сделал первые шаги в поэзии (стихи не сохранились), написанное впоследствии оценивал очень критически.

http://ppt4web.ru/images/115/19336/640/img11.jpg

Обучался живописи в училище живописи, ваяния и зодчества, откуда вскоре был исключен за футуристическую «левизну». Совместно с В. Хлебниковым, Д. Бурлюком и А. Крученых Маяковский организовал группу кубофутуристов, подписав их манифест «Пощечина общественному вкусу» (1912).

В империалистическую войну 1914 года Маяковский занял пораженческие позиции. В 1915 был призван на военную службу чертежником. Восторженно встретил, однако скоро разочаровался в Февральской революции. В Октябрьские дни стал работать с большевиками. В годы военного коммунизма провел огромную работу в «Роста». В начале нэпа организовал группу «левого фронта искусства», сосредоточившуюся вокруг журналов «Леф» и «Новый Леф», которые Маяковский редактировал. Совершил несколько поездок за границу — по Западной Европе (Франция, Испания) и Америке (САСШ и Мексика). 20-летний творческий путь поэта завершился вступлением в начале 1930 года в РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей — литературное объединение в СССР послереволюционных времён).

Личный кризис привел Маяковского 14 апреля того же года к самоубийству.

Отражение эпохи в творчестве Маяковского

http://s2.docme.ru/store/data/000358581_1-2090151ea35db212e720e554c203bfde.png

Поэтический борец и новатор, Маяковский был тем великим художником, который не выбирал себе «путь, чтобы протоптанней и легче», а шёл отыскиваемой им самим трудной дорогой. Творчество Маяковского противоречиво и сложно. Он органически проделал сложнейшую поэтическую перестройку. Путь Маяковского к искусству социалистической революции, к поэзии пролетариата пролег через ухабы и рытвины индивидуализма, болезненного мессианистского одиночества и бредовой тоски. От одинокого бунтарства и протеста против капиталистических отношений с позиций абстрактно-гуманистических, — через мелкобуржуазное революционно-космическое восприятие перспектив Октябрьской революции к подлинной пролетарской революционности — таков путь поэта.

В 1912—1917 Маяковский выступает как своеобразный социалист-утопист, как выразитель той группы мелкобуржуазной, гуманистически настроенной интеллигенции, идейное развитие которой впоследствии привело к приятию Октябрьской революции. Основная тема дореволюционного творчества Маяковского — человек и капитализм. В самой уже постановке темы «человек и капитализм» в Маяковском сказалась природа мелкобуржуазного утописта. Силой своего дарования поэт выражал ощущение растерянности, бессилия перед лицом капитализма, уродующего и уничтожающего личность.

Вражда, ненависть к капитализму окрашивают творчество Маяковского в этот период. «День рождения человека» встревожил «логово банкиров, вельмож, дожей». Человек начинает понимать сущность капиталистического общества. Для него это частная собственность капиталистов и банкиров, скрепленная законами, государственными установлениями, религией. Это понимание далеко от пропагандируемого марксистского понимания капиталистических отношений. Но человек Маяковского приходит стихийно к протесту против коренных установлений капиталистического общества. В поэме «Человек» (1916) Маяковский даёт следующий образ капиталистического мира:

Моё безупречное описание земли
передайте из рода в род.
Рвясь из меридианов,
Атласа арок
пенится,
звенит золотоворот
франков,
долларов,
рублей,
крон,
иен,
марок.

В нём, в этом золотовороте всё и вся тонут. Золотоворотом управляет капиталист-банкир, «повелитель всего», ненавидимый человеком Маяковским, грозный, «неодолимый» враг. «Повелитель всего» опутал сетью проводов все страны и землю скрутил в улицы. Он мощен, неуязвим. Он всесилен и всемогущ. Нет силы, способной опрокинуть его господство. Нет выхода.

Встрясывают революции царств тельца,
Меняет погонщиков человечий табун,
Но тебя,
Некоронованного сердец владельца,
Ни один не трогает бунт!

http://content.foto.mail.ru/mail/minatet/_blogs/i-4812.jpg

Маяковский не знал ещё, что есть в этом обществе сила, историческая задача которой и состоит в том, чтобы сбросить иго «повелителя всего» — «некоронованного сердец владельца». Прекрасного, могучего человека, воспеваемого Маяковским, слуги «повелителя всего» — банкиры, вельможи — захватили в плен. Жаждущим работы рукам они дали винтовку, «физическую силу ума», обуздали законом, на сердце — этот необычайнейший «комок» и «чудо» — надели «цепь-религию». Маяковский протестует против закона, против собственности, издевается над богатыми, святотатствует, богоборчествует.

К империалистической войне 1914 года Маяковский отнёсся отрицательно, став на пораженческие позиции. Этим он выделялся из среды других мелкобуржуазных поэтов, в массе своей оголтелых патриотов и шовинистов. В «Войне и мире» (1916), пожалуй единственной во всей русской поэзии того времени антивоенной поэме, с такой исключительной силой протестующей против войны, Маяковский писал:

Вылезли с белым.
Взмолились
— не надо!
Никто не просил
чтоб была победа
родине начертана.
Безрукому огрызку кровавого обеда,
на чорта она?!

http://cdn1.imhonet.ru/photos/out/8bd531bc/1829408_large.jpg

К протесту против войны Маяковский привёл своего человека. Но этого мало. Маяковский, имевший давние счеты с «повелителем всего», в нём же почуял и виновника этой войны. Зачинателей войны он клеймит убийцами. Самому изображению войны предшествует изумительная по сатирической силе картина современного ему капиталистического Вавилона. В нем «мясомассая, быкомордая орава», «орущая», «жрущая», «пьющая», «по ночам взбирающаяся потеть друг на друге, сотрясая город скрипом кроватей».

Причина войны, по Маяковскому, — «рубль, вьющийся золотолапым микробом в прогрызанной душе». Отношения капиталистической собственности сделали основной чертой души человека погоню за рублем. Деньги, стремление к наживе и выгоде сделали неизбежной империалистическую войну. Страшный лик войны в потрясающе сильных строфах своей поэзии и рисует Маяковский.

Реальная действительность, продолжение войны Временным буржуазным правительством, рост социалистической борьбы пролетариата начинают разрушать гуманистические иллюзии и мелкобуржуазную утопичность воззрений Маяковского. Он начинает понимать, что империалистическая бойня санкционирована буржуазно-демократическими установлениями, он видит, что над нею веет дух рубля, франка, доллара, марки.

Только революция, сперва Февральская, а затем Октябрьская, поставила перед Маяковским задачу сделать свою поэзию простой, доступной и понятной широким массам.

http://www.nlr.ru/tus/031201/images/big/image50.jpg

«Левый марш» — самое революционное стихотворение Маяковского — намечает новый художественный конфликт в лирике поэта: «МЫ» (краснофлотцы, Ленин, Теодор Нетте, строители Кузнецка) — «ОНИ» (белые, спекулянты, Керенский, Врангель, «мурло мещанина» советской формации). Духовно-нравственный конфликт «Я»—«ВЫ» уступает место идеологическому и политическому. Вся поэтическая структура «Левого марша» аргументирует это противостояние: «МЫ» разворачиваемся в марше, чтобы загнать клячу истории, ибо смотрим в будущее, — «ОНИ» живут по библейским законам, смотрят в прошлое; «МЫ» реем как вольные птицы — «ОНИ», заручившиеся поддержкой Антанты, уподобились зверю («вздымает лев вой»); «МЫ» несём человечеству свет — «ОНИ» — тьму, «мора море, голод». Энергичный рефрен: «Левой! Левой! Левой!» выражает и команду идущим, и оптимизм поэта. Все выделенные нами образы легко группируются в антитезы, характерные для стиля революционного романтизма, известного ещё поэтам XIX в.

С одной лишь разницей: XIX в. уповал на солнце разума, Маяковский выдвигает на первый план маузер и удушение («крепи у мира на горле пролетариата пальцы»). Итак, поэт предлагает невероятное: «Ваше слово, товарищ маузер!» Всегда ли мы понимаем последствия такого призыва? Поэтический «маузер» Маяковского вызвал, по закону бумеранга, обратное действие: 14 апреля 1930 г. поэта не стало. Официальная версия смерти — самоубийство. Но сейчас популярна и другая — политическое убийство. Что бы ни было на самом деле, оба предположения не противоречат друг другу, так как причины трагедии уходят корнями в биографию поэта.

Современна ли сатира Маяковского?

public-mayakovskij

Сатиру Маяковский назвал своим любимым оружием, метившим в годы революции в «контру», а после неё — в совмещанина («О дряни»). «Совмещанин» — изобретение поэта, каламбур, соединяющий в себе три слова: «советский», «совмещать» и «мещанин».

Без сатирической окраски слово «мещанин» довольно безобидно, т.к означает «человека, прикреплённого к месту».

Эпоха Маяковского — эпоха словотворчества, неологизмов типа: «совкино», «совкультура». Поэт гордился тем, что он советский («Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье»), возмущался любым сокращением доброго слова, поэтому в отместку и придумал: «совмещанин», то есть совмещающий в себе «красную», лояльную форму и антисоветскую суть. Маяковский рисует совмещанина в домашней обстановке, среди особого интерьера: рядом с самоваром газета «Известия», клетка с канарейкой соседствует с портретом Маркса в «алой рамочке». Символы красного режима и на платье у жены — брошь в виде «серпа и молота». Так выглядит бутафорская революционность. «Наскоро оперенье переменив», совмещанин, даже жену называющий «товарищ Надя», организовал дома уютный быт, подкрепляемый «подачками» («К празднику прибавка — двадцать четыре тыщи») за сверхуживчивость, сверхлояльность, сверхравнодушие к судьбе страны-подростка. Сатирическая деталь поэта беспощадна, нарочито груба, низкопробна («намозолив от пятилетнего сидения зады», «крепкие, как умывальники», «фигурять», «та или иная мразь»).

В стихотворении «Прозаседавшиеся» Маяковский рисует уклад советского учреждения в «дожде бумажных дел», в бесконечных заседаниях, посвящённых «покупке склянки чернил» или «объединению Тео и Гукона» (ироническое соединение двух разных учреждений: «Тео — театральный отдел Главполитпросвета, Гукон — Главное управление коннозаводства при комиссариате земледелия»).

Царство абсурда наваливается на лирического героя, его «свихнувшийся разум» не в состоянии понять «спокойнейший голосок секретаря» о своем начальнике: «Они на двух заседаниях сразу». Гротесковый стиль стихотворения пронизан публицистичностью, ибо газеты тех лет обсуждали многочисленные вопросы советского бытия: «В чём ходить на работу?», «Как строить отношения между мужчиной и женщиной?», «Нужен ли институт знакомств?», «Можно ли носить галстуки, пиджаки, фраки?», «Что такое изящная жизнь?» Если первые вопросы отражают процесс созидания новой культуры, то последние два — типичная желтизна — бессмысленная и беспощадная.

Темы сатирических стихотворений охватывали всю злобу дня: бюрократизм, быт, любовь, нравы молодёжи, псевдоценности советской буржуазии, вызывая гнев, презрение, желание «достучаться» до тех, кто не хочет строить город-сад, не хочет видеть «чахоткины плевки», беспризорных детей. «Шершавый язык» плаката вошёл в стилистику Маяковского.

Маяковский о роли поэта и поэзии

http://www.gelos.ru/month/september2011book/bigimages/nb6704-5.jpg

В стихотворении «Приказ № 2 по армии искусств «Маяковский обращается к современным писателям и поэтам с призывом:

Товарищи! Дайте новое искусство — такое, чтобы выволочь республику из грязи».

По убеждению Маяковского, искусство должно войти в жизнь, поэт — стать таким же необходимым и полезным людям, как солнце. Об этом он пишет в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Солнце приходит в гости к поэту-труженику, поэту-агитатору, заваленному работой. Эта нереальная фантастическая история теряет мистическую многозначительность благодаря мягкому юмору, введению в повествование забавных бытовых деталей. У Маяковского светило «заговорило басом», потребовало варенья и даже снизошло до дружеской болтовни с поэтом. Но вот в ироническом авторском повествовании незаметно появляются серьезные ноты, которые затем возвышаются до патетики.

…Пойдём, поэт,
взорим,
вспоём
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить своё,
А ты — своё,
стихами.

Аллегорическая форма помогает поэту ярко и образно выразить свое понимание роли поэзии, искусства в обществе. Цель солнца — светить людям, давать жизнь всему живому на земле. Таким же неутомимым тружеником должен быть поэт. Свет поэзии для людей — то же, что свет солнца. И поэт, понявший это, радостно несёт свою нелегкую ношу.

Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!

Маяковский никогда не обожествлял поэзию, не накидывал на неё флер таинственности и загадочности. Напротив, «труд мой любому труду родствен», — утверждал поэт. Но вместе с тем он вовсе не склонен был преуменьшать значение и результаты этого труда. Да, поэт, работая над стихом, затрачивает гигантские усилия:

Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.

Только упорный вдохновенный труд дает поэту право стать «водителем» народа, а не его «слугой». Только тогда:

Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.

Поэт — это активный строитель новой жизни. Маяковский считает поэзию мощным оружием борьбы с тем, что мешает людям нормально жить. Он вновь и вновь возвращается к мысли о том, что «чистого, нейтрального искусства нет». Каждый, кто служит ему, по мнению Маяковского, должен чётко определить свои идейные позиции, найти своё место в строительстве новой жизни.

http://comm.voroh.com/foto/kosmos/p11.jpg

В неоконченной поэме «Во весь голос» Маяковский подводит итог своей 20-летней поэтической деятельности. По форме это произведение представляет собой острый полемический разговор поэта социалистической эпохи с потомками. Здесь Маяковский обращается к тем, кто будет жить в «коммунистическом далёко», разговаривает с ними, «как живой с живыми». Он, подобно Пушкину в «Памятнике», старается осмыслить суть и значение своей поэзии, объяснить далёким потомкам, в чём заключается назначение поэта советской эпохи. Только тот может быть истинным поэтом, кто весь свой талант щедро отдаёт трудовому народу.

И все
поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать лет в победах
пролетали,
до самого
последнего листка
я отдаю тебе,
планеты пролетарий.

У Маяковского было, что отдать пролетариату. Если дореволюционная поэзия Маяковского, примерно за восемь лет, вместилась в одном томе, то послереволюционная, за 12 лет, потребовала девяти томов, и это далеко не всё, что было написано Маяковским после революции. Революционная атмосфера, органическое участие поэтическим словом в революционной борьбе пролетариата вызвали и бурную, кипящую поэтическую деятельность и многообразие жанров.

Тема поэта и поэзии — самая актуальная в лирике Маяковского. В «Пощёчине общественному вкусу» (1914), «Облаке в штанах» (1915) он полемизировал с «чистой» поэзией, равнодушной к трагедии города, войне, революции, с традицией элитарного искусства. В «Юбилейном» сам автор новой поэтики, обращаясь к Пушкину, скажет, что в его стихах «гудит время телеграфной строкой» и наступили «битвы посерьезнее Полтавы», что своим творчеством он выполняет социальный заказ и ему хотелось бы в литературной табели о рангах занять место рядом с Пушкиным, который также «бушевал» в своей эпохе.

Послесловие

Послушайте!
Ведь если звезды зажигают —
Значит, это кому-нибудь нужно?

http://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/35/34275/img25.jpg

Бескорыстное служение людям, равнодушие к почестям и славе — вот отличительные черты Маяковского-поэта. И это даёт ему уверенность в том, что его «стих трудом громаду лет прорвёт и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный ещё рабами Рима».

Голос Маяковского доносится к нам сквозь десятилетия. Что же мы ответим ему? Пророчества великого советского поэта об обществе в духе утопического социализма не сбылись. Пока не сбылись. На многое мы смотрим сейчас совсем по-иному, но как нам не хватает страстной веры Маяковского в светлое будущее, его огромной любви к своему отечеству! И хотя сегодня идеологией России стал либерализм, значит ли это, что Маяковский безнадежно устарел, что его поэзия уже не интересна и не нужна людям?

Думается, что настоящий большой талант нацеленный на воплощение лучшего будущего не зависит от политической ситуации в стране, перемены идеологий. Маяковский по-прежнему жив, ибо каждая его поэтическая строчка искренна. Он писал только о том, во что верил, к чему стремился, о том, что должно случиться. По-прежнему злободневна его сатира, бичующая бюрократизм, приспособленчество, пошлость. Мы продолжаем зачитываться его изумительными поэмами и стихами о любви, открывая для себя новые грани этого всепоглощающего чувства. Мы до сих пор восхищаемся оригинальностью и необычностью его языка и стиля. И как-то незаметно приходим к выводу: чтобы обрести вечную жизнь в своей поэзии, художник должен быть прежде всего искренним и честным с самим собой и с людьми.

http://900igr.net/datas/literatura/Majakovskij/0009-009-Majakovskij-pervyj-ispolzuja-svoj-neobyknovennyj-ritmslovo-soedinil.jpg

Создание новой культуры требует и новых подходов. Таким созидателем-новатором был Маяковский. Чувствуя биение сердца новой страны, он отражал её будущее в своём творчестве:

Республика, наша,
строится,
дыбится.
Другим
странам
по сто.

История —
пастью гроба,
А моя
страна
подросток —
твори,
выдумывай,
пробуй.

Радость прёт!
Не для вас
уделить ли нам?
Жизнь прекрасна
и
удивительна.
Лет до ста
расти
нам
без старости.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5905/periskop.2a/0_76752_bb955e50_orig

Материалы:

http://www.kostyor.ru/student/?n=148

http://slovarionline.ru/literaturnaya_entsiklopediya/page/mayakovskiy.3494

http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?bookid=23&id=18

http://shkolyaru.ru/klassicheskaya/mayakovskij/359-sovremenna-li-satira-mayakovskogo.html

http://russianliter.ru/file.cgi?id=324

http://www.0zd.ru/literatura/zhizn_i_tvorchestvo_vava_mayakovskogo.html

 

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ