Читать около 9 мин

В истории святочных дней смешались традиции язычества и христианства. Когда точно появились Святки на Руси, никто из учёных точно сказать не может: эта традиция уходит корнями в такую глубокую языческую древность, что во времена Рюрика их праздновали уже не одно столетие. Изначально крестьяне праздновали Святки в честь перехода к новому сельскохозяйственному году, когда песнопениями и праздничными ритуалами пытались задобрить природные силы и вымолить щедрый урожай. Эти празднования логичны, поскольку в годовом цикле после зимнего солнцестояния день только только стал прибывать. Силы зимы, тьмы отступают, силы света наоборот прибывают.

Что такое Святки? 12 дней с Рождества до Крещения. На самом же деле эти дни празд­новали задолго до того, как Крест появился на Руси.

«Пристегнули» эти православные праздники к древним славянским поверьям задним числом — как и языческую Масленицу. Вот, скажем, зачем 19 января люди погружаются в прорубь? Очевидный, казалось бы, ответ: чтобы смыть грехи и символически повторить Крещение Господне в реке Иордан. А вот что пишет арабский путешественник, купец и хронограф Ибн Даста:

Словене погружаются в прорубь, ибо они язычники и таким образом почитают суровое ледяное божество своей холодной родины. Они верят, что это купание придаёт хладнокровие и неукротимость в бою.

Увидено и описано это было примерно за полвека до Крещения Руси. Про Христа и Иордан славяне тогда даже не догадывались.

http://static1.repo.aif.ru/1/00/59931/52c73e87db910289f79556491fa3cd79.jpg

Солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз! Каждый день мы видим за окном «Мороз и солнце; День чудесный», как яркую иллюстрацию к известным стихам Александра Пушкина. Начинается время, когда с  каждым днём становится все больше дня и всё меньше ночи, время, когда наши далёкие предки наблюдали пробуждение мира ото сна и праздновали день рождения Солнца. И люди активно это праздновали, устраивая двенадцатидневные Святки. Двенадцать дней празднования длились по числу месяцев в наступающем году.

Со временем христианская церковь, победившая в междоусобицах, разразившихся после Крещения Руси, стала наполнять Святки новым, христианским смыслом и к этим празднованиям приурочили важнейшие для церкви даты — от Рождества Христова до Крещения. Святки с их разгульным весельем не всегда гладко вписывались в требования церкви: было время, когда ношение масок, пляски и обряды в это время сурово порицались. Однако со временем Святки пересилили и превратились в общенародный праздник, когда, невзирая на сословные границы, все вместе славили Иисуса Христа и радовались окончанию рождественского поста.

Дикие колядки

То же самое касается и традиции колядовать. С лёгкой руки Гоголя это повсеместно стали называть «славленьем Христа». В рождественское утро по домам ходил клир с дьячком. Исполняли они сообразные праздничные церковные песни — кондаки. Например, «Дева днесь пресущественнаго рождает!».

Хождение это церковью, в общем, поощрялось. Не поощрялось иное:

Аще нарядятся в вывороченный тулуп, бесовские хари (маски. — прим. ИАЦ) и преборзо поют похабные песни. А то и творят ночью озорст­во по дворам, коли не поднесут им пряника или зелена вина

— так о колядках писали члены кружка «Ревнителей древнего благочестия» ещё в XVII в.

«Озорство» же было примерно таким:

Ходят по улицам и к бесовским песням многие скверно­словия присовокупляют, и плясание творят на разжжение блудных нечистот и утех…

http://www.abc-people.com/shop/christmas5.jpg

По пути не считалось грехом залить кому-нибудь в печную трубу два-три ведра колодезной воды, затащить на крышу избы сани, ввалиться в дом в страшных масках-харях и устроить маленький погром, побить посуду или свистнуть что-нибудь по мелочи. Причём наворованным во время Святок пользоваться было нельзя, а полагалось пропить до Крещения. Очень охоч был до таких забав и сам первый император России Пётр Великий.

Так вот. Именно второй случай и назывался колядованием. Связан он был с незапамятно древним культом предков. Считалось, что в период, когда ночи самые длинные, а дни самые короткие, начинается самый разгул жителей потустороннего мира. Среди них могли оказаться и твои предки, за что-то на тебя озлобленные. Их-то и следовало задобрить. Конечно, если ты раньше не совершил другой обряд. Полагалось пойти на жальник, или кладбище, развести там костёр и символически угостить предков — пролить на могилу хоть пару капель того самого «зелёна вина». Но за этим следили строго, и таких почитателей предков ждала суровая кара, вплоть до отлучения от церкви. Колядовавших, конечно, тоже не жаловали. Было даже распоряжение царя Алексея Михайловича: «Богомерзкие хари, гудки и гусли бросать в огонь». Но самих озорников не трогали. Более того — сам благочестивый царь на Святки посещал тюрьмы и одаривал сидельцев пряником и чаркой. В полном соответствии с Домостроем:

Да ещё недруга на Святки напоити и накормити, ино вместо вражды — дружба.

Пир — мёртвый мир

Между прочим, с языческим обрядом почитания предков связано и традиционное кушанье кутья: классическая поминальная каша из белого зерна (пшеница, позже — рис), сваренная на сыте (разведённая мёдом вода).

http://www.evpatori.ru/wp-content/uploads/2014/11/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B1%D0%B0.jpg

В православное время её ели в сочельник, причём соответствующей христианской символики так и не придумали. Но кое-где ещё помнили, зачем на самом деле такая каша. И ставили на стол лишние приборы с гор­сточкой кутьи — для тех, кто умер в истекшем году. Хозяин перед подачей кутьи распахивал дверь и приглашал души мёртвых. А потом гадали — если покойники кашу подъели, значит, довольны. Если нет — жди беды. Учитывая, что мышей тогда водилось в достатке, каши наутро почти не оставалось.

В более позднее время этот обычай принял несколько иные формы. Раньше считалось, что в дом приходят предки. А во времена, что вспоминал писатель Иван Шмелёв (рубеж XIX—XX вв.), полагали, что кормить-поить следует любого святочного гостя — вдруг с ним приходит Благодать Божия?

На Святках же был распространён обычай поминать не просто абстрактных предков, но и целенаправленно жён-рожениц. Это связано с культом Рода и Рожаниц, главных божеств древних славян, которых чуть ли не до сих пор можно увидеть на северорусских вышивках.

http://stitchmaker.ucoz.ua/_fr/3/4354562.jpg

Кое-кто из тёмных крестьян «приклеил» старый обычай к новым, христианским реалиям. И ещё почти тысячу лет деревенские бабы от чистого сердца шли во второй день Рождества «по­клониться пирожками матушке нашей, Пресвятой Богородице». Пироги складывали к церковным иконам. Это вызывало сначала недоумение, а потом и явное недовольство иерархов. Митрополит Михаил писал:

И те ж пироги на завтрие Рождества Христова, что приносят до церк­вей, мняше в честь Богородицы, есть великое бесчестие и догмат безбожных еретиков.

Завершающий праздник

Наконец, праздником называемым сегодня Крещением завершались так называемые Святки, и с ним прекращались все народные святочные развлечения и забавы, переряживания и гадания. Название Святок, т.е. святых дней или вечеров, относилось к 12 дням. По древнерусскому верованию, в продолжение этих святых вечеров нисходит с неба и странствует по земле новорожденный Бог, и потому всякая работа считалась за великий грех. Очевидно, что в этих народных представлениях о святых вечерах выражаются мифические понятия о том, что земной поворот солнца служил к благодатному возбуждению творческих сил в природе. Но в христианскую эпоху верования, связанные с солнечным циклом приурочились к празднику Рождества Христова.

В народе праздник Крещения Господня назывался водокрестием, водокрещами (от совокупности двух освящений воды: одного накануне — внутри храмов, другого — в самый день Крещения — на ближайшей реке или озере). Праздник «Крещение Господне» отмечается каждый год 6 января у католиков и 19 января у православных верующих, согласно официальному современному календарю.

Ревнители старины, бережно охранявшие суеверные славянские обычаи, малороссы и белорусы, принимали этот мороз за грозную, немилостивую силу природы и умилоствляли его особым жертвоприношением, заимствованным от седой старины.

Как велико всегда было значение этого праздника на Руси, сопровождаемого освящением воды, видно из слов одного чужеземца, который писал, что число народа, собиравшегося в день Крщения на Москву-реку, простиралось до четырёхсот тысяч человек.

http://www.polezno.com/sites/default/files/images/holiday/417_8.jpg

В крещенский сочельник девушки пекли пироги и выходили с ними в морозную ночь кликать суженого, стараясь узнать свою судьбу, кидали сапожки и пр., по сиянию звезд на небе, по погоде, при какой выступил крестный ход, по тому, как высоко поднялась вода на реке в устроенной «Иордани», старались угадать о будущем. Старухи убирали снег со стогов с полною уверенностью, что только он может выбелить всю холстину, бросали его в колодезь в том глубоком убеждении, что только от него может быть спорина и подспорье, хотя бы во все лето не было ни одной капли дождя. Этим же снегом исцеляли разные немощи. Кроме того, собирали еловые ветви, поставленные на «Иордани», которую было принято украшать сколь возможно благолепнее, и хранили их около образов, как вербу, чтобы окуривать, для изгнания нечистой силы свои хаты, бросали по амбарам от крыс и мышей и, настояв ими воду, поили лошадей, чтобы они не надорвались в работе, и пр.

Народные приметы

Крещенские морозы: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое воскресение, Иоанново рождение — какая примета явно указывает на то, что христианска церковь «прилепила» свои праздники к более древним традициям славян, связанным с солнечным циклом.

Если во время хождения на воду, идёт снег, то будущий год ожидается хлебородным, а от пчёл получится много роев.

Будет оттепель — к урожаю.

До трех дней, до первого Спаса и после Крещения белья не трут.

Коли на открытую воду пойдет туман, то хлеба будет много.

Ветер подует с юга — будет грозовое лето.

Коли в Крещенье собаки много лают, — будет вдоволь всякого зверя и дичи. Если в этот день погода ясная и холодная — лето будет засушливое; пасмурная и свежая — к обильному урожаю.

Полный месяц — к большому весеннему разливу.

Звёздчатая ночь — лето будет сухое, урожай на горох и ягоды.

Ясный день – к неурожаю.

Не кормят кур, чтобы огородов не копали.

Стихотворение о Крещении

Иван Бунин.

Крещенская ночь

Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

Замело чаши леса метелью,
—Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, – а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, — и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

http://tomatoz.ru/uploads/posts/2010-12/1292414788_9ddb4593c9182f12ba339ebca26bd425.jpg

Материалы:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/russian_history/10496/КРЕЩЕНИЕ

http://www.calend.ru/holidays/0/0/171/

http://vedmochka.net/православные-церковные-праздники/крещение-богоявление-праздник-19-января.html

http://foma.ru/19-yanvarya-2014-kreshhenie-gospodne-bogoyavlenie.html

http://www.aif.ru/society/people/1422010

http://www.aif.ru/ny/tellings/1419864

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Родобожие всегда было источником силы духа России. Лишь Ведическое мировоззрение, содержащее многотысячелетний опыт борьбы со злом – как в душе отдельного человека, так и в области общественной, государственной – обладает необходимой духовной силой для успешной организации этой борьбы. Не пользоваться этим опытом теперь, когда его забвение привело Россию на край гибели, безнравственно и преступно.

    Воскрешение Родобожия есть ныне вопрос жизни или смерти. И помня то, что РОССИЯ ВСЕГДА ОПРЕДЕЛЯЛА СУДЬБУ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ВОПРОС ЭТОТ ПРИОБРЕТАЕТ ВСЕЛЕНСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

    Слава Всевышнему Прародителю!

    Слава Роду Небесному!

    Слава нашим Предкам – Богам и Богиням!

    Ура!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ