Читать около 11 мин

На сайте администрации Петрозаводского городского округа размещена информация, содержащая перечень действующих на сегодняшний день муниципальных предприятий и учреждений.

Мы не будем касаться учреждений социальной направленности, таких как образовательные, а рассмотрим целесообразность и эффективность тех, кто осуществляет коммерческую деятельность и финансируются из городского бюджета.

Правовые основы организации муниципальных организаций

В соответствии со ст. 17. «Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают рядом полномочий, в том числе:

  • создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;
  • установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

(http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html)

http://www.homosapiens.lt/images/Imports/25000295156

Порядок организации и функционирования унитарных предприятий определен федеральным законом от 14.11.2002 года (с изменениями и дополнениями) № 161- ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Эффективное и целевое управление муниципальной собственности — один из вопросов местного значения  деятельности органов местного самоуправления.

Перечень муниципальных организаций Петрозаводского городского округа

Согласно проекта Стратегии социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на период до 2025 года:

В Реестре недвижимости Петрозаводского ГО состоят 4087 уч. ед. (по данным на начало 2013 г.), общая стоимость которых составляет 5,1 млрд. рублей.

В городе функционируют 10 муниципальных унитарных предприятий и 158 муниципальных учреждений. Администрация города входит в состав учредителей или владеет акциями четырех хозяйственных обществ. В хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий находится 624 объектов недвижимости (общей площадью 135 тыс.кв.м и стоимостью 177 млн.руб.). В оперативное управление муниципальным учреждениям переданы 255 объектов недвижимости (общей площадью 276 тыс.кв.м и стоимостью 1440 млн.руб.). В составе муниципальной казны учитываются 188 объектов недвижимости (площадью 171 тыс.кв.м и стоимостью 890 млн.руб.). В муниципальную собственность принято 43 объекта, в том числе объекты инженерной инфраструктуры (наружные сети теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения) от юридических лиц.

В 2013 г. доходы от сдачи имущества в аренду  составили 45,57 млн. руб., доходы от приватизации — 463,02 млн. руб.

Совершенствование политики в сфере имущественных и земельных отношений. Администрации города должна предусматривать меры по последовательному повышению эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами, увеличению бюджетных доходов от их использования, приватизации, разграничению собственности на землю и создание условий для развития современного и устойчивого рынка земли и недвижимости в г. Петрозаводске, обеспечивающего успешное решение социальных нужд и создание условий инвестиционной привлекательности города (http://www.petrozavodsk-mo.ru/petrozavodsk/actual!/strategy.htm).

А что в действительности?

О муниципальных организациях на сайте городского округа размещена следующая информация.

Комитет жилищно-коммунального хозяйства

1. Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика»

2. Муниципальное казенное предприятие «Петрозаводская паспортная служба»

3. Муниципальное унитарное предприятие «Петрозаводский городской информационный центр»

4. Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие «Автоспецтранс

Управление городского хозяйства и транспорта

1. Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (ПМУП «Водоканал»)

2. Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей (ПМУ ПТС)

3. Муниципальное Унитарное Петрозаводское предприятие электрических сетей (МУППЭС)

4. ПМУП «ДЭУ»

5. ПМУСП «Мемориал»

6. МКУ «Ритуал»

7. ПМУП банно-прачечных услуг

8. ПМУП «Дом мод»

9. ПМУП «Городской транспорт»

Комитет социального развития

1. Муниципальное бюджетное учреждение «Центральное ремонтно-строительное управление»

2. МУ «ЦРСУ»

Комитет экономики и управления муниципальным имуществом

1. МУ «Петрозаводский центр учета имущества»

2. МУП «Петрозаводское градостроительное бюро»

3. МУП «Управление капитального строительства

4. МАУ «Петроснаб»

Аппарат Администрации

1. МКУ «Единая дежурно- диспетчерская служба»

2. МКУ «Муниципальный архив города Петрозаводска»

3. МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба»

Итого: 21 учётная единица.

Насколько данная информация достоверна, ответить и проанализировать невозможно, поскольку на протяжении текущего финансового года дополнения и изменения на сайте не вносились, таким образом ответственность за размещённую информацию полностью возлагается на администрацию Петрозаводского городского округа, при этом следует отметить, что нет информации и о вновь созданном МБУ «Информационно-туристический центр». В своём видеоотчёте от 12.12.2014 года мэр города Галина Ширшина заявила, что прорабатывается вопрос о создании ещё одного муниципального предприятия — по работе с безнадзорными животными.

Согласно представленной  информации отчётность о своей деятельности за 2013 год на сайте администрации городского округа разместили — 6 предприятий и учреждений, в том числе:

МАУ «Петроснаб», МКУ «Единая диспетчерская служба», МКУ «Муниципальный архив города Петрозаводска», МКУ «Единая диспетчерская служба», МКУ «Служба заказчика», МКУ «Ритуал», при этом данная информация по своему содержанию не отвечает требованиям законодательства.

Как Устав городского округа регламентирует деятельность муниципальных организаций?

Устав Петрозаводского  городского округа Устав определяет правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления, должен обеспечивать создание надлежащих условий для развития города, благополучия населения, свободного волеизъявления каждого жителя Петрозаводского городского округа, добиваясь большей эффективности в деятельности органов местного самоуправления, обеспечения законности и открытости действий всех органов и должностных лиц,

К вопросам местного значения относятся ( ст.14):

  • владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа,

К исключительной компетенции Петрозаводского городского совета относится (ст.19):

  • определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий,
  • контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст.39 Устава к полномочиям Администрации Петрозаводского городского округа относится:

  • управление муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством;
  • осуществление муниципального контроля в соответствии с федеральными законами, законами Республики Карелия, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа.

Особое внимание стоит обратить на ст.133 «Владение, пользование и распоряжение имуществом Петрозаводского городского округа»

  • Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
  • Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном настоящим Уставом.

(http://www.petrozavodsk-mo.ru/petrozavodsk/adm/administration/ust.htm)

http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/669/668799/668799_html_m35300c60.gif

Таким образом, как в действующем федеральном законодательстве, так и в основополагающем нормативном правовом акте Петрозаводского городского округа — Уставе прописаны положения применения правовых норм, в том числе по управлению муниципальной собственностью, но в действительности — отсутствие комплексной системы практики правоприменения данных норм, а также полное отсутствие системного контроля за деятельностью данных муниципальных организаций.

Поэтому нигде нет информации о том, что по итогам года органы местного самоуправления — заслушали отчет о хозяйственно-финансовой деятельности, приняли определенное решение, что информация о деятельности размещена для населения в доступной форме (на сайте предприятия, в прессе) и определён перечень мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятий и учреждений.

http://www.city-n.ru/upload/2010/09/16/158106_31457_big.jpg

Полной, достоверной и доступной информации для населения нет, так как нет системного контроля за деятельностью муниципальных организаций, соответственно, отсутствует надлежащий контроль за пользованием, владением и распоряжением муниципального имущества.

Нас могла бы удивить некомпетентность депутатов Петросовета, неисполнение ими в соответствии с Уставом возложенных на них полномочий, но поскольку это не  в первый раз — это уже закономерность.

Оттого и сотрясает город череда финансовых скандалов, связанных с такими предприятиями как — МУП «Городской транспорт», МУП «Автоспецтранс».

Почему органы местного самоуправления городского округа не могут управлять городским хозяйством?

О том, что ни администрация городского округа, ни Петросовет не владеют и не управляют ситуацией в муниципальных организациях, ярко свидетельствует следующий факт.

На рассмотрении сессии совета депутатов, состоявшейся 18 ноября 2014 года, администрацией городского округа был вынесен проект решения. предусматривающий процедуру ликвидации МУП «Автоспецтранс», но  который большинством голосов не был принят. О подоплёке данных действий пусть разбираются соответствующие органы, мы хотим заострить внимание на следующий момент. Как выяснилось, депутаты не владеют информацией о хозяйственно-финансовой деятельности муниципальных организаций, так как отсутствует система управления и контроля за их деятельностью как со стороны мэрии, так и со стороны Петросовета.

Вот какая информация размещена на сайте Петросовета: http://petrosovet.info/news/7308.html

Проблемы муниципального унитарного предприятия «Автоспецтранс» депутаты Петросовета обсудили 20 ноября на заседании постоянной комиссии по ЖКХ под руководством Игоря Артебякина.

Вопрос о судьбе МУПа был вынесен на очередную сессию горсовета, но не был решен вследствие отсутствия полной информации о ситуации, сложившейся на предприятии….

Депутатов Петросовета удивило, что руководство «Автоспецтранса» не посчитало возможным обратиться к ним несколько раньше. По словам Олега Фокина, это нужно было сделать хотя бы полгода назад… (http://petrosovet.info/news/)

Как говорится, с вами ребята всё предельно ясно и понятно. Комментарии излишни.

Налицо — разбалансированность действий, а зачастую и неспособность органов власти городского округа всех уровней по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, что и привело к полной бесконтрольности за пользованием муниципального имущества, переданного данным предприятиям.

МУП «Городской транспорт» — ходит песенка по кругу

http://caricatura.ru/parad/ostrovsky/pic/19539.jpg

С приходом к власти на пост мэра Галины Ширшиной развернулась широкая пиар-акция Попова-Ширшиной вокруг данного предприятия при снижении стоимости проезда за одну поездку до 10,0 рублей, что, естественно, привело к необходимости дополнительного субсидирования из городского бюджета, при этом за этот период предприятие находится в стадии банкротства.

На сессии Петросовета в июне месяце мэр привела цифры, сколько каждый год выделялось субсидий из городского бюджета троллейбусному управлению.

В 2013 году — 88 миллионов рублей, в 2012 — 114,  в 2011 — 86. В 2014 году запланировано 111 миллионов, но пока выделили только 40.  И вот сегодня депутаты одобрили выделение недостающих денег. (http://gubdaily.ru/blog/article/capitalcity/deputaty-petrosoveta-progolosovali-za-subsidiyu-trollejbusam/)

В ноябре месяце Петросоветом были приняты следующие решения:

  • На заседании Петрозаводского городского совета приняли поправку в бюджет, согласно которой электротранспорт карельской столицы получит 36,5 миллиона рублей. За поправку проголосовали 17 депутатов из 27. Из-за необходимости субсидировать МУП «Городской транспорт» программа расселения ветхого жилья в Петрозаводске лишится 4,5 миллиона рублей. А из средств, запланированных на ремонт Гоголевского моста в столице Карелии, изымут 32 миллиона, сообщает «Республика» (http://petrozavodsk.bezformata.ru/listnews/gogolevskogo-mosta-i-rasseleniya-vethogo/26457835/).
  • Почему-то в этом году внешний управляющий данной организации вдруг обнаружил, что выплаченные в 2011—2013 годах субсидии не полностью покрывали разницу между себестоимостью поездки и установленной для граждан ценой на билет. И за три года накопилась сумма равная 29,8 млн.руб. Выделение этой дополнительной субсидии и поддержали народные избранники. Общая сумма выделенной субсидии составила более 60 миллионов рублей, парадоксально, но это та сумма, которую МУП «Городской транспорт» задолжало кредиторам (http://petrozavodsk.bezformata.ru/listnews/kak-petrosovet-shtampuet-zakoni/26839517/)

Полной и достоверной информации о фактически конкретно выделенной субсидии за 2014 год нет ни сайте предприятия, ни на сайте Администрации городского округа для того, чтобы налогоплательщики понимали, эффективно ли мэрия и Петросовет расходуют бюджетные средства.

Согласно городского бюджета на 2014год данному предприятию запланирована субсидия в размере 111,2 млн.руб. Для сравнения — на кап.ремонт жилого фонда было запланировано — 65,9 млн.руб.

Фактически выделено: 1 квартал — 41,0 млн.руб., 2 квартал — информации нет, 3 квартал — 61,8 млн.руб. Что  будет дальше?

При этом  и.о.директор предприятия поднимает вопрос о выделении дополнительной субсидии в размере 40,0 млн.руб.

http://zet.in.ua/wp-content/uploads/2013/12/09_karikatura9_eskiz.jpg

Корень проблемы кроется не только в тарифной политике: в городе по-прежнему нет выверенной и полноценной концепции развития общественного транспорта. Необходимо учитывать, что троллейбусы и автобусы являют собой единый «организм», нормальное функционирование которого возможно только при долгосрочном планировании. Сиюминутное решение о тарифе на проезд в электротранспорте в 10 рублей, конечно же, социально значимо, но не стоит забывать и об экономической целесообразности.

Такое уже было…

Странно обращается вспять история. Дело в том, что имущество Петрозаводского троллейбусного управления (так оно называлось в те далекие времена) уже продавали инвесторам в 2005 году. Последние создали на его основе акционерное общество, которое с тех пор неуклонно занималось повышением цены за проезд: за несколько лет она выросла с 8 до 15 рублей. А руководил предприятием в те годы все тот же Андрей Афанасьев. Несмотря на постоянный рост цен, к концу 2009 года ОАО накопило огромные долги и вынуждено было проходить процедуру банкротства. После этого было создано муниципальное предприятие. Теперь мы, похоже, наблюдаем очередной цикл волшебных превращений. МУП имеет все шансы вновь стать акционерным обществом — со всеми вытекающими из этого последствиями… (http://gazeta-petrozavodsk.ru/content/strasti-vokrug-trolleibusov-v-petrozavodske)

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» с 29.10.2013г. на предприятии была введена процедура, применяемая в деле о банкротстве — наблюдение. С 06.06.2014г. в ПМУП «Городской транспорт» была установлена процедура внешнего управления, внешним управляющим назначен Шпет Фёдор Александрович.

На предстоящей сессии Петросовета 17 декабря будет рассмотрен вопрос выдачи субсидий из бюджета Петрозаводска «Городскому транспорту» на покрытие недополученных доходов на 2015 год. Чтобы покрыть убытки город готов выплатить в следующем году предприятию электротранспорта 71,7 миллиона рублей, компенсировав не более 11,3 рубля за один билет. За сохранение льготных проездных по 350 рублей для школьников и студентов администрация согласна заплатить 20,6 миллиона рублей (http://gazeta-petrozavodsk.ru/content/meriya-kompensiruet-gorodskomu-transportu-petrozavodska-92-milliona-rubley-nedopoluchennyh)

Итого — 92,3 млн.руб.

Страсти вокруг троллейбусов продолжаются…

http://www.anekdot.ru/i/caricatures/normal/12/12/6/dyryavyj-byudzhet.jpg

Послесловие

Публикуя для читателей общую информацию о деятельности только 2-х МУПов, можно констатировать, что Администрацией Петрозаводского городского округа и Петросоветом не осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Карелия и Петрозаводского городского округа конкретные действия по контролю за деятельностью муниципальных организаций, не обеспечивается открытость и доступность соответствующих документов согласно действующему законодательству, не принимается должных мер по повышению эффективности деятельности муниципальных организаций, а значит, по контролю за эффективным использованием бюджетных средств, направленных на функционирование муниципальных организаций.

И на что также следует обратить внимание. Если вокруг МУП «Городской транспорт» кипят нешуточные страсти за сохранение предприятия (а кто его хочет ликвидировать – вопрос?), поскольку это пиар-проект Попова-Ширшиной, то МУП «Автоспецтранс» почему-то мэр Галина Ширшина предложила ликвидировать без какого-либо детального анализа со стороны депутатов и решения о возможности его функционирования.

Как сказал известный русский поэт В. Маяковский:

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?..

Так и решение мэра о ликвидации данного предприятия свидетельствует о том, что данная сфера услуг кому-то очень нужна.

Вот так работают мэр Галина Ширшина и спикер Петросовета Олег Фокин — не осуществляя контроль за эффективным расходованием бюджетных средств при отсутствии системной работы за деятельностью муниципальных организаций.

Не пришла ли пора Прокуратуре проверить работу данной команды?

http://vitebskspring.org/files/images/sources/12102701.jpg

Материалы:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170587 — ФЗ-161 про Унитарные предприятия

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ