Читать около 12 мин

Выставка народных достижений (ВДНХ) в этом году отметит 75-летие. В честь юбилея ей решено вернуть историческое название и «освежить». Здесь появится парк, посвящённый достижением в разных отраслях промышленности, в Южном розарии разобьют тематические клумбы с нарциссами, тюльпанами, петуниями и бегонией, все павильоны отреставрируют.

ВСХВ

Выставочный комплекс был официально открыт в 1939 году как «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» (ВСХВ), которая действовала до 1941 года. Чтобы получить право участвовать в выставке 1939 года, колхозы, совхозы и научные учреждения должны были иметь определенные — и довольно высокие — показатели двух прошлых лет. Выставочный комитет получил около 250 тысяч заявок.

В качестве награды победителям давали дипломы первой степени, а также 10 тысяч рублей и легковой автомобиль в придачу. Удостоенным диплома второй степени вручали 5 тысяч рублей и мотоцикл. Также передовикам сельского хозяйства была присуждена 21 тысяча золотых и серебряных медалей.

вднх
Открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки состоялось 1 августа 1939 года. Первые посетители вошли через арку, построенную по проекту архитектора Л. Полякова в традициях древнеримских триумфальных арок. http://www.istpravda.ru/upload/medialibrary/bf7/bf78b7fd2288adb3e0dc5bbb269c132b.jpg

Благодаря ВСХВ на окраине столицы вырос целый выставочный город площадью в 136 гектаров с прудами, парками, опытными участками и 250 строениями, часть из которых впоследствии стала известна всему миру.

Первые посетители входили на выставку через арку, построенную по проекту архитектора Леонида Полякова в традициях древнеримских триумфальных арок. При въезде стояла 24-метровая скульптурная группа «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной и Бориса Иофана (позже её перенесли к воссозданному павильону 1937 года у северного входа). Изначально скульптурная группа создавалась для Всемирной выставки, проходившей в Париже в 1937-м, и должна была украшать павильон СССР.

http://www.artguide.com/uploads/news/img_base/0/0t1400222305.6779.jpeg

Эмблемой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки стала грандиозная скульптурная группа, изображающая тракториста и колхозницу, которые держат над головами золотистый сноп пшеницы. Она была установлена на 50-метровой башне Главного павильона, который представлял собой монументальное белое здание с красивой колоннадой. Фасад украшали гербы союзных республик и герб Советского Союза.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4415/69146476.26/0_9a29a_127b759b_XXXL.jpg

Из Главного павильона посетитель попадал на площадь Колхозов, где размещались павильоны союзных республик и регионов (в дизайне зданий отражались национальные мотивы).

http://all-pages.com/img/repphotos2/repphoto_4719_2587.jpg

Одним из монументальных строений стало здание Московского павильона (в настоящий момент — №59). Его фасад обрамлен горельефами, фигурами овощеводов, доярок, садоводов и трактористов. Здесь же были изображены тучные животные, золотые снопы пшеницы, крупные клубни картофеля, огурцов, помидоры и другие овощи.

http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/56132885.jpg

Рядом расположился павильон «Украина», облицованный майоликовой плиткой. Его фасад украшают золотые колосья, арку входа обрамляет декоративный керамический венок, над входом висит витраж с надписью «Переяславская рада».

Павильон «Украина» http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/94762468.jpg

К открытию выставки построили и знаменитый павильон «Механизации и электрификации сельского хозяйства СССР» («Космос»), реконструированный в 1954 году — к старому павильону пристроили еще один с куполом. Изначально он представлял собой эллинг или дебаркадер, почти полностью скопированный с дебаркадера Киевского вокзала Виктора Шухова. Перед павильоном до 1941 года  располагался памятник И.В. Сталину. По задумке, здесь должен был создаваться эффект арки, перекинутой через Большую аллею.

Павильон «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР», 1939-1941 гг. Борис Игнатович. Альбом-каталог из собрания Центрального архива аудиовизуальных документов Москвы. М. 2006г. http://ic.pics.livejournal.com/skif_tag/19770500/2566462/2566462_original.jpg

ВСХВ-39 стала не только выставочным центром, но и любимым местом отдыха москвичей и гостей столицы. Здесь построили Зелёный театр, концертную эстраду, цирк, два кинотеатра, а в расположенном рядом старинном парке появились аттракционы: парашютная вышка, колесо обозрений, комната смеха, карусели и пр. Выставка пользовалась бешеным успехом, за три месяца работы её посетило свыше 3,5 миллионов человек. ВСХВ запечатлена в детской комедии «Подкидыш» (1939), в финале музыкальной комедии «Светлый путь» (1940).

Песня, прозвучавшая в музыкальной мелодраматической комедии «Свинарка и пастух» (1941), стала гимном ВСХВ.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9314/14250153.19/0_d1b24_76347d77_XL.jpg

ВДНХ

Работу выставки в 1941 году прервала Великая отечественная война, экспозицию эвакуировали в Челябинск. Обветшавший и частично разрушенный комплекс начали масштабно перестраивать в начале 1950-х. Руководили реконструкцией академик архитектуры, профессор Анатолий Жуков и великий советский скульптор, создатель «Воина освободителя» в Берлине и Родины-матери в Сталинграде (Волгограде) Евгений Вучетич. Выставка открылась вновь лишь спустя 13 лет, а в 1959 году комплекс был перепрофилирован и получил новое название — «Выставка достижений народного хозяйства СССР» (ВДНХ СССР).

Ежегодно на ВДНХ открывалось около 300 экспозиций. Выставка, как зеркало, отражала основные вехи в жизни страны: первый полет в космос, строительство Байкало-Амурской магистрали и др.

http://fs203.jpe.ru/d4ac/3621524_489c83f1.jpg

Архитектурный облик выставки кардинально изменился, значительно увеличилась её площадь — со 136 до 207 гектаров. Павильоны стали напоминать дворцы и храмы. Был построен один из красивейших павильонов работы лучших мастеров — «Узбекистан» (сейчас — «Культура»), вход в него украшает ажурная ротонда, внутри фонтан, который подчеркивает легкость и изящность её колонн.

http://content.onliner.by/news/realt/2012/06/onliner_spy_061.jpg

После реконструкции ВСХВ 1954 года абсолютно новой конструкцией павильона «Механизации и электрификации сельского хозяйства СССР» («Космос») стал грандиозных размеров купол из стекла и стали, под которым располагалась позолоченная скульптурная композиция Евгения Вучетича «Вперёд, к победе коммунизма!» с развевающимся знаменем. По-особому эта скульптура смотрелась ночью, когда включалась подсветка, и центральная аллея, оканчивающаяся павильоном Механизации, вызывала ассоциацию с движением от прошлого к будущему.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4611/35002829.3/0_7f84d_eb3d8097_XXL.jpg

Значительно обновили павильон Белоруссии. Его монументальную колоннаду украсил барельеф из майолики, увенчала здание скульптура «Родина» в виде женщины с лавровым венком. Над павильоном Казахской ССР возвели купол из цветного стекла в национальном духе.

http://g.io.ua/img_aa/large/0556/28/05562807.jpg

Для главного входа на выставку построили арку. Мощные четырехгранные колонны легко несут массивную арку, разделяя её на центральный и боковые пролеты. На колоннах расположились барельефы, основная тема которых — труд людей. Достроили и Главный павильон: мощная колоннада, высоко поднятые шестиметровые скульптурные группы, многочисленные барельефы, 35-метровый шпиль, увенчанный золотой звездой.

http://ic.pics.livejournal.com/boris_yakemenko/8868944/308914/308914_600.jpg
Фонтан «Каменный цветок» на открытии ВДНХ после реконструкции 1954 года. https://pastvu.com/_p/d/a/c/f/acf1b41bbcdf424e076f9859d9cf62b6.jpg
Фонтан «Дружба народов». http://moscowvision.ru/img/sk193.jpg

Главным символом обновленной выставки стали фонтаны — среди них «Дружба народов СССР», в котором в образах 16 колхозниц увековечили все 16 республик. «Дружба народов» ежесекундно выбрасывает более тонны воды на высоту восьмиэтажного дома. Скульптуры колхозниц выполнены из бронзы с тончайшим золотым покрытием, снопы — из листовой меди с позолотой.

На противоположном конце площади Колхозов расположился фонтан «Каменный цветок», сооруженный по мотивам сказок Бажова. В обширном бассейне, обрамленном красным полированным гранитом, возвышается фантастический каменный цветок из разноцветных сплавов. В бассейне плещутся бронзовые рыбы и птицы. По бокам — декоративные горки из плодов и овощей. Эти фонтаны до сих пор являются лучшим украшением выставки.

 photo 42660034.jpg
http://i1098.photobucket.com/albums/g373/halflife32/New%20Year%202012%20at%20VVC/42660034.jpg

Композитор Д.Д. Шостакович к открытию «Каменного цветка» сочинил «Праздничную увертюру».

Фонтан «Золотой колос», ныне не действующий, первоначально назывался «Колос на пруду», но был слишком хрупким и мрачным, поэтому на его месте возник новый — поражающий своими размерами и мощью. Фонтан сделали уже не в металле, а в бетоне и цветной мозаике с применением кантарели золотого цвета. Отражаясь в водной глади пруда, мягким золотистым цветом поблескивал тучный колос, поддерживаемый тремя декоративными золотыми рогами изобилия, из которых как бы сыплются многоцветные плоды и овощи. Конструкция фонтана состоит из отдельных тонкостенных железобетонных элементов, облицованных мозаичной смальтой. Железобетонное основание фонтана «Колос» облицовано серым полированным гранитом.

http://fs103.jpe.ru/ce84/3621558_9660c6e2.jpg

Общая высота фонтана — 16 метров. Высота струй “Колоса” достигала 25 метров. Струи вылетали из насадок, расположенных в золотых зернах в виде усов-остий. Струи диаметром от 18 до 30 миллиметров били и из нижней части фонтана, и из рогов изобилия. Постепенно фонтан приходил в негодность, и с 1990-х годов он не работает.

ВВЦ

http://www.vvcentre.ru/i/photo/big/vid3.jpg

В 1992 году ВДНХ переименовали в Государственное акционерное общество «Всероссийский выставочный центр» (ГАО ВВЦ). В 1990-е годы ВВЦ считался выставкой скорее формально. Фактически павильоны были сданы в аренду под склады и точки продажи бытовой и компьютерной техники, а также товаров народного потребления. Вместе с тем, работал парк аттракционов, в павильоне «Центральный» для детей и молодежи проводился показ физических опытов — ВВЦ по-прежнему был местом, куда приходили отдыхать.

Задумываться над реконструкцией ВВЦ его руководство и московские власти стали несколько лет назад, но именно в этот — юбилейный для ВВЦ — год объявлено о стартующих летом работах. Привести в порядок предстоит территорию площадью почти в 2,4 тысячи квадратных метров. Будут отреставрированы памятники, обновлено асфальтовое покрытие, налажено движение, отремонтированы тротуары, обновлены лавочки и т. д. Все это, по замыслу столичной мэрии, позволит сделать ВВЦ, которому вернут прежнее название — ВДНХ, любимым местом отдыха москвичей и гостей города. Проект реконструкции, который планируют реализовать за 7 лет, оценивается в 60 миллиардов рублей.

Какие изменения ждут ВВЦ

Приводить парк в порядок будут постепенно, разбив его на отдельные зоны. Это позволит не закрывать парк на время реставрации, которая начнется летом. Известно, что с территории исчезнут незаконные постройки (400 из 600 построек возведены незаконно) и рекламные щиты, и, возможно, появятся дополнительные аттракционы и детские площадки.

На территории ВВЦ планируется сделать концептуальный парк, посвященный успехам России в различных отраслях промышленности, а в центральном павильоне появится новый архитектурный макет Москвы площадью почти в тысячу квадратных метров. Кроме того, ВВЦ собираются «увековечить» в 3D-панораме. Она впервые стала доступна на портале «Электронный атлас Москвы» в середине апреля (http://eatlas.mos.ru/).

Павильон Карелия на ВВЦ (ВДНХ)

Павильон № 67– Карелия

Построен в 1954 году как павильон Карело-Финской ССР.

Архитектор: Ф.И. Рехмуков при участии А.Я. Резниченко. Скульптор фронтона Л.А. Кардашов, резные двери работы Н.И.Чижова. Главный художник павильона М.М. Колосков. В 1959 году на фронтоне установлен герб РСФСР с бывшего павильона центральных промышленных областей РСФСР.

Павильон неоднократно менял своё название. С ноября 1999 года в павильоне работал Выставочно-коммерческий центр Республики Карелия. Сейчас внутри осуществляется торговля гобеленами.

http://3.bp.blogspot.com/-kpffdoACRGg/T-eHLC70NaI/AAAAAAAAB0Q/t2CW1CB4KcI/s1600/IMG_0648_Edit.jpg

Этот павильон обладает уникальным фасадом из мореного дуба, изготовленного по специальной технологии: дуб вымачивают в пресной воде для уничтожения всех бактерий. Даже сейчас, спустя более 60 лет, на фасаде нет ни плесени, ни трещин. Дверь также выполнена из мореного дуба.

http://2.bp.blogspot.com/-Bt1isdQBiOQ/T-eHMIvyv2I/AAAAAAAAB0Y/wNcrlFBSuIc/s1600/IMG_0649_Edit.jpg

Интересно ещё то, что сама надпись «Карелия» появилась тут в 90-е годы. В это время здесь продавали карельскую мебель.

Карелия на всесоюзной выставке в Москве

Уже в 1939 г. на ВСХВ Карелия представила свои достижения в качестве автономной республики в зональном павильоне.

В июне 1940 г. был открыт павильон шестнадцатой союзной республики — Карело-Финской ССР. Экспонатами павильона была сельскохозяйственная продукция (сортовой картофель «Эпикур», «Ранняя Роза», турнепс «Остерзундомский», свекла «Египетская», озимая пшеница «Дюрабль», озимая рожь «Вятка», овёс «Кюто», ячмень «Винер» и др.)

Победители выставок (колхозы и совхозы республики) награждались дипломами, ценными подарками (автомобилями, мотоциклами) и денежными призами.

Архитектурное оформление павильона Карело-Финской ССР с самого начала рассматривалось на самом высоком уровне на заседании Совета Народных Комиссаров КФССР 10 января 1941 г., где свое мнение высказывал и О.В. Куусинен.

На оформление павильона Главвыставком в 1941 г. выделил 350000 рублей. В экспозицию в этом году были включены:

  • от Наркомзема — модели кустореза, канавокопателей, грейдера, северного комбайна рельсовой бороны,
  • от Наркомрыбпрома — макеты сетей и рыбацкого флота, рыбные консервы,
  • от Наркомата лесной промышленности — образцы наиболее характерной для республики
  • древесины с отполированными срезами, лесозаготовительная техника,
  • от Наркомата стройматериалов — образцы гранита и мрамора,
  • от Промсовета — вышитые мешки для сельхозпродукции, вышитые вязки для снопов, кресла из карельской березы,
  • от Охотинспекции — чучела зверей.

Павильон был оборудован говорящим аппаратом «Экскурсовод», картинами-панно «Лыжный спорт Карелии», «Защита границ СССР».

Деятельность ВСХВ была прервана войной, возобновилась после её окончания.

С 1954 по 1956 гг. Карело-Финская ССР представляла свои достижения в специально отстроенном павильоне (авторы проекта архитекторы Ф.Рехмухов, А.Резниченко). Павильон был украшен резьбой по дереву Л.Кардашева, скульптурой «Рунопевец» С.Т.Коненкова. Сейчас она хранится в Музее изобразительного искусства Карелии в Петрозаводске.

Рунопевец 1954 г. Дерево. http://sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000005/pic/000025.jpg

С утратой статуса союзной республики Карелия утратила и право выставляться в собственном павильоне. Заслуга правительства Республики Карелия — возобновление показа достижений республики в Москве. Павильон Республики Карелия вновь открыт был 10 ноября 1999 года (http://www.gov.karelia.ru/gov/News/Leader/1999/1119b.html).

После упразднения КФССР он стал павильоном Карельской АССР, потом успел побывать «Наукой», «Культурой и бытом», «Целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленностью», «Советской печатью», и с 2003 года вновь представляет Карелию.

Карелия — край лесной, так что идея деревянного убранства павильона представляется на диво уместной. В первую очередь, конечно, бросается в глаза резьба над портиком. Там, среди прочих сцен, слева, затаскивают в лодку здоровенную сёмгу два рыбака.

Два рыбака затаскивают в лодку здоровенную сёмгу, а вокруг них вьются чайки.
Портики украшены деревянными барельефами, и на первом из них на барельефе сидит глухарь.

Взято отсюда: http://prokhozhyj.livejournal.com/1153484.html

Республика вновь представляет здесь продукцию своих предприятий. Павильон создан архитектором Ф.И. Рехмуковым, использовавшим оригинальные элементы декора из природных материалов этого северного края. Колонны составлены из полированных блоков известного своей красотой темно-красного карельского гранита, а массивный треугольный фронтон целиком сделан из дерева. Вырезанные на нем фигуры изображают традиционные занятия жителей Карелии.

Выставка достижений народного хозяйства отмечает своё 75-летие

http://www.trud.ru/article/01-08-2014/1316255_sobjanin_otkryl_prazdnovanie_75-letija_vdnx.html

Юбилей ВДНХ встречает расцветом и отмечает с небывалым размахом. Грандиозное празднование дня рождения главной выставки страны подготовила команда Первого канала. Аквахореографическое шоу «Каменный цветок», театральные постановки под открытым небом, DJ-вечеринка, праздничный концерт с участием звезд российской эстрады, и, конечно же, фейерверк. Это лишь малая толика подарков, которые ждут гостей.

После долгих лет запустения выставка  вновь становится одним из самых притягательных мест Москвы. Её территория  очищена от незаконных ларьков и сомнительных точек общепита. Вместо бесконечных торговых рядов — возрожденные исторические павильоны.

Закончился первый этап восстановления ВДНХ; отреставрированы в первом приближении фасады; проведены аварийно-восстановительные работы так, чтобы кровли не текли, чтобы помещения функционировали. Была проведена огромная работа на 49 главных объектах. В целом можно сказать, что на ВДНХ создана благоприятная комфортная среда открытого общественного пространства для москвичей и для туристов,

— заявил мэр Москвы Сергей Собянин ( http://www.1tv.ru/news/social/264447 ).

По просьбам москвичей, Сергей Собянин принял решение убрать заборы, преграждавшие путь в Главный ботанический сад и Останкинский парк (где сейчас завершается комплексная реконструкция). Таким образом, территория ВДНХ увеличилась в 2 раза и превысила 520 га.

Восстановлен исторический Зелёный театр. Из Парка Горького на ВДНХ был перевезен макет космического корабля «Буран», который станет одним из самых привлекательных экспонатов выставки.

http://mymusicmy.ru/wp-content/uploads/2013/05/%D0%97%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80.jpg

Треть территории ВДНХ сегодня занимает большая пешеходная зона. Движение машин по территории выставки было существенно ограничено, либо полностью запрещено. Для любителей активного отдыха на ВДНХ оборудованы пункты проката велосипедов и роликов, организованы велопарковки и многое другое. Таким образом, впервые за последние 20 с лишним лет, на ВДНХ появилось комфортное и безопасное общественное пространство.

http://s44.radikal.ru/i104/0907/97/e1e361022d42.jpg

Источники:

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Прошел год-главная проблема не решена. Велосипеды сбивают людей на пешеходных дорожках. Администрация выставки потерпела поражение. Такая выставка никому не нужна- невозможно ходить по дорожкам. Либо надо проложить какие-то отгороженные от людей велодорожки, либо запретить велосипеды. Пусть катаются вдоль выставки вне ее территории. Сделайте им дорожку там. Но нельзя же столько времени не решать вопрос и позориться.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ