Молодёж — наше будущее!
Читать около 6 мин

«Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!»
А.С. Пушкин

Мнение на статью: Активные, злые, недовольные

Молодежь Карелии ценит карьеру и достаток больше чем семью и взаимопомощь. На сайте «Эксперт Карелии» опубликован рейтинг предпочтений молодежи республики. Для того чтобы точно узнать — к чему стремится современная молодежь, автор исследований опросил полторы тысячи человек в возрасте от 14 до 30 лет.

Больше всего ценят нынешние юноши и девушки материальный достаток и карьеру – эти ценности, как наиболее распространённые, выделили больше половины опрошенных.

Далее в шкале предпочтений — общение и образование. Примерно по 40 процентов респондентов вспомнили об этих важных потребностях. А вот о семейных ценностях говорили только 22 процента участников опроса. Помощь другим выбрали в качестве приоритета меньше семи процентов. Патриотизм и религиозные ценности замыкают рейтинг ценностей.

По сравнению с 2010 годом молодежь республики всё-таки стала более патриотичной. Тогда о любви к родине говорило меньше трёх процентов участников аналогичного опроса.

Однако говоря лично о себе, заполнявшие анкеты юноши и девушки выстраивали шкалу ценностей совершенно иначе. На первом месте оказалась семья — более 70 процентов респондентов, половина представителей нового поколения выбрала в качестве приоритета образование, а материальный достаток — только на третьем месте. При этом карьера в топ ценностей не входит.

Кроме ценностей, предложено было карельской молодежи выбрать настроение. Почти 50 процентов респондентов назвали «активность» преобладающим чувством. Оптимизмом исполнены около 30 процентов опрошенных, примерно столько же пессимистов.

22 процента участников исследования испытывают злость, еще около 17 — разочарованы. Примечательно, что только шесть процентов ответивших чувствуют себя вполне спокойными. В 2010 году «злых» среди карельской молодёжи было на 3,5 процента меньше, а пассивных — на 13.

Возможно, уныние и пассивность, испытываемые молодежью Карелии, связаны с главными проблемами, к которым участники опроса отнесли, в первую очередь, низкую доступность жилья, безработицу и дефицит перспективных рабочих мест по специальности. Чуть меньше молодых волнует распространение вредных привычек, уменьшение числа бесплатных мест в ВУЗах и нехватка форм поддержки молодых семей.

Молодежную политику в Карелии новому поколению тоже предложили оценить. Только два процента считают, что эта составляющая в республике достойна отметки «отлично». Куда больше тех, кто считает ее «удовлетворительной».

При этом верят в то, что в будущем ситуация в Карелии изменится к лучшему только 40 процентов опрошенных, большая часть из которых — школьники. Ухудшений ждут почти 22 процента, в основном это люди 24-30 лет, живущие в районах республики.

Источник:

http://vesti.karelia.ru/news/aktivnye_zlye_nedovolnye/

Наш комментарий:

Действительно, проведённый по заказу Министерства по делам молодёжи, физической культуре и спорту Республики Карелия социологический опрос «К чему стремится молодёжь Карелии?» (полная версия см. http://karelian.ru/news/1329-k-chemu-stremitsya-karelskaya-molodezh.html) заслуживает и внимания читателей и серьёзного анализа.

Вот и Маргарита Иванова, автор статьи, провела исследование и ознакомила нас со своими выводами, дав уже в заголовке краткую ёмкую и не сказать, чтобы положительную, характеристику молодёжи Карелии: «Активные, злые, недовольные». Во всяком случае, два слова из трёх носят явно отрицательный оттенок.

Нельзя сказать, что автор оригинален в своих выводах. О том, что «молодёжь нынче пошла не та», как не банально это звучит, не писал разве только ленивый. Классический пример:

«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей»

— Сократ (между прочим, примерно 390 г. до н. э. (!).

При этом ряд конкретных утверждений автора можно довольно легко оспорить. Например, один из главных выводов, вынесенный в подзаголовок: «Молодежь Карелии ценит карьеру и достаток больше чем семью и взаимопомощь», действительно основан на данных полученных при ответе на вопрос:

«Какие ценности распространены (по мнению самих респондентов) в молодёжной среде?»

Но это лишь МНЕНИЕ, то есть всего лишь субъективный взгляд, суждение, да к тому же молодых людей. Способны ли они с учётом всех факторов дать объективную оценку градации распространения ценностей? Вероятнее всего, ответ отрицательный, что подтверждается ответами на вопрос: «Какие ценности значимы лично для вас?», на которые на первое место вышли семейные ценности (данный ответ выбрали 70,5% респондентов). Более того в отчёте совершенно справедливо отмечено:

«Разница между оценкой респондентами распространенности какого-то явления вокруг себя и собственных приоритетов (например, семейных ценностей) может объясняться тем, что в молодежной среде часто не принято делиться сокровенным и рассуждать о тех же семейных ценностях, значимость которых, на самом деле, очень высока (выделено нами)».

И что автор это замечание не читал, пропустил? Да, нет, конечно. Просто необъективные выводы подгоняются под явно заказную концепцию: «В Карелии всё плохо, а будет ещё хуже».

А ведь оценка результатов социологического исследования говорит об обратном. И мы докажем это, прежде всего, исходя из итогов анализа тенденций изменений в ответах респондентов по сравнению с предыдущими опросами, ибо убеждены, что важно не просто зафиксировать статику ответов (один срез), а определить, в каком направлении идут изменения в настроениях молодёжной среды, т.е. увидеть динамику процесса.

А эти изменения дают объективному исследователю, в отличие от Маргариты Ивановой, возможность сделать пусть пока и осторожные, но, безусловно, оптимистичные выводы.

Значительно выросло число молодых людей, разделяющих такие высокоморальные ценности, как патриотизм (более чем на 10%), семья (≈ на 8%), творчество (более чем на 10%). Несмотря на непростую социальную ситуацию в регионе, продолжает преобладать позитив в настроениях молодёжи (32,1% выбрали даже оптимизм), хотя рост числа респондентов, выбирающих пассивность и злость, как преобладающие настроения, — это действительно тревожный сигнал, на что не будем закрывать глаза. Другое дело в чём причина злости?

Заслуживает положительной оценки и рост социальной активности молодых людей. Так, почти половина отвечающих обеспокоена ростом распространения «вредных привычек» (курение, потребление пива, алкоголизм, наркомания) и треть — настроениями пассивности и «пофигизма».

Позитивной тенденцией является и возрастание количества опрошенных, одобрительно оценивающих сегодняшнюю жизненную ситуацию (≈60% как «отличную» и «хорошую» и 30% как «удовлетворительную»).

Можно привести и ещё ряд примеров, но в целом направление развития молодёжной среды сомнений не вызывает. В нём явно наличествует положительная направленность. Само собой разумеется, государственные органы и общественные организации обязаны активизировать усилия по закреплению и дальнейшему развитию положительных тенденций. Это же требование относится и к СМИ, во всяком случае, к тем изданиям, которые не просто декларируют, а на самом деле служат интересам трудового народа.

Хотели бы подчеркнуть, что мы нисколько не идеализируем ни обстановку в республике, ни тем более нашу карельскую молодёжь. И у нас есть немало претензий к молодому поколению.

Вместе с тем, возвращаясь к строкам из стихотворения А.С. Пушкина «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» — стоит напомнить, что старшим поколениям нельзя относится к карельской молодёжи как к незнакомцам или инопланетянам. Не нужно забывать, что с одной стороны, у современных молодых людей есть свои интересы, а с другой стороны интересы всегда формируются преобладающими в обществе идеями и вторичной по отношению к идеям культурой.

Но мы за объективность и против очернительства. А кроме того мы за разумную веру в наше будущее, то есть — в молодёжь. Поэтому в эти праздничные дни — а комментарий пишется 9 мая в «День Победы» — полагаем уместным в заключение привести строчки из стихотворения «Девчонка что надо!» замечательного человека, фронтовички Юлии Друниной:


«Мы сами пижонками слыли когда-то,
А время пришло — уходили в солдаты!».

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ