Завершился 2017 год. В отношениях России и Беларуси это был насыщенный как позитивными, так и негативными событиями период. Но, к сожалению, большинство средств массовой информации продолжили концентрироваться в основном на проблемах и трудностях во взаимоотношениях братских стран. Торговые, экономические и другие конфликты, зачастую раздутые ради рейтингов газет и ТВ-каналов, заслонили то хорошее, что произошло в этом году. Безусловно, был ряд и негативных событий. Восполним этот пробел, выделив наиболее позитивные (не забыв, конечно, и негативные факты) нашего сотрудничества в 2017 году, а также сделаем предварительный прогноз о том, что ожидает наши страны в 2018 году.

Президент Беларуси Александр Лукашенко принял участие в неформальном саммите стран — участниц СНГ, прошедшем 26 декабря в Подмосковье, в ходе которого сделал ряд заявлений, в том числе высказался о грядущих выборах президента РФ, допинговом скандале с российской сборной и Олимпийских играх — 2018, ситуации в Сирии и статусе Иерусалима.

image11
sputnik.by

В заключение его выступления прозвучала ключевая фраза:

«Нам хотелось бы сохранить стабильность в наших отношениях. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы эта стабильность сохранилась и после президентских выборов. И мы желаем вам успехов», — сказал Лукашенко, обращаясь к Путину.

То есть со слов президента Беларуси получается, что стабильность отношений зависит от России, хотя, наверно, она зависит и от Беларуси. Стоит отметить, что сотрудничество между Россий и Беларусью осуществляется в рамках двусторонних отношений, а также в рамках БРИКС, ЕАЭС, СНГ, ОДКБ и Союзного государства.

Теоретическая база анализа

Простых лет во взаимоотношениях двух стран быть попросту не может, поскольку это суверенные государства со своими национальными интересами, которые не всегда совпадают. Связано это с особенностями процесса развала Советского союза, которые понятны через теорию суперсистем.

Межрегиональный конгломерат — суперсистема, возникшая в результате концентрации управления региональными центрами на основе разрушения их управления по полной функции и интеграции их обломков лидером-концентратором. Таков принцип развития западной цивилизации. Его характерные особенности:

  • межрегиональный центр управления обретает колоссальный запас устойчивости по сравнению с каждым из прочих центров управления в конгломерате;
  • запас устойчивости процессов управления всякого центра управления из подконтрольных межрегиональному ничтожен и устанавливается межрегиональным центром управления;
  • сопряжённый интеллект межрегионального центра подменяет собой потенциал соборного интеллекта подконтрольных ему регионов;
  • периферия межрегионального центра при необходимости выступает в качестве генератора автосинхронизации в бесструктурном управлении.

Многорегиональный блок — суперсистема, возникшая в результате концентрации управления региональными центрами методом упреждающего вписывания (когда цели окружающих блок регионов вписываются в вектор целей блока тем самым увеличивая идентичность их векторов целей, что становится основой дальнейшего объединения). Блок имеет объективное преимущество перед конгломератом по запасу устойчивости процессов в блоке, обусловленному глубиной идентичности объективных и субъективных векторов целей, а также и потому, что соборному интеллекту блока гарантирована иерархически высшая поддержка, а любой соборный интеллект сам по себе мощнее, чем сопряжённый интеллект конгломерата (подробнее —ДОТУ, раздел 13. Процессы в суперсистемах https://dotu.ru/2011/06/26/20110626-dotu_red-2011/).

Дело в том, что межрегиональный конгломерат западной цивилизации при развале многорегионального блока, который из себя представлял СССР, действовал и действует в полном соответствии со своей спецификой и алгоритмикой:

  • пытался и пытается повысить запас устойчивости,
  • разрушая управление по полной функции в регионах-осколках блока СССР.

Это выражается в процессах возникновения разногласий, торговых войн, иногда — открытых или гибридных конфликтах между осколками блока, которые возникают из-за недостаточной синхронизации экономических процессов (в прошлом это обеспечивалось единством народного хозяйства СССР и единством идеологии). Пока глубина идентичности векторов целей и концепций самоуправления регионов-осколков не будет достигнута на новой основе (советские методы и идеология во многом устарели), возникающие противоречия в процессах управления и самоуправления регионов будут использоваться межрегиональным конгломератом для решения своих задач.

Если сказать кратко, то необходима синхронизация между как можно большим числом регионов-осколков блока:

  • векторов целей, как по списку, так и по приоритетности,
  • целевых функций по каждой из этих целей, которые формируют общую концепцию достижения вектора целей,
  • структур реализации этих концепций.
  • структур контроля за реализацией.

В этом смысле задел сделан — Евразийский экономический союз формирует

руководящие органы, которые должны отвечать по идее за вектор целей ЕАЭС и концепцию их достижения:

  • Высший Евразийский экономический совет;
  • Евразийский межправительственный совет.

Структуры, которые должны отвечать за реализацию и контроль:

  • Евразийская экономическая комиссия;
  • Суд Евразийского экономического союза.

И наднациональные экономические структуры:

  • Комиссия по экономике;
  • Комиссия по сырьевым ресурсам (устанавливает цены и квоты на сырьевые товары и энергоносители, координирует политику в области добычи, продажи золота и других драгоценных металлов, и др.);
  • Фонд по делам экономического и научно-технического сотрудничества, формирующийся за счёт вкладов стран ЕАЭС (финансирует перспективные наукоёмкие экономические и научно-технические программы, оказывает помощь в решении круга задач, в том числе правовых, налоговых, финансовых, экологических и т. д.);
  • Комиссия по межгосударственным финансово-промышленным группам и совместным предприятиям;
  • Международный инвестиционный банк ЕАЭС;
  • Международный арбитраж ЕАЭС;
  • Комиссия по вводу расчётной денежной единицы;
  • Комиссия по экологии.

Основы этого были заложены очень давно в рамках Союзного государства Беларуси и России, однако, исходя из политической практики, можно сделать вывод, что степень синхронизации векторов целей и концепций их достижения в рамках Союзного государства недостаточна. Причин тут много, но главная, на наш взгляд, это невнятность внутренних политик в обоих государствах, высокая степень неопределённости, как в Беларуси (здесь в силу необходимости «отыгрывать» на два фронта: западный и российский), так и в России (но тут в силу вообще концептуальной неопределённости, сложившейся ещё в Советском Союзе в ходе вялотекущего государственного переворота с 1953 по 1993 годы). Рассмотрим в этом контексте события 2016 — 2017 годов.

Чем запомнился 2017 год?

2017 год был не хуже, а в отдельных моментах даже лучше 2016 года, поскольку две страны входили в 2017-ый год с нерешённым спором в углеводородных делах, который удалось разрешить только в апреле. Но были и другие негативные моменты в 2017 году.

1. Пресс-конференция А.Лукашенко в феврале 2017 года

«В России за взятку можно всё», — президент Беларуси Александр Лукашенко с разгромной критикой обрушился на ближайшего союзника своей страны. Большая пресс-конференция главы государства длилась более семи часов, и за это время досталось российским чиновникам, политическим лидерам, таможенникам, военнослужащим, Россельхознадзору, ФСБ, «Газпрому»… Критике подверглись практически все аспекты российско-белорусского сотрудничества.

2. Пограничные зоны

Лукашенко считает введение пограничных зон на российско-белорусской границе политическим выпадом. В начале января 2017 года в Минске внезапно решили ввести пятидневный безвизовый режим для граждан 80 стран. В перечень, в частности, вошли все государства Евросоюза, а также США, Бразилия и Япония. Граница между Россией и Беларусью существует формально, её легко пересечь без проверок, поэтому граждане третьих стран, которым для посещения РФ нужно оформлять визу, получили возможность попасть на российскую территорию без прохождения необходимых бюрократических процедур. Понятно, что Москва восприняла это как угрозу безопасности.

Это яркий пример рассинхронизации, как векторов целей, так и их целевых функций — как минимум концепций надзора над границей.

Подключиться к Матрице новостей!

Решаются такие проблемы через принятие общего вектора целей и общей концепции их достижения, которые в автоматическом режиме будут синхронизировать уровень структурного управления. Проблема принятия такой концепции заключается в том, что «элиты» обеих стран живут в алгоритмике толпо-«элитарной» системы (у руля и там и там — олигархи разных типов), которые не хотят «прогибаться» под других, но хотят других «прогнуть» под себя. И получается, что предполагаемые концепции общежития — несправедливы. Пока государства концептуально не определятся, такой конфликт интересов, свойственный всем толпо-«элитарным» обществам, будет сохраняться и воспроизводиться. Это всё касается как отношений руководства Союзного государства Беларуси и России, так и государств Евразийского Союза. Пока не будет осуществлён переход на справедливую и не толпо-«элитарную» концепцию — будут проблемы.

3. Борьба Россельхознадзора

Россельхознадзор боролся и в 2016 и в 2017 с незаконным поступлением в Россию через Беларусь санкционной продукции других стран. Лукашенко даже предложил возбудить уголовное дело против руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта из-за проблем с поставками продовольствия на российский рынок.

В Москве подозревают, что Минск пользуется санкциями для увеличения экспорта. Россия фиксирует огромные несоответствия между объёмами ввозимой из сопредельных стран и официально выращенной сельхозпродукции. Спор обострился в конце 2016 года, когда глава Россельхознадзора Сергей Данкверт сказал, что белорусские поставщики «хотят воспользоваться ситуацией, когда российский рынок закрыли для поставок из ЕС и с Украины». А чего ещё можно ожидать при неурегулированности вопроса структурного контроля за экспортно-импортным балансом на уровне Союзного государства, какое положение проистекает из несогласованности концепций управления в целом?

4. Наиболее застарелый спор — о ценах на энергоносители.

QKnjSaOH

pronedra.ru

Россия объявила о намерении сократить поставки нефти в Беларусь с 4,5 до 4 миллионов тонн в первом квартале 2017 года после того, как сторонам не удалось найти взаимопонимания в газовом вопросе. Дело в том, что с начала 2016 года Минск в одностороннем порядке снизил оплату российского газа, из-за этого образовалась задолженность в 550 миллионов долларов. Александр Лукашенко настаивает, что из-за падения цен на нефть стоимость газа для страны должна быть ниже, чем в 2016 году: 83 доллара за тысячу кубометров вместо 132 долларов, установленных «Газпромом».

Продажа на запад нефтепродуктов из российского сырья вносит весомый валютный вклад в бюджет Беларуси. А в Москве подсчитывают потери — бюджет России только в 2011—2015 годах недополучил 22,3 млрд долларов из-за согласия беспошлинно поставлять союзной Беларуси от 18 до 24 млн тонн нефти ежегодно.

Объёмы поставок будут сохраняться на прежнем уровне до 2024 года. Три четверти от общего объема «чёрного золота» — 18 миллионов — уйдут на нефтеперерабатывающие заводы Беларуси, четверть — на экспорт. Пошлина за «перетаможку» этих 6 миллионов тонн российской нефти будет поступать в белорусский бюджет.

5. Жизнь в займы или укрепление суперсистемы?

Большая часть внешнего долга Беларуси приходится на Россию и Евразийский фонд стабилизации и развития, который также курирует РФ. В 2017 году российским кредиторам Минск вернёт более 1,2 млрд долларов, а в 2018-м должен перечислить 1,5 млрд долларов — почти 80% всех расходов по долгам. По данным Forbes, за последние 10 лет Беларусь получила от России также дотаций и скидок на 60 млрд долларов. Если рассматривать эту ситуацию с уровня государств, то получается, что одно из них живёт в долг у другого, но, если эту ситуацию рассматривать с уровня суперсистемы под названием Русская цивилизация, куда входит и Россия, и Беларусь, то окажется, что суперсистема повышает таким образом свою устойчивость, перераспределяя внутри себя ресурсы. Проблема в том, что «элитарии» обоих государств пытаются многие вопрос рассматривать вообще так, будто речь идёт о двух фирмах, в которых они являются директорами. Пора уже выходить в мышлении на цивилизационный уровень, однако и в Беларуси, и в России есть индивиды, в том числе и среди «элитариев», мечтающих из своих стран сделать империи (естественно, с титульными нациями). К чему это приводит в условиях активности межрегионального конгломерата, теряющего свою устойчивость и потому — стремящегося всеми правдами и неправдами организовать ещё один развал остатков блока, хорошо всем показала Украина. Националистические устремления отдельных эгоистов всегда будут вписаны теми или иными интернацистами. А в истории Беларуси вообще есть очень яркий тому наглядный пример — Слуцкое восстание, о котором мы писали в статье«Слуцкое восстание обречённых быть зависимыми или цивилизационный выбор беларусов?» (http://inance.ru/2017/12/sluckoe-vosstanie/).

«Слуцкое восстание обречённых быть зависимыми или цивилизационный выбор беларусов?» http://inance.ru/2017/12/sluckoe-vosstanie/

6. Атомный кредит

Госкорпорация «Росатом» строит в белорусском Островце атомную станцию. Официальный Минск утверждает, что АЭС снизит зависимость от российского газа. Но противники строительства прогнозируют ещё более зависимое положение Беларуси от России. Придётся возвращать 10 млрд долларов российского кредита, выделенного на стройку, и платить РФ за закупки ядерного топлива, а затем за его переработку.

7. Арест журналистов «Регнум» и отсутствие А.Лукашенко на саммите

Остроты в отношения добавили аресты в Беларуси публицистов, печатавшихся в российских СМИ, и отказ Лукашенко от посещения саммита ОДКБ и ЕАЭС в Санкт-Петербурге в декабре 2016 года.

Судебное разбирательство в Минске можно охарактеризовать двумя особенностями. Во-первых, рушится показная нейтральность в вопросе противостояния прорусских сил в Беларуси и белорусских же националистов. Хотя следует отметить, что эти самые «прорусские силы» (журналисты того же Регнума) позволяли себе во многом националистические высказывания. Что удивляться, что одни националисты «замесили» других? Будь их риторика цивилизационно равноправной — такой проблемы бы не возникло вообще.

Во-вторых, у Беларуси отсутствует конкретная позиция по Русской цивилизации, частью которой является и Беларусь, и Россия, и её противостоянию с Западом. Призываем не путать Русскую цивилизацию и концепцию Русского мира, проистекающую из имперских императивов российских националистов. Всё это ведёт к затягиванию ставшего бесспорно политическим судебного процесса над журналистами.

Если Беларусь хочет в своей внешней политике руководствоваться пословицей «ласковый телёнок двух маток сосёт», то её руководство должно понимать теорию суперсистем и, соответственно, системные различия между нашими цивилизациями. Нужно понимать, что в какой-то момент будет невозможно совместить противоречащие друг другу цели в векторах целей Запада, Русской цивилизации, России, Беларуси, Китая, Украины и прочих. Нужно будет определяться. И к этому моменту, когда придётся делать выбор, у белорусского руководства может не оказаться надёжной поддержки среди населения.

Итог года

В итоге российско-белорусские отношения в 2017 году оказались в нижайшей точке за последние десятилетия, во многом благодаря действиям российских имперцев. Потому Лукашенко и объясняет ситуацию опасениями Москвы (мы бы добавили — имперско-мыслящей Москвы), что «Беларусь уйдёт на Запад».

Белорусская столица стала центром переговоров о судьбе Донбасса, что позволило стране выйти из международной изоляции.

Закономерно, что Брюссель в 2016 году снял ряд санкций с самого Лукашенко и других белорусских чиновников. Впрочем, денег от потепления выручить пока не удалось. Договорённости касаются только того, что международные структуры инвестируют семь миллионов евро в строительство лагерей для переселенцев.

Какие вопросы будут решаться в 2018 году в рамках Союзного государства?

image6
militariorg.ucoz.ru

Тему деятельности Союзного государства мы затрагивали в статье «Союзное государство — государство-призрак?» (http://inance.ru/2017/02/soyuznoe-gosudarstvo/ ).

В 2018 году предстоит решать ряд вопросов, но мы заострим внимание только на некоторых.

О роуминге

Печально, что даже реализация идеи об отмене роуминга на пространстве Союзного государства России и Беларуси потребует значительных усилий и времени. Идея отмены роуминга была озвучена на IV Форуме регионов двух стран летом 2017 года года и получила развитие на заседании Высшего государственного совета Союзного государства.

В повышении доступности связи должны быть заинтересованы все стороны, однако при этом необходимо соблюдать баланс интересов, как на уровне хозяйствующих субъектов, так и на уровне федеральных и республиканских органов власти.

Речь в первую очередь идёт об экономике вопроса, в том числе о доходах, которые получают «элитарии» государств. Это огромный коммерческий рынок, где много игроков, которые зарабатывают на этом деньги и обеспечивают услугами потребителей. Есть расхождения в практике, а может даже и в правилах, между законодательствами России и Беларуси.

На пространстве Евросоюза этот вопрос до конца не решён, поскольку невозможно сказать, что там в полной мере установлен единый роуминг: есть определённый набор услуг, и если ты выходишь за его пределы, то дальше обслуживаешься по национальному роумингу. И к этому они шли почти десять лет.

О визах

Сроки урегулирования вопросов по соглашению о взаимном признании виз Россией и Беларусью зависит от готовности сторон идти на компромиссы.

Предполагается, что заключение соглашения о взаимном признании виз урегулируют вопросы, касающиеся действующего в Беларуси порядка пятидневного безвизового въезда иностранных граждан и въезда иностранцев в Россию транзитом через Беларусь. В качестве примера плодотворного взаимодействия сторон в рамках Союзного государства можно привести нормативный акт, на основе которого формируются списки невыездных лиц России и Беларуси.

Вот что по этому поводу заявил госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота:

«К ним относятся злостные неплательщики налогов, алиментщики и так далее. Сейчас идёт работа над созданием единой базы, в которую будут внесены такие граждане. Между МВД России и Беларуси существуют тесные связи и это и есть технология процесса, которая создает единое миграционное пространство».

О науке

Госсекретарь Союзного государства России и Беларуси Григорий Рапота считает необходимым более активно привлекать Российскую академию наук и Национальную академию наук Беларуси к работе над программами Союзного государства.

image3
souzveche.ru

Сейчас «в режиме ожидания» находится примерно полтора десятка программ.

Учёные России и Беларуси хорошо взаимодействуют по различным линиям: медицина, космос, электроника, машиностроение, станкостроение, биохимия, сельское хозяйство.

По его словам, деятельность Союзного государства в этом направлении напоминает венчурные фонды.

«Мы оплачиваем научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, направленные на получение новых инновационных технологий и материалов. Далее они идут в производство. Видя, что такой фонд работает, им все хотят воспользоваться, и это хорошо», — пояснил госсекретарь.

Подводя итоги года, Рапота отметил, что в 2017 году структуры Союзного государства и министерства России и Беларуси подготовили и приняли шесть новых программ, что больше, чем в прошлом году.

«В общей сложности в производстве у нас их было девять. Четыре из них в 2017 мы завершили, и вместе с новыми у нас получается 11 программ, которые мы будем реализовывать в 2018 году. Ещё одна программа на подходе, если все сложится благополучно», — пояснил он.

В уходящем году «на системную основу поставлено проведение Форумов регионов двух стран», сказал Рапота.

«Это ещё один инструментарий российско-белорусского взаимодействия, причём достаточно эффективный», — отметил он.

Четвёртый Форум регионов двух государств состоялся в июне в Москве с участием президентов России и Беларуси Владимира Путина и Александра Лукашенко, главной темой обсуждения стало укрепление партнерства в сфере высоких технологий и инноваций. Следующий форум намечено провести в белорусском Могилеве в конце сентября 2018 года. Рапота также отметил активизацию работы Парламентского собрания Союзного государства.

«Сейчас ввели в практику созыв пленарного заседания российско-белорусского собрания для рассмотрения какого-либо направления деятельности Союзного государства», — сказал Рапота.

О юридических вопросах

Развитие юридической базы Союзного государства России и Беларуси станет приоритетным направлением его деятельности в 2018 году. В первую очередь речь идёт о дополнении юридической базы, которая «в большинстве своём уже прошла проверку временем».

Однако, мы можем сказать, что решение юридических несостыковок в условиях концептуальной неопределённости управления на цивилизационном уровне — процесс долгий и неблагодарный.

Вопросы безопасности

Приоритетными направлениями в сфере укрепления военной безопасности Союзного государства госсекретарь назвал три проекта сотрудничества. В их число вошли программы «Развитие и совершенствования единой системы технического прикрытия железных дорог региона 2016—2020 годы», а также «Совершенствование пограничной безопасности Союзного государства 2017— 2021 годы». Последняя направлена на то, чтобы создать общий, единый периметр Союзного государства и технически его обеспечивать.

Со следующего года также будет реализовываться программа «Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и РФ в 2018—2021 годы».

«В случае угрозы региональная группировка должна действовать как единый механизм, и с единым механизмом управления. Чтобы обеспечить эту задачу, проводятся командно-штабные и полевые учения», — отметил Рапота.

image10
comments.ua

Пример тому — успешные совместные учения «Запад-2017», на которые, как и следовало ожидать, была неоднозначная реакция Запада.

Можно отметить, что на уровне шестого приоритета взаимодействие в целом — успешное, а вот уже на более высоких приоритетах, начиная с пятого, уже есть проблемы.

Прогноз по Беларуси на 2018 год от Всемирного Банка

image7
dsnews.ua

По словам представителей Всемирного банка, реальное значение ВВП Беларуси в 2016 году снизилось на 3%. В 2017 ситуация станет менее печальной, ведь экономика ухудшит свои показатели лишь на 1%, тогда как в 2018 стоит полагаться на долгожданное возобновления — 0,3%. На сегодняшний день дела идут не слишком хорошо исключительно из-за привязки ко внешнему финансированию. По некоторым предположениям, в ближайшем будущем можно даже ожидать снижения реальных доходов белорусских домохозяйств.

Несмотря на сплошной негатив, ВБ с нескрываемым оптимизмом оценивает среднесрочную перспективу развития здешней экономики. Отмечается небывалая готовность властей идти следовать рекомендациям банка и даже совершить ряд запланированных ранее реформ.

Ян Чул Ким, глава представительства Всемирного банка в Беларуси, высказал мнение, что предстоящие структурные реформы могут лишь немного улучшить перспективы развития государства относительно среднесрочного периода. Правда, не стоит надеяться на то, что темпы роста ВВП сразу же начнут восстанавливаться — помехой тому является диверсификация продукции и рынков сбыта.

Спад экономического состояния Беларуси может лишь ухудшаться из-за снижения активности на внешних рынках. Оказывается, больше 33% совокупного экспорта страны приходиться на минеральные продукты и удобрения. В итоге правительству государства просто необходимо начинать ужесточать денежно-кредитную политику, чтобы выровнять ситуацию хотя бы не на убыль. К примеру, предприятиям пришла пора переходить от качественных показателей к явной производительности и рентабельности. ВБ продолжает говорить о том, что Беларуси нужно всерьёз задуматься относительно более эффективного метода распределения ресурсов и сокращения директивного кредитования.

Экономист ВБ Кирилл Гаудк высказал мнение о том, что правительству Беларуси необходимо увязывать сокрушение государственных программ с началом процесса реструктуризации на предприятиях. Конечно же, подобные меры приведут к сокращению штата, поэтому придётся заранее позаботиться об изменении нынешней системы по безработице:

«Остаётся лишь добавить, что резкого позитивного скачка в экономике Беларуси по прогнозам ВБ пока не предвидится. Возможно, по итогам 2017 года ситуация станет существенно лучше, чем по итогам 9-ти месяцев, но это никак не помешает низкому уровню ВВП тормозить общее развитие государства, как и его состояние на международном рынке».

Как видно, эксперты Всемирного банка также подчеркнули зависимость экономики Беларуси от традиционных направлений, которые напрямую связаны с поставками нефти и газа из России, а также внешним финансированием, в том числе — российским.

Какими видят белорусские эксперты отношения России и Беларуси в 2018 году?

image8
lenta.ru

Россия и Беларусь формально считаются самыми близкими союзниками, о чём не устают говорить лидеры двух стран. Тем не менее в отношениях Москвы и Минска есть проблемы. Но, по мнению белорусских экспертов, в 2018 году серьёзных разногласий между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко не предвидится, передает «Немецкая волна» (http://www.dw.com/ru/какие-сюрпризы-готовят-друг-другу-минск-и-москва-в-2018-году/a-41941438).

Белорусские политологи прогнозируют, что 2018 год будет бесконфликтным в белорусско-российских отношениях. В России пройдут президентские выборы и чемпионат мира по футболу, продолжится конфронтация с США и Европой. И на этом фоне РФ не нужны конфликты с Беларусью.

Политологи считают, что самая главная проблема в двухсторонних отношениях — это льготы для Беларуси на энергоресурсы, а на 2018 год вопрос цены на нефть и газ решён.

Кроме того, Беларусь получит нефть на выгодных условиях в объёме 24 миллионов тонн, чего она и хотела. Правда, есть попытка заставить Беларусь экспортировать свои нефтепродукты через российские порты взамен балтийских, но этот вопрос разрешится, поскольку Минск пошёл на некоторые уступки и согласился поставлять на экспорт через российские порты определённое количество грузов. Поэтому и по этой проблеме разногласий не предвидится. Но это всё вопросы — четвёртого, третьего приоритетов, а есть ещё неопределённости цивилизационного порядка, как в Беларуси, так и в России.

В 2017 году Россия неоднозначно отреагировала на введение Беларусью 5-дневного безвизового режима для граждан десятков стран, который в 2018 году может быть продлён до 10 дней и даже больше. Тем не менее стороны пытаются найти компромисс, и этот вопрос не должен стать камнем преткновения во взаимоотношениях, считают аналитики.

Возможно, не исключают эксперты, Беларусь захочет взять у России очередной кредит. Обычно Беларусь не стремится возвращать России долги, а последняя смотрит на это сквозь пальцы, рефинансируя задолженности.

В свою очередь белорусские эксперты подчеркивают, что отношения между Беларусью и Россией никогда не были прямыми и безоблачными.

«Россия и Беларусь — друзья по несчастью, это не тот случай, когда две страны объединяет общая идеология или общее отношение к мировым проблемам. Есть разные интересы, хотя стратегически не реформированная белорусская экономика может существовать только в альянсе с Россией, поскольку кроме России, белорусская продукция, особенно продукция машиностроения, никому не нужна», — уверен эксперт.

Но конфликтов исключать нельзя. Эксперты допускают возможность появления новых проблем на продовольственном фронте, попыток российской стороны завоевания новых позиций в Беларуси по наиболее интересным активам. Беларусь же со своей стороны может попытаться присоединиться к российским нефтегазовым активам в плане добычи энергоресурсов на российской территории. Все эти опасения выдают уровень мышления как политиков, так и аналитиков.

«Единственное, что может оживить картинку, это последний декрет Лукашенко по Парку высоких технологий. Если возлагаемые надежды на этот декрет оправдаются, это может стать драйвером для белорусской экономики, и когда появятся результаты, это может возбудить желание прибрать успехи к своим рукам, в том числе и с российской стороны. Там уже с некоторой завистью отметили этот декрет, мол, белорусы не побоялись и блокчейнов, и криптовалюты, и английского права, что больше всего поразило российскую сторону», — отметил экономист.

Аналитики Беларуси не сомневаются, что и в 2018 году Беларусь продолжит играть второстепенную роль во взаимоотношениях с РФ. По их мнению, на них повлияет и то, как будут складываться отношения России со странами Запада, и пока нет оснований считать, что влияние России на Беларусь уменьшится.

Чтобы изменить ситуацию, как считают эксперты, Минску нужно менять политику, прежде всего экономическую, на что белорусское руководство идёт с огромной неохотой, но без этого уменьшить зависимость от Москвы невозможно.

Странный вывод белорусских экспертов: если вся белорусская экономика держится за счёт перепродажи российских энергоносителей в Европу, то о какой независимости можно рассуждать? При этом, данные эксперты почему-то замалчивают о сумме кредитов и субсидий со стороны России за эти годы — более $100 млрд за 11 лет (https://www.rbc.ru/economics/02/04/2017/58e026879a79471d6c8aef30).

Некоторые эксперты видят проблему развития экономики Беларуси в доступе белорусских товаров на рынок России — это не главная проблема. Она является производной от проблемы качества белорусской продукции. Не секрет, что любой рынок в условиях роста доходов прирастает за счёт продукции высокого и премиального сегмента. К сожалению, белорусская промышленность и сельское хозяйство практически не производят товаров высшего и премиального ценового сегмента. Будет соответствующим качество — нет никаких проблем поставлять продукцию не то что в Россию или страны ЕАЭС, а в Европу. Но статистика показывает, что например, экспорт в ту же Голландию на 80% состоит из нефти и нефтепродуктов, а в Германию — на 87%! То есть, если бы не было российской нефти на белорусских НПЗ, то у республики вообще не было бы экспорта на Запад.

На самом деле такая ситуация просто приговор той экономической системе, что существует в Беларуси, как «отдельной полностью независимой системе». После таких цифр говорить о том, что есть якобы некое белорусское экономическое чудо — просто несерьёзно. Что и показала ситуация 2016 года. Достаточно было снизить поставки нефти до 16 млн тонн в год, и от белорусского экономического чуда не осталось и следа — на улицы вышли те, кто никогда не выходил. То есть, ситуация в плане того, куда стоит двигаться республике, стала предельно ясна, и Таможенный кодекс был подписан.

Поэтому республике надо:

  • серьёзно повышать качество производимой промышленной и сельхозпродукции;
  • избавляться от модели сырьевого экспорта или от модели «нефтяного офшора», что и было на самом деле сутью экономической модели Беларуси все годы после распада СССР.

Но эта ситуация скоро закончится и, прежде всего, в самой России, которая в 2018 году начнёт переориентацию поступлений в бюджет от нефти, и республика лишится доходов от нефтяных пошлин.

Данная ситуация касается и флагманов белорусской промышленности. Так, недавно в России открылся завод конкурента МАЗа, крупнейшей в мире компании по производству грузовой техники Исузу (ISUZU). В 2016 году на заводе компании в Ульяновске было собрано около 2700 автомобилей, в то время как проектная мощность предприятия составляет 5 тысяч грузовиков в год. А это тот объём грузовиков, который приблизительно продает на российском рынке МАЗ.

Таже ситуация прогнозируется и по молочной продукции.

Ситуация с нефтяной дельтой, несмотря на заключённые с Россией соглашения, для республики тоже будет в ближайшие годы ухудшаться.

В отсутствие нефтяной дельты, а такая ситуация намечается к 2020—2022 году (будут приняты изменения в Налоговый Кодекс РФ) экономика Беларуси будет в крайне сложном положении — без ЗВР, без рынков сбыта, и главное — без товарной массы хорошего качества.

В этих условиях некоторые эксперты считают, что Беларусь становится для России серьёзной проблемой: для того, чтобы поддерживать жизнь республики, надо будет тратить серьёзные средства, при том тратить, по сути, безвозвратно.

Однако на ситуацию, на наш взгляд, надо смотреть с уровня общесистемного: проблемы Беларуси — это проблемы всей суперсистемы Русской цивилизации, которая может перераспределять ресурсы и обеспечивать устойчивость, но для этого должна быть принята справедливая концепция распределения ресурсов внутри неё. К этому нужно стремиться, а не обсуждать, кто кому какую подножку может поставить.

Заключение

image4
belnovosti.by

Опыт сосуществования в рамках СССР, в целом для Беларуси весьма позитивный, содержит восстановление совершенно опустошённой и обескровленной за годы Великой Отечественной войны республики совместными усилиями всего Союза. Именно в эти годы сформировался тот промышленный потенциал республики, который позволил ей стать не только «воротами на Запад», но и «сборочным цехом СССР».

Неудивительно, что распад единого экономического пространства СССР и совпавшее с ним по времени начало процесса системной трансформации, которая сделала неэффективными — по рыночным критериям межрегионального конгломерата Запада — многие из складывавшихся десятилетиями экономических связей, привели к серьёзному ухудшению ситуации в стране.

В статье «Беларусь и Россия — цивилизованный союз или союз двух соседей?» (http://inance.ru/2016/06/belarus-rossiya/) мы затрагивали и рассматривали тему взаимоотношений России и Беларуси, а также, какой вектор целей необходимо вырабатывать на перспективу, чтобы республика развивалась динамично, чтобы рост благосостояния населения повышался год от года. В ней мы разобрали цивилизационный аспект интеграции наших стран. Каков геополитический выбор Республики Беларусь, а также — экономический курс «здесь и сейчас» и на перспективу, рассмотрели в статье «Беларусь и Россия. Что там за горизонтом?» (http://inance.ru/2016/06/belarus-russia-gorizont/).

«Беларусь и Россия. Что там за горизонтом?» http://inance.ru/2016/06/belarus-russia-gorizont/

Несмотря на то, что Москва и Минск формально уладили нефтегазовые отношения в перспективе до 2020 года, это, скорее всего, временное затишье. Анализ экономической ситуации в республике показывает, что если Беларусь в срочном порядке не использует оставшиеся два года до выборов для проведения системных и осмысленных реформ, то после 2020 года экономика республики столкнётся с очень серьёзным кризисом, если его не смогут купировать или разрешить на уровне объемлющей суперсистемы Евразийского Союза. Но тут необходимо создавать прозрачную, равноправную и справедливую концепцию общежития в общем всем союзе. Пока же имеет место концептуальная неопределённость в руководстве Беларуси, России и других стран Евразийского Союза, как уже тех, кто в нём состоит, так и потенциальных участников.

А белорусский президент на киргизском саммите заговорил о внутренних противоречиях в Евразийском союзе, которые, по словам Лукашенко, давно нарастают как снежный ком:

«Нам нужно ввести мораторий на принятие новых правовых актов, имеющих дискриминационный характер в отношении партнёров по союзу. Следить за его реализацией должна Евразийская экономическая комиссия».

И тут мы согласимся с такой оценкой ситуации в Евразийском союзе. Есть над чем работать, хотя мы понимаем, что президент таким образом защищает государственные интересы своей страны, а не исходит из принципов развития многорегионального блока, которой является Русская цивилизиция.

Вот и возникает вопрос — что делать в этой ситуации? Думается, что эту ситуацию надо сделать предметом общественного обсуждения. Не только для того, чтобы накануне выборов белорусского президента в 2020 году Россия не столкнулась с новой порцией обвинений в свой адрес. Не только для того, чтобы граждане республики прекрасно понимали, в чём кроется корень проблем белорусской экономики. А прежде всего для того, чтобы Москва и Минск стали совместно искать устраивающие всех варианты справедливого выхода из этой весьма непростой ситуации, пока ещё есть время. А долговременные интересы белорусов и россиян в равноправном союзе многорегионального блока, хотя в последнее время некоторые «элитарии» Беларуси делают ставку на некую многовекторность.

Послесловие

Как ни сложно усидеть на двух стульях многовекторной политики, но когда-то цивилизационный выбор Беларуси необходимо будет сделать, как впрочем и России.

И, если описать его с позиций теории суперсистем, то:

  • либо Беларусь — далёкая периферия Западной цивилизации, для чего в перспективе необходимо свой вектор целей с корнем выкорчевать, заменив его на вектор целей центра конгломерата, со всеми сопутствующими «вассальными» последствиями в виде насаждения западной монокультуры (что уже по-тихому идёт в среде молодёжи), педерастии, сокращения промышленного производства, которое не может конкурировать с предприятиями метрополий конгломерата, либо производится специализация региона под определённые нужды конгломерата, какой процесс в нашей стране уже идёт: в Беларуси огромный толчок получила IT сфера — высококвалифицированный труд белорусских программистов для западных компаний (http://4esnok.by/mneniya/programmisty-kak-novyj-srednij-klass-v-belarusi/);
  • либо Беларусь — это передний край Русской цивилизации, помогающий ре-интегрироваться на новой основе Евразийского Союза странам Восточной Европы, а в перспективе к этим процессам могут присоединиться и многие другие страны и союзы (БРИКС, ШОС и даже страны Западной Европы), для чего необходимо помогать странам-участницам евразийской интеграции в реализации их целей, помогать в обучении полицентричному, политандемному диалогу и выстраиванию равноправного сотрудничества в интересах всех участников.

И нам видится, что ответ — очевиден, но к сожалению, пока не для либерализующейся части «элиты» Беларуси или мечтающей о возрождении Империи части «элиты» России. Ведь Беларусь до сих пор остаётся, как и в СССР, «сборочным цехом» и переработчиком российского сырья и ресурсов.

Развитие общества в своей основе имеет личностное развитие людей, постигающих объективные закономерности для того, чтобы построить глобальную цивилизацию, устойчиво живущую в ладу с Природной средой и обеспечивающую полноценное личностное развитие всех и каждого в преемственности поколений на основе человечности и совестливости. И «элиты» стран могут либо мешать этому процессу, либо помогать ему. В зависимости от своего выбора, они либо будут поддержаны народом и обретут сакральность своей власти, оставшись в истории, либо их деятельность будет находить сопротивление в среде народной, а имена их постараются изжить из памяти.

В основе идеального режима развития лежит свободная дискуссия, все без исключения участники которой добросовестно работают на выявление проблем в жизни общества и их разрешение, а не на то, чтобы убедить прочих участников дискуссии в своей правоте, чтобы потом их ограбить или повести на убой.

Это касается как межличностных или групповых дискуссий «на кухнях», так и цивилизационного диалога на самом высоком уровне.

Материалы:

Отношения России и Беларуси
http://www.dw.com/ru/какие-сюрпризы-готовят-друг-другу-минск-и-москва-в-2018-году/a-41941438

Оппозиция Беларуси о 2018 годе
https://belprauda.org/massovoe-vozvrashhenie-v-realnost-bezotvetstvennyh-politikov-2018-god-stanet-trudnee-2017-go/

Интервью посла России в Беларуси
https://sputnik.by/radio/20171219/1032605254/surikov-kakim-okazalsya-2017-god-vo-vzaimootnosheniyah-belarusi-i-rossii.html

Сотрудничество в рамках Союзного государства
https://rg.ru/2017/12/20/grigorij-rapota-rasskazal-o-rouminge-vizah-i-nauke.html

Отношения РФ и РБ
https://lenta.ru/articles/2017/02/07/lukashenko/

Будет ли новый кризис в отношениях России и Беларуси?
https://regnum.ru/news/2265718.html

РФ и РБ — о проблемах сотрудничества
https://www.belaruspartisan.org/politic/409797/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Прогноз Всемирного Банка по Беларуси на 2018 год
https://2018-gody.com/prognozyi/ekonomicheskiy-prognoz-dlya-belarusi-na-2018-god/

Что ожидает Россию и Беларусь в 2018 году
https://www.belaruspartisan.org/politic/410831/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Дело «Регнум»
http://rossaprimavera.ru/news/6cdd8743?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com


Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ