Читать около 10 мин

Обзор самых важных и интересных новостей за прошедшую неделю

Темы: об итогах визита белорусской делегации в Китай, о мерах по решению проблем в социально-экономической области, нагромождение «шероховатостей» в белорусско-российских отношениях продолжается

Обозрение СМИ (прессы) недели 24 сентября — 01 октября 2016 года (Все сообщения приводятся в сокращённом виде)

  • Об итогах визита белорусской делегации в КНР
  • О мерах по решению проблем в социально-экономической области
  • Нагромождение «шероховатостей» в белорусско-российских отношениях продолжается

Под крылом Красного дракона

Сказать, что визит Президента Беларуси в Китайскую Народную республику самая горячая новость недели — значит, ничего не сказать, так как 90% информации, размещённой белорусскими изданиями по политико-экономической тематике, посвящены именно этой теме. (Заметим в скобках, что деловая поездка белорусской делегации, само собой разумеется, нашла достойное отражение на страницах китайской прессы, не оставили её без внимания и международные СМИ, но особый интерес к этому событию проявили российские издания, что подтверждает наличие у России особенной заинтересованности к событиям, имеющим отношение к Республике Беларусь).

В информационных сообщениях, которые составляют добрую половину всех публикаций, приводится много добрых и, надо понимать, искренних слов, характеризующих состояние белорусско-китайских отношений, но главное внимание уделено конкретным политическим и экономическим итогам визита.

К политическим, прежде всего, относится «Совместная декларация Беларуси и КНР об установлении отношений доверительного всестороннего стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества», в которой говорится:

Благодаря совместным целенаправленным усилиям контакты на высоком уровне, политическое взаимодоверие и взаимовыгодное сотрудничество двух стран поднялись на беспрецедентно высокий уровень, отношения всестороннего стратегического партнерства между Беларусью и Китаем перешли на новый этап. Руководствуясь принципами взаимного уважения, обоюдовыгодного сотрудничества и многовековой дружбы, стороны будут непрерывно углублять политическое взаимодоверие и сотрудничество в различных областях, наращивать контакты между народами и гуманитарные обмены, обогащать составляющую белорусско-китайских отношений всестороннего стратегического партнерства, развивать «всепогодную дружбу», создавать сообщество общих интересов и сообщество единой судьбы.

То есть речь идёт об установлении особого уровня белорусско-китайских отношений, качественно нового партнерского статуса, который до настоящего визита Китай имел только с Великобританией, Россией и Пакистаном.

Не меньше внимания заслуживают инвестиционные и торговые соглашения, с полным перечнем которых (а их более 30) можно ознакомиться на сайте БЕЛТА (http://www.belta.by/president/view/belarus-i-kitaj-zakljuchili-paket-soglashenij-i-memorandumov-o-sotrudnichestve-v-raznyh-sferah-212427-2016/).

Мы же приведём наиболее значимые документы, подтверждающие заявления о переходе сотрудничества Беларуси и Китая на более высокий уровень взаимоотношений и в экономической сфере — от кредитного сотрудничества к инвестиционному, к объединению на отдельных направлениях производственных потенциалов, что означает создание белорусскими и китайскими компаниями совместных предприятий:

  • соглашение о технико-экономической помощи и сотрудничестве в целях развития китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень»;
  • меморандум о продвижении инвестиций китайских компаний в Беларусь;
  • соглашение о взаимодействии по созданию китайско-белорусского инвестиционного фонда;
  • протокол по плану работы в целях реализации проектов машиностроительного производства;
  • дорожная карта сотрудничества на долгосрочную перспективу между Минпромом Беларуси и компанией Zoomlion;
  • меморандум о сотрудничестве с компанией Weichai Power Co.Ltd по организации производства в Беларуси дизельных двигателей;
  • протокол о намерениях сотрудничества в сфере туризма между Министерством спорта и туризма Беларуси и корпорацией «Китайская национальная туристическая группа», в том числе предусматривающий создание совместного оператора.

В ходе рабочей поездки достигнуты и положительные подвижки в торговой сфере, к которым, в первую очередь, следует отнести открытие китайского рынка для поставок говядины и молочной продукции c белорусских предприятий, что должно положительно сказаться на внешнеторговом балансе республики, в котором китайский импорт занимает превалирующие позиции.

Как обычно, само освещение визита проводилось средствами массовой информации, исходя из их политических и идеологических позиций. И если государственные издания основное место в своих публикациях уделили конкретным результатам работы белорусской делегации, неизменно, правда, акцентируя внимание на ведущей роли главы республики, то оппозиционная пресса, исходя из очень «удобного» для критики и критиканства принципа: «каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны», пыталась найти «доказательства бесперспективности принятых решений» и даже убедить читателей в том, что «все существующие белорусско-китайские проекты выгодны только Китаю, для Беларуси — убыточны» (http://www.belaruspartisan.org/economic/356862/).

Но даже отдельные оппозиционные издания, несмотря на весь свой скептицизм, в конце концов, вынуждены были признать успешность визита. Так, портал «TUT.BY» опубликовал статью под заголовком «Во время визита Лукашенко Беларусь и Китай заключили перспективные соглашения на 11 млрд. долларов» (http://news.tut.by/economics/514287.html), в которой, цитируя посла Беларуси в Китае Кирилла Рудого, отмечает:

…у нас сейчас есть исторический шанс благодаря визиту Президента, чтобы реализовать эти договоренности… Общая сумма контрактов — потенциальных, возможных и реальных, которые нам сейчас предстоит реализовать и обеспечить, — это порядка $ 11 млрд. Важно их все реализовать, чтобы это было взаимовыгодно — так, как договорились наши лидеры. Конечно, это большая сумма, но здесь надо детально подходить к каждому контракту, внимательно и профессионально работать…

Интересна также и реакция ряда популярных российских СМИ, главным лейтмотивом публикаций которых является не очень-то и маскируемая «ревность» к усиливающимся тенденциям взаимовыгодного сотрудничества между Беларусью и КНР, и их возможным последствиям для российско-белорусских отношений. При этом даже такие серьёзные издания, как телевизионная сеть RT (см. статью «Под крылом Красного дракона: обменяет ли Минск связи с Москвой на партнёрство с Пекином» https://russian.rt.com/article/323514-pod-krylom-krasnogo-drakona-obmenyaet-li-minsk?utm_source=smi2) или «Газета.Ру» (статья «Китайский зонтик Лукашенко» https://www.gazeta.ru/business/2016/09/30/10224275.shtml?utm_medium=exchange&utm_source=smi2#page1), активно оттеняя нерешённые проблемы в белорусско-китайских отношениях, подчёркивают первостепенную роль России для внешней политики Беларуси:

Китай является вторым по важности геополитическим партнером Белоруссии. Но в отличие от Москвы Пекин дает «связанные» кредиты, на которые можно закупать только китайские товары и оборудование. Китай заинтересован в белорусских калийных удобрениях, активно интересуется и вооружениями. Однако Китай не обеспечит Белоруссию энергоресурсами, не заменит российский рынок, не обеспечит военную безопасность.

И ещё на одно обстоятельство обсуждаемой темы хотели бы обратить внимание читателей. Развитие белорусско-китайских отношений — это практическое наполнение разработанной Беларусью концепции «интеграции интеграций», которая должна обеспечить будущее не только республики, но и всего Евразийского пространства. Или как сказал Александр Лукашенко:

Являясь одним из основателей новой влиятельной международной организации — Евразийского экономического союза, Беларусь заинтересована в стирании разделительных линий между соседними странами в целях дополнения друг друга, достижения наибольшей пользы и выгоды для наших народов. В Беларуси глубоко убеждены в том, что существенную пользу в реализации наших торгово-экономических и инвестиционных интересов могло бы принести сотрудничество ЕАЭС с ШОС, АСЕАН, Евросоюзом и другими региональными объединениями. Мы неоднократно заявляли, что Беларусь, как самая западная страна — наблюдатель ШОС, по сути, является воротами этой организации в Европу.

Берём в долг, чтобы платить за долги , а также другие социально-экономические новости

Основной поток информации по социально-экономической тематике на этой неделе имеет отношение к продолжающимися — по мнению, первого заместителя министра экономики Александра Заборовского успешно и эффективно — переговорам с МВФ о возможности реализации трехлетней программы сотрудничества, которая была бы поддержана кредитом на 3 млрд. долларов под 2,28% годовых на 10 лет, при условии выполнения Беларусью последнего условия — установление оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в размере 100% и впрямую связанным с этими переговорами увеличением размера внешнего (кстати, и внутреннего тоже) государственного долга, который на начало сентября достиг 13,3 млрд. долларов. (В скобках заметим, что, согласно закону о бюджете, лимит внешнего госдолга Беларуси на 2016 год установлен в 17 млрд. долларов). Следует отметить также, что в этом году рост госдолга значительно (на порядок!) замедлился по сравнению с 2015 годом, и что погашение его идёт в плановом порядке (за истекший период уже заплачено 568 млн. долларов).

Но надо иметь в виду, что расходы на обслуживание госдолга в 2017 году вырастут на 20%, а для его погашения в иностранной валюте в следующем году необходимо 2,3 млрд. долларов, в связи с чем опять-таки планируется привлечение новых кредитов: 1,9 млрд. долларов, из них 700 млн. — в качестве средств Евразийского фонда стабилизации и развития, 360 млн. — за счет размещения валютных облигаций на внутреннем рынке, и 800 млн. — от размещения евробондов.

Некоторый оптимизм внушают итоги прошедшего 29-30 сентября в Минске Форума «Расширяя горизонты: инвестиции, финансы, развитие», в частности, заявление главы отдела генерального директората по соседству и переговорам о расширении Еврокомиссии Вассилиса Магароса:

Беларусь для привлечения иностранных инвестиций делает определенные шаги, в том числе улучшает инвестиционный климат, и проводит определенные реформы, о чем свидетельствуют довольно высокие места в международных рейтингах. Евросоюз готов расширить помощь Беларуси и уже включил её в мандат Европейского инвестиционного банка, который будет работать с белорусским правительством над идентификацией реальных инвестиционных проектов.

А также сообщение на этой же конференции премьер-министра Андрея Кобякова о том, что хотя что Беларусь пока не получила того притока инвестиций, на который рассчитывала:

Мы целенаправленно работаем над преодолением этих недостатков. Значительная часть территории страны — это успешно функционирующие преференциальные режимы при размещении бизнеса в рамках свободных экономических зон, Парка высоких технологий, индустриального парка «Великий камень», на территории малых и средних городов Беларуси».

На фоне принимаемых руководством и бизнес-сообществом Беларуси мер очередной пессимистический сценарий экономического развития республики, изложенный газетой «Белорусские новости» в статье под соответствующим заголовком «Белорусскую экономику спасет только фантастический сценарий» (http://naviny.by/article/20160929/1475129102-belorusskuyu-ekonomiku-spaset-tolko-fantasticheskiy-scenariy), выглядит далеко не убедительно, тем более, что в ней оппозиционному изданию, чтобы уж совсем не потерять доверие читателей, приходится признать, «что перемены наступают».

Об этом говорит и утверждённая 7 сентября Советом директоров Европейского банка реконструкции и развития «Новая стратегия ЕБРР для Беларуси на 2016-2020 годы», которая предусматривает поддержание усилий белорусских властей, направленных на повышение конкурентоспособности реального сектора экономики и качества услуг государственной инфраструктуры.

И ещё об одном положительном конкретном факте по теме «Экономика» появилась информация на этой неделе. Причём об этом сообщило далеко не лояльно настроенное по отношению к нынешнему руководству Беларуси информационное агентство «Eurasia Daily» (http://ej.by/news/companies/2016/09/30/samye-pribylnye-oao-v-pervoy-dvadtsatke-poyavilsya-mtz_160930.html):

В первой двадцатке республиканских прибыльных ОАО по итогам полугодия появился Минский тракторный завод, который долгое время показывал чистые убытки. Тракторостроители получили чистую прибыль в 136,2 млн. рублей при выручке боле 5,1 трлн. Надо отметить, что прибыль от реализации, полученная предприятием, превысила 900 млн., однако потери от финансовой деятельности сократили ее более чем вдвое. Еще более 278 . убытков завод получил от прочих расходов на текущую деятельность.

Есть положительные подвижки и социальной сфере, хотя проблем и там хватает. Подтвердились данные об увеличении (кстати, пятом в этом году) трудовых пенсий до конца года, так как правительство намерено выдерживать показатель соотношения размера средней пенсии по возрасту и среднемесячной заработной платы на уровне не ниже 40%. Вместе с тем, пока обещанием остаётся выполнение поручения главы государства по увеличению на четверть заработных плат учителям. Не радуют и сообщения об увеличении за первое полугодие на 48 тысяч числа белорусов, располагающих среднедушевыми ресурсами ниже уровня прожиточного минимума.

Газово-нефтяной вопрос — продолжение

Скажем прямо, эта неделя не только не принесла положительных новостей по теме «Беларусь — Россия», а напротив добавила «шероховатостей» (выражение Александра Лукашенко) в братские (определение Александра Лукашенко) отношения между нашими странами.

Вначале недели «разыгрался яблочный скандал», когда стало известно, что в 2015 году из Беларуси в Россию было импортировано 573 тысячи тонн яблок и грибов, что в пять раз превышает собранный в этой стране урожай. На данное сообщение бурно среагировали, в первую очередь российские СМИ (более 90 сообщений), да и белорусские издания не остались в стороне. Понятно, что сам по себе факт весьма неприятный, прежде всего, с этической точки зрения и далеко не красящий белорусских чиновников и бизнесменов, занимающихся поставками в Россию сельхозпродукции, хотя экономический ущерб от этих неправомерных действий не столь уж и значимый.

Но это были ещё «цветочки», так как в конце недели стороны отметились действительно серьёзными экономическими решениями по главной белорусско- российской «газово-нефтяной проблеме». Сначала российский вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что хотя переговоры по этой проблеме и продолжаются, в ходе которых:

Идёт поиск приемлемых решений. О скидке не идет речь.

На фоне сообщений по итогам ряда переговоров белорусского вице-премьера Владимира Семашко о том, что обсуждается три варианта условий поставок газа: Первый — вариант равнодоходных цен, второй — заключается в привязке к внутрироссийским ценам с рядом условий, третий вариант предполагает определенные субсидии, и заявления министра энергетики РФ Александра Новак, что

У нас продолжаются переговоры с белорусской стороной по поводу задолженности за поставленный газ. Та цифра, которая была последней, порядка где-то 270−300 миллионов долларов. В ходе переговоров рассматриваются разные варианты, более даже перспективные, чем этот год по взаимодействию на газовом рынке, поскольку до 1 июля 2019 года мы должны создать единый энергетический рынок электроэнергии, а до 2025 года у нас будут единые рынки нефти и газа. Мы сейчас рассматриваем в более широком контексте наши взаимоотношения,

эти слова Аркадия Дворковича прозвучали обескураживающе.

И ответ белорусской стороны не пришлось долго ждать. Буквально в тот же день Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь опубликовал постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 сентября 2016 г. «О тарифах на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь» (http://www.pravo.by/main.aspx?guid=12551&p0=W21631296&p1=1&p5=0), согласно которому с 11 октября в 1,5 раза повышаются тарифы на транспортировку российской нефти.

И заявления российской стороны, и решение Беларуси о повышении тарифов слишком серьёзные вещи, чтобы «с наскока» их комментировать, по этой причине издания пока воздерживаются от комментариев, ограничиваясь лишь сухими информационными сообщениями. Подождём и мы, но в следующем обзоре обязательно к этой проблеме вернёмся.

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ