Адам Смит

5 июня родился Адам Смит (1723 — 1790) — автор теории экономического либерализма, основные положения которой нашли отражение в последующем как теории монетаризма.

В 90-е годы либеральные младореформаторы разорили российскую экономику, обобрали каждого гражданина, унизили достоинство всех национальностей, входящих в состав многонационального русского народа, и подвели страну на грань демографической катастрофы.

Поэтому особенно интересно, кто же выдумали такое ученье, которому с легкостью поддались наиболее нестойкие представители нашего общества?

Выяснилось, что придумали всё — вполне «приличные» люди, которых раньше считали одним из источников и составных частей марксизма.. А основа этой экономической либеральной политики — классическая теория Адама Смита, а также неолиберальная чикагская школа (основоположник и продолжатель идей монетарной политики М.Фридман), обучение в которой и прошли российские младореформаторы.

Однако, большая проблема всегда состоит в том, к каким выводам приходит человек, познакомившись с конкретным учением и как он решил его использовать. Поэтому судить за склонность к какой-то идеологии — считаем не только неправильным, но и одним из проявлений чудовищных вывертов того же либерализма в нестойких умах.

Выводы человек может сделать разные. Именно выводами правое мышление отличается от неправого. Один, глядя на Леонардовскую Джоконду, думает о человеческом гении, загадке женской улыбки… да хоть о том, что его тёща некстати иногда напоминает эту самую Джоконду, хоть ни с какого боку, конечно. А другой сразу думает, как эту Джоконду спереть, продать, подставить другого, а деньги положить в швейцарский сейф.

Но это вовсе не означает, что последний «предприимчивый гражданин» — действительно проникся «либерализмом».

Либералы такие либералы

В нашем обществе давно вызревало предположение, что наши российские либералы, интеллектуальное развитие которых имеет множество изъянов, а рассуждения грешат отсутствием анализа (не говоря о синтезе) и полным неумением адекватно осмыслить собственные заявления. Как думается, ссылаются они на западных либералов в надежде, что «первоисточники» и «составные части» — всем надоели со студенческой скамьи, поэтому их заявления никто не сверит с основоположниками либерализма. Вроде как в возникшей с их явлением суете и беспределе — вряд ли кто-то удосужится их проверить.

http://cs8.pikabu.ru/post_img/2016/02/11/7/1455191581193153888.jpg

В принципе, здравое зерно в таких предположениях имеется, поскольку:

Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету… (В.Г. Белинский)

Поэтому необходимо всегда знакомиться с первоисточником, чтобы понять, чьи постулаты трактуют и претворяют доморощенные российские либералы, называющие себя ни много ни мало — экономистами.

В нашем материале расскажем о сути экономической теории основоположника современного либерализма, а также научных налоговых систем — Адама Смита, а также — в чём смысл «реформ» М. Фридмана и как они реализуются в России «чикагскими мальчиками».

Краткая биография

Адам Смит родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф. Его отец, таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит, умер за 2 месяца до рождения сына. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сестрах. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасён своим дядей и возвращён матери. Считается, что в Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги.

В возрасте 14 лет он поступил в Университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона. На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии; изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию. Адам имел репутацию странного, — например, среди шумной компании он мог вдруг глубоко задуматься, — но умного человека.

http://konspekts.ru/wp-content/uploads/2010/04/adam_smith.jpg

В 1740 году он поступил в Бейллиол-Колледж в Оксфорде, получив на продолжение образования стипендию, и закончил обучение в нём в 1746 году. Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов», что

в Оксфордском университете большинство профессоров в течение уже многих лет совсем отказалось даже от видимости преподавания.

В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике.

Летом 1746 года после восстания сторонников Стюартов он возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием.

В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете — под покровительством лорда Кэймса (Генри Хьюма), с которым познакомился во время одной из поездок в Эдинбург. Изначально это были лекции по английской литературе, позднее — по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику). Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750—1751 годах.

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трёх сторон: с позиций морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций.

http://www.tonb.ru/upload/iblock/f61/f615dccb5e55d3d9b41fa30ef68a18a5.jpg

Основное произведение Адама Смита, профессора философии в университете Глазго (Шотландия), «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) стало, с одной стороны, подведением итогов предшествующих достижений классической политэкономии, а с другой стороны — началом нового этапа — этапа её всемирного господства.

В это время в Англии шло активное развитие промышленности. Пока она ещё была на мануфактурной стадии, когда ручной труд за счёт разделения технологического процесса на простейшие операции вышел на более высокий уровень производительности, чем ремесло. Но уже в том же Глазго Дж. Уатт работал над созданием парового двигателя. Причём, когда цех, к которому принадлежал Уатт, запретил ему проводить свои опыты, научная общественность города, включая Смита, добилась для Уатта разрешения продолжать их в университетской лаборатории. В результате в 1784 году был создан двигатель, на базе которого начался переход к машинному производству, получивший название «промышленный переворот».

Адам Смит как представитель шотландского просвещения был человеком с разносторонними энциклопедическими познаниями, но сегодня его вспоминают только как экономиста. Вскоре теория Адама Смита о законах экономики и роли государства стала настолько популярной, причем, не только в Британии, что уже в 1825 году российский поэт Пушкин в своем романе пишет, что его герой — молодой поверхностно образованный дворянин Евгений Онегин читал Адама Смита:

Бранил Гомера, Феокрита;
зато читал Адама Смита,
и был глубокий эконом,
то есть умел судить о том,
как государство богатеет,
и чем живет и почему
не нужно золота ему,
когда простой продукт имеет.

Работа Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» — это пять книг, в которых рассматриваются теория стоимости, формы распределения и разделение труда, природа запасов, капитала, процессы накопления и потребления ресурсов. Также в книгах говорится об экономике Европы (своего рода история народного хозяйства), о системах политической экономии (меркантилистах и физиократах), о финансах, принципах налогообложения, государственном долге.

http://forexaw.com/static/pictures/000/035/000035802_-_w480_1421586459.jpg

Труды Адама Смита предопределили и последующую экономическую политику многих государств.

Основное место в методах его исследований занимают идеи экономического либерализма, в основу которого он положил идею естественного на его взгляд порядка, т.е. рыночных экономических отношений. Адам Смит подчёркивает, что рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц. Что отражает субъективное представление о том, что можно взять и механически сложить интересы всех (как это сделать — отдельный вопрос) и получить какую-то целостную стратегию развития общества. На деле в обществе могут быть группы с противоположными интересами и простая сумма «всех интересов» тут не поможет. Это более используется в популизме, чем в реальной политике.

Главная задача Смита — определить, что лежит в основе богатства народов, какие причины способствуют его росту, а какие препятствуют этому. Богатство народов изучается с разных сторон во всех пяти книгах: с точки зрения факторов, материальных предпосылок образования, форм распределения, условий (экономической политики), подходов («коммерческой системы», «сельскохозяйственной системы»), доходов и расходов государства.

Обоснование экономического либерализма — это идея «экономического человека» и «невидимая рука» рынка.

В книге Смит выделил главную проблему — экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Для решения этой задачи он вводит знаменитые понятия — «экономический человек» и «невидимая рука».

Сущность понятия «экономического человека» состоит о предположении, что разделение труда является результатом определённого стремления человеческой природы к торговле и обмену, т.е. к увеличению богатства. Разделение труда является исторической предпосылкой, благодаря которой Смит анализирует экономические процессы.

Смысл «невидимой руки» заключается в пропаганде общественных условий и правил, при которых благодаря свободной конкуренции предпринимателей и через их частные интересы «рыночная экономика» будет непостижимо оптимальным образом решать общественные задачи и приведёт к определённому строю личную и коллективную психику с максимальной выгодой для всех и каждого. «Невидимая рука» по представлениям Адама Смита независимо от воли (даже Бог себе не позволил отобрать волю человека, а Смит — легко) и намерений индивида — «экономического человека» — направляет его и всех людей к наилучшим результатам, выгоде и к более высоким целям общества, оправдывая как бы тем самым стремление человека-эгоиста ставить личный интерес выше общественного.

«Невидимая рука» предполагает собой соотношение между «экономическим человеком» и обществом, т.е. «видимой рукой» государственного управления.

http://fotki.ykt.ru/albums/userpics/30736/1228487984_sssr_19.jpg

По утверждению Смита — «очевидная и простая система естественной свободы», благодаря «невидимой руке» всегда будет автоматически уравновешиваться. Государству же для достижения правовых и институциональных гарантий и обозначения границ своего невмешательства остаются три важных обязанности:

[unordered_list style=»dullet»]

  • издержки на общественные работы — для создания и содержания определённых общественных сооружений, обеспечения вознаграждений преподавателей, судей, чиновников, священников;
  • издержки на обеспечение военной безопасности;
  • издержки на отправление правосудия, включая охрану прав собственности.

Непременным условием для того, чтобы экономические законы действовали, является свободная конкуренция, которая может лишить участников рынка власти над ценой, и чем больше продавцов, тем менее вероятен монополизм (если прочитать предложения команды Алексея Кудрина, озвученные на Экономическом совете при Президенте, то они как раз и отражают данные постулаты. Об этом — в следующих частях).

То, что современные люди называют спросом и предложением, Адам Смит называл «невидимой рукой Провидения». Любой современный человек, как в своё время Адам Смит, понимает, что конечная цель предпринимателя — это получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки. Конечно, закон рынка диктует предпринимателям свое мнение, когда и какую продукцию выпускать.

Интересы буржуазии заключались в том, чтобы свободно нанимать работников, продавать и покупать землю, выходить на внешний рынок и использовать свои деньги так, как захочется, а не согласно диктату государства. Всё это делало идеи Адама Смита очень привлекательными для этого класса.

Труды Адама Смита настолько разнообразны и противоречивы, что он стал праотцом двух враждующих направлений в экономике:

  1. политэкономия труда (деление общества на классы с абсолютно противоположными интересами; эксплуататорское происхождение прибыли при капитализме, один из последователей которого стал Карл Маркс);
  2. «экономикс» (принцип «невидимой руки»; экономический либерализм; конкуренция).
http://900igr.net/datas/filosofija/Mysliteli-o-cheloveke/0055-055-V-sotsialnoj-strukture-A.-Smit-vydelil-osnovnye-klassy.jpg

Классические экономисты, к которым относятся, и Адам Смит и Давид Рикардо, выделяли три источника доходов: рабочая сила, производство (капитал) и рента. И хотя у этих экономистов были разные взгляды, все они соглашались с подобной классификацией.

Но есть в теории Адама Смита важное, конструктивное положение, которое современными либералами не взято на вооружение — это рост производительности труда. Придя к власти, в 90-х годах либералы убрали из статистики отчётность по данному показателю, что и привело к дисбалансу в экономике.

Отметим, что во времена Адама Смита было ещё принято заниматься своим делом, а праздность была не в чести. Любой тогдашний либерал пришёл бы в ужас, узнав, что либеральные идеи можно истолковать настолько превратно, что в здравом уме и твёрдой памяти начать вещать вслух, будто вся собственность государства (особенно национальные природные богатства, инженерная и транспортная инфраструктура) — «неэффективны» в собственности государства, но будут крайне «эффективны» в собственности людей, неспособных честно заработать и на крылечко «приватизируемого» за пятак имущества.

Адам Смит считал деньги — в качестве средства обмена и товаром, но не деньгами ради денег, как это принято считать нынче, прикрываясь «либерализмом». Чисто на воровской манер, заметим.

Пора уже понять, что «развитие промышленного производства» само по себе не возникает, как полагают наши рукопожатые «либералы». Вообще-то для подъёма производства надо много работать, причём так, чтобы «разносчики идей» не вертелись под ногами и не лезли командовать.

И налоговая система должна стимулировать промышленное развитие, а не уничтожать детей сограждан, не сподобившихся «присосаться к трубе».

Так что современные либералы трактуют экономические теории на своё усмотрение, не беря в практическую плоскость применения рациональные законы, какие были в теории Адама Смита.

Во второй части «Что же у нас — рыночная экономика или финансовый капитализм (дети Адама Смита — часть 2)?» (http://inance.ru/2016/06/adam-smith-02/) речь идёт о том, что же сделали в России младореформаторы, прикрываясь теориями Адама Смита.

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:

Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance

Вступайте в группу Вконтакте: http://vk.com/inance_ru,

Жмите «Нравится!» в группе Facebook: http://www.facebook.com/inance.ru

И делайте регулярные перепосты.

Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.

Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.

Благодарим Вас за сотрудничество!


Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ