СССР
Читать около 22 мин

30 декабря 1922 года в Москве был созван Первый съезд Советов, который провозгласил создание нового государства — Союза Советских Социалистических Республик. Так было положено начало стране, которая на протяжении всего своего существования являлась одной из ведущих держав мира.

СССР «прожил» на картах мира около 70 лет. Почему так мало? Одной из причин столь недолгого по историческим меркам существования стали многочисленные юридические ошибки создателей державы, которые были заложены в основу построения государства, о чём на заседании Совета по науке и образованию высказался Владимир Путин, обвинив Ленина в закладке «атомной бомбы» в основание СССР при его создании.

Видеоверсия статьи:

21 января 2016 года Владимир Путин провёл заседание Совета при Президенте по науке и образованию (http://www.kremlin.ru/events/president/news/51190), на котором они обсудили момент создания Советского Союза и ошибку Владимира Ильича Ленина.

М.Ковальчук:

Вопрос заключается в том: сегодня, при сегодняшней системе тот, кто по факту, по праву есть ведущий, может или не может взять на себя функции и ответственность за развитие некоей области? Ведь мы делим не спецпаёк, а спецответственность. Это очень важная вещь.

Вы знаете, у Пастернака есть короткая поэма «Высокая болезнь», там он анализирует Октябрьскую революцию и в конце он говорит такую вещь про Ленина: «Тогда, его увидев въяве, я думал, думал без конца об авторстве его и праве дерзать от первого лица». Ответ какой: «Он управлял течением мысли и только потому – страной».

У нас вопрос заключается в том, что мы должны найти организации, которые должны управлять течением мысли в конкретных направлениях, и это можно сделать, только имея инициативно эти организации, если они есть, и помочь им административно.

В.Путин:

…По поводу того, что главное — управлять течением мысли. Это правильно, конечно. Михаил Валентинович, управлять течением мысли — это правильно. Важно только, чтобы эта мысль привела к нужному результату, а не как у Владимира Ильича. А так сама по себе идея правильная. В конечном итоге эта мысль привела к развалу Советского Союза, вот к чему. Там много было мыслей таких: автономизация и так далее – заложили атомную бомбу под здание, которое называется Россией, она и рванула потом. И мировая революция нам не нужна была. Вот такая мысль там — надо подумать ещё, какая мысль…

Последуем совету Владимира Владимировича.

Два взгляда — две перспективы

http://uslide.ru/images/18/24164/960/img14.jpg

Владимир Ильич Ленин на протяжении всей своей жизни яростно боролся с различными «уклонениями» в национальном вопросе. По его мнению, коммунистическое движение должно быть как монолит едино, без дележа на русских, евреев, грузин, армян и т.д. Без этого, он считал, что победа мировой социалистической революции и построения коммунистических Соединённых Штатов мира никогда не будет возможной.

Признанным специалистом в национальном вопросе в Коммунистической партии считался секретарь ЦК Иосиф Сталин. Он взамен ключевому пункту ленинской национальной доктрины — праву на самоопределение выдвигает требование более высокого порядка — интересы трудящихся слоев, то есть указывает, что реализация справедливости более важна, чем цели, происходящие из национального характера, они должны иметь подчинённое делу справедливости положение. И этому требованию должно подчиняться право на самоопределение, что предотвратит крушение многонационального государства.

На III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 года Сталин указал на необходимость:

толкования принципа самоопределения как права на самоопределение не буржуазии, а трудовых масс данной нации. Принцип самоопределения должен быть средством для борьбы за социализм и должен быть подчинен принципам социализма.

Главным произведением И.В. Сталина, в котором он изложил собственную систему взглядов по национальному вопросу, является статья «Марксизм и национальный вопрос», написанная в Вене в конце 1912 — начале 1913 года. Именно Сталин дал определение нации, которым и поныне пользуются во всём мире.

Нация — это «исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни (а, если перенести в сегодняшние реалии глобализованного мира — единства сферы общественного самоуправления) и психического склада, проявляющегося в общности культуры».

Отличительной особенностью взглядов Сталина по национальному вопросу является его крайне критичное отношение к идее культурно-национальной автономии.

Сталин не устаёт повторять, что отделение не гарантирует нации независимость, что мы сегодня и видим во всём мире, где множество государств суверенных на бумаге, реально безусловно зависят от других, более развитых и мощных держав. Сталин прямо отождествляет культурно-национальную автономию с национализмом и сепаратизмом. По его мнению, претворение в жизнь данной идеи неминуемо приведёт к обособлению и разделению различных наций. А такой атомизированной массой людей, разогнанных по своим национальным «загончикам», легче управлять на глобальном уровне, чем людьми, объединёнными общими ценностями — принцип «разделяй стравливай и властвуй» в действии (к слову так людей разделяют и в Сети, загоняя в своих «загоны» различных субкультур).

При этом Сталин особо отмечал, что в каждом конкретном государстве есть свои особенности формирования национального характера и потому тупое навязывание единых культурных шаблонов (нынешняя ситуация с навязыванием западных ценностей — яркий пример) может привести только к конфликтам и бедам:

Экономические, политические и культурные условия, окружающие данную нацию, — таков единственный ключ к решению вопроса о том, как именно должна устроиться та или иная нация, какие формы должна принять её будущая конституция. При этом возможно, что для каждой нации потребуется особое решение вопроса. Если где и необходима диалектическая постановка вопроса, то именно здесь, в национальном вопросе.

Нет единых решений для всех народов — необходимо каждый конкретный случай рассматривать отдельно. Так об этом в своей программной статье по национальному вопросу (http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html) высказался и Владимир Путин:

Гражданский мир и межнациональное согласие — это не один раз созданная и на века застывшая картина. Напротив, это постоянная динамика, диалог. Это — кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии». Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей.

В 1922 году именно Сталину партия поручила подготовить проект единого союзного договора, создав под его началом специальную комиссию. Параллельно ЦК РКП(б) обратился к своим коллегам из других союзных республик внести свои предложения в эту комиссию.

Выводы комиссии Сталина

О них можно судить по докладной записке, которую он направил Ленину (Журнал «Известия ЦК КПСС.» 1989. №9. С. 198-200. «Письмо И. В. Сталина В. И. Ленину» ). В письме Сталин указывал, что следует немедленно покончить с игрой в национальную независимость, на обещания которой советская власть была вынуждена пойти в годы Гражданской войны, чтобы сохранить лояльность окраин бывшей империи новому центру. Он считал, что национальные республики следует подчинить Москве, предоставив им только некоторую автономию в вопросах внутренней политики.

В противном случае, предупреждал Сталин, социалистическое государство ждёт беда:

Мы переживаем такую полосу развития, … когда молодое поколение коммунистов на окраинах игру в независимость отказывается понимать как игру, упорно принимая слова о независимости за чистую монету и также упорно требуя от нас проведения в жизнь буквы конституций независимых республик… Если мы теперь же не постараемся приспособить форму взаимоотношений между центром и окраинами к фактическому взаимоотношению, в силу которых окраины во всём безусловно должны подчинятся центру, то… через год будет несравненно труднее отстоять единство советских республик (http://his95.narod.ru/doc18/dc16.htm).

То есть Сталин не без основания полагал, что игры коммунистов Украины и Грузии могут привести к распаду единого социалистического пространства, что само по себе несло серьёзную угрозу перед лицом любой внешней опасности. А врагов у первого в мире социалистического государства было великое множество:

…(я имею уже … заявление Грузинского Цека Компартии о желательности сохранения независимости).
[…]
Сообщаю для сведения, что отнюдь «нелиповый» украинец т. Раковский, как говорят, высказывается против автономизации (эта часть текста письма содержится только в журнале Журнал «Известия ЦК КПСС.» 1989. №9. С. 198-200. «Письмо И. В. Сталина В. И. Ленину»).

Казалось бы Ленин, всегда выступавший против национальной исключительности, должен был поддержать Сталина, что называется, обеими руками.

Однако он раскритиковал сталинский план автономизации. Причём в очень резкой форме…

План автономизации

Автономизация — термин, возникший в связи с работой комиссии, созданной по решению ЦКРКП(б) в августе 1922 для выработки предложения по объединению в единое государство независимых советских республик (РСФСР, УССР, ЗСФСР, БССР). В работе комиссии принимали участие: И. В. Сталин (председатель, нарком национальностей), Г. И. Петровский, А. Ф. Мясников, С. М. Киров, Г. К. Орджоникидзе, В. М. Молотов, А. Г. Червяков и др. План автономизации, предложенный Сталиным и принятый комиссией, предполагал провозглашение РСФСР государством, в которое входят на правах автономных республик УССР, ЗСФСР, БССР; соответственно высшими органами власти и управления в стране должны были стать ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Текущие же взаимоотношения, сложившиеся к этому времени между независимыми республиками, строились на основе равноправных договоров о военно-политических и экономических союзах. Задачи укрепления обороны, восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства по пути социализма, политического, экономического и культурного подъёма всех национальностей требовали более тесного сплочения советских республик в единое многонациональное государство. Вопрос о политической форме многонационального советского социалистического государства и был главным в работе комиссии ЦК партии.

В. И. Ленин (он был болен), ознакомившись с материалами комиссии и побеседовав с рядом товарищей, направил 26 сентября 1922 письмо членам Политбюро ЦК РКП(б), в котором выступил с принципиальной критикой плана автономизации Сталина, выдвинул и обосновал идею образования союзного государства на основе полного равенства всех независимых советских республик:

… мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию…

— писал Ленин (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 211). Ленин подчёркивал, что надо не уничтожать независимость республик, а создать:

… ещё новый этаж, федерацию равноправных республик (там же, с. 212).

6 октября 1922 Ленин направил в Политбюро ЦК партии записку, в которой категорически настаивал на равноправном представительстве всех союзных республик в руководстве общефедеральным ЦИКом (см. там же, с. 214). Ленинский план создания Союза Советских Социалистических Республик лёг в основу нового проекта комиссии, который был доложен Сталиным и утверждён Пленумом ЦК РКП(б) 6 октября 1922.

К критике плана автономизации Ленин вернулся в одном из своих последних писем — «К вопросу о национальностях или об «автономизации»». Ленин писал, что «…вся эта затея, «автономизация», в корне была неверна и несвоевременна» (там же, с. 356), что она может принести только вред, извращая в духе «великодержавного шовинизма» идеи объединения советских республик. Проект нарушал принцип самоопределения наций, предоставляя независимым республикам лишь право автономного существования в пределах РСФСР.

Ленин выступал против чрезмерного централизма в вопросах объединения, требовал максимального внимания и осторожности в решении вопросов национальной политики. Объединение республик должно осуществляться в такой форме, которая действительно обеспечит равноправие наций, укрепит суверенитет каждой союзной республики:

…следует оставить и укрепить союз социалистических республик; — писал Ленин, — об этой мере не может быть сомнения. Она нам нужна, как нужна всемирному коммунистическому пролетариату для борьбы с всемирной буржуазией и для защиты от её интриг (там же, с. 360).

Письмо Ленина было оглашено на заседании руководителей делегаций 12-го съезда РКП(б) (апрель 1923), его указания легли в основу резолюции съезда «По национальному вопросу» (http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/61364/Автономизация).

Что имел в виду Путин?

Из слов Владимира Путина однозначно неясно –  критиковал ли он Ленина или план автономизации Сталина, но, если судить по другим его высказываниям, то критика всё-таки была направлена на Ленина за его идеи полной независимости республик. Ведь именно на этой основе в дальнейшем формировалось руководство республик с доминированием титульной нации проживания в них. Это послужило базисом и исторической основой для будущего развала СССР, а одним из этапов развития этого процесса, той самой бомбой-запалом, стало назначение на руководящие посты в этих республиках, в первую очередь, по признакам принадлежности к титульной нации, а не по признаками высокого управленческого профессионализма. Так формировалась клановость и «элитарная» замкнутость в республиках и без того во многом отставших в историческом и культурном развитии.

С другой стороны, сегодня развивается Евразийский Союз, как объединение равноправных государств, уважающих суверенные права стран, в него входящих. Почему же критика Владимира Путина нацелена тогда на Ленина, а не на Сталина?

Путин
http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/550xH/media/img/7/98/754533853098987.jpg

Дело в том, что не только исторические условия другие — мы сегодня живём в новом информационном состоянии, в условиях изменившейся логики социального поведения (о ней читайте https://inance.ru/2015/03/smena-logiki/), но и информационно-алгоритмическое состояние суперсистемы «Россия» — другое.

В то время основой информационно-алгоритмического обеспечения коммунистов и лиц, к ним примкнувших, был марксизм. Он являлся общим языком, на котором общались между собой политические силы того времени: трокцисты, меньшевики, большевики, бюрократы, выражающие на нём зачастую противоположные идеалы, ценности и цели (о разнице между ними читайте https://inance.ru/2015/07/bolshevizm/). Проблема марксизма была в том, что он не позволял им размежеваться между собой, поскольку был во многом неопределённым языком, что ярко выразилось в «хобби» советской интеллигенции «читать между строк».

Сегодня ситуация несколько иная. У Русской цивилизации есть собственная Концепция устройства общественной жизни, альтернативная западной, ядром которой является достаточно общая теория управления, являющаяся универсальным языком междисциплинарного общения, поскольку все процессы в Мироздании можно описать как процессы самоуправления или управления. Это новое информационно-алгоритмическое обеспечение позволяет размежеваться различным политическим группам по их идеалам, ценностям и целям, а всему обществу в целом — выработать цели и методы их достижения, разделяемые всеми социальными и политическим группами, то есть — консолидировать усилия.

Половая тряпка Ленина

Разные явления жизни общества необходимо характеризовать так, чтобы их отличия и взаимосвязи были понятны, и соответственно этому называть их надо разными именами. Эти определения, отличающие друг от друга разные явления общественной жизни, позволяют иначе взглянуть на то, что происходило в СССР в сталинскую эпоху, где:

  • по всеобщему мнению новое общественное устройство, отличное ото всех исторически известных к тому времени, строилось и именовало себя «социалистическим», ориентируясь на коммунистическую перспективу;
  • марксизм был теоретической основой его строительства, причём культовой основой.

Первое обстоятельство, как таковое, споров не вызывает. Попытка строительства нового общества признаётся всеми, хотя сами идеалы, которые стремились воплотить в жизнь искренние сторонники социализма в период 1917 — 1953 гг., оцениваются разными людьми по-разному:

  • либо — несбыточная химера, противная природе человека, вследствие чего попытка осуществить их в жизни — зло, и не несёт ничего, кроме насилия и страданий (короче — рабская казарма, разновидность фашизма, ошибка истории);
  • либо — объективно возможное наилучшее будущее всего человечества, для своего осуществления требующее субъективных факторов — развития культуры и целенаправленной работы, в которой возможны и ошибки, и злоупотребления, подчас с очень тяжелыми последствиями как для современников, так и для потомков.

Для сторонников мнения о том, что СССР возник в результате ошибки истории в 1917 году и вся его история была ошибкой, обсуждение обстоятельств, связанных с марксизмом как таковым и с интерпретацией его И.В.Сталиным в его многогранной деятельности, интереса не представляет.

Зато сторонники того мнения, что в 1917 году история не совершила ошибки, положив начало открытой практике строительства социализма и коммунизма в СССР и во всём мире, спорят о том, кто был истинным марксистом и коммунистом в СССР: И.В.Сталин и его сподвижники, либо Л.Д.Бронштейн (более известный под кличкой «Троцкий») и его сподвижники? По отношению же к современности у приверженцев марксизма этот спор выливается в вопрос: возобновление строительства коммунизма это — продолжение дела Маркса-Энгельса-Ленина-Троцкого, либо продолжение дела Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина?

Ответ на эти вопросы многогранен и состоит в том, что:

  • истинным марксистом был Л.Д.Бронштейн, который вследствие управленческой несостоятельности философии и политэкономии марксизма был лжекоммунистом и погиб как заложник не осознаваемой им лживости марксизма;
  • В.И.Ленин (Ульянов) был истинным коммунистом настолько, насколько у него хватало способностей не быть психтроцкистом (об этом явлении читайте https://inance.ru/2015/09/shirshina-popov/), верным канонам марксизма в непреклонной готовности отпрессовать течение жизни в соответствии с ними;
  • истинным большевиком и коммунистом был И.В.Сталин, вследствие чего он не был марксистом;
  • И.В.Сталин был продолжателем политической линии не Маркса-Энгельса-Ленина, а продолжателем политической линии большевизма Степана Разина-Ленина (в той её составляющей, когда В.И.Ленин переступал через марксизм), поскольку В.И.Ленин под прикрытием марксизма строил партию РСДРП (б) как инструмент воплощения в жизнь политической воли большевизма, в принципе способный стать концептуально самовластным (что реально и произошло, когда правящую партию и государственность СССР возглавил И.В.Сталин), а потом и вовсе выйти за пределы марксизма.

Ленин во многом разделял идеи мировой социалистической революции «оранжевыми» методами, тогда как сталинский план построения социализма в отдельно взятой стране, убивающий «демона перманентной революции», в глазах Ленина выглядел как антиреклама его планов по переустройству мира.

Сталин и Путин
https://www.proza.ru/pics/2014/02/07/2209.jpg

Мы думаем, что и Сталин верил в то, что вся планета в будущем будет жить при социализме, но процесс этот видел постепенным, развивающимся на основе демонстрации собственного примера, а не перманентно революционного насилования других стран.

Этот подход аналогичен истинно христианскому:

Спасись сам вокруг тебя спасутся тысячи.

Или высказыванию Махатмы Ганди:

Мы сами должны быть теми переменами, какие хотим видеть в мире.

Компромисс, давший лазейку

http://gvizdivtsi.org.ua/wp-content/uploads/2010/11/SU-2.jpg

В итоге создание Советского Союза стало компромиссом между Сталиным и Лениным. После длительных дискуссий был выработан законопроект союзного договора.

За союзным центром сохранялись функции общей внешней политики, общего экономического пространства, строительства единых вооружённых сил. Также вводилось единое для всех союзное гражданство.

За республиканскими властями оставался приоритет в решении ряда вопросов внутренней политики. Ленину также удалось протащить положение о праве республик на самоопределение и выход из состава Союза.

30 декабря 1922 года союзный договор был наконец заключён…

http://mypresentation.ru/documents/ea030dac60fb06a178830dbd2dcfb074/img54.jpg

Очень жаль, что Сталин, когда пришёл к власти, не выбросил прочь из союзного договора эти ленинские постулаты. Видимо, он считал, что ему удалось построить в стране то самое унитарное государство, о котором он писал в 1922 году. А внутрисоюзные границы, национальные органы власти и положение о возможном выходе были для Сталина пустой юридической нормой, не имеющей реального значения.

Так Иосиф Виссарионович попал в ту самую ловушку, о которой когда-то писал сам. Пока государство, построенное Сталиным, было сильно, националисты сидели поджав хвосты. Но как только центральная власть в конце 80-х годов дала слабину, эти сепаратисты при информационной поддержке западных сил, воспользовавшись конституционным правом выхода из единой страны, тут же принялись разваливать единое государство.

Трагический финал для Советского Союза наступил зимой 1991 года, в Беловежской Пуще. Хотя чисто юридические нормы выхода из состава СССР ни одной из республик не были соблюдены, а оригинал Беловежских сообщений утрачен (http://ria.ru/world/20130207/921787298.html), да и они сами не могли быть основанием для утраты Советским Союзом его юридического статуса.

Что Советский Союз дал своим республикам

Советский Союз сыграл огромную, положительную роль для населявших его народов. Было небывалое развитие Прибалтики, которая стала своеобразной парадной витриной Советского Союза и где уровень жизни был ненамного ниже, чем в ведущих государствах Запада.

В одну только Латвию советское правительство вкладывало по 1,3 миллиарда долларов в год — в строительство новых предприятий, школ, больниц и прочей социальной инфраструктуры. Но Советский Союз обустраивал не одну только Прибалтику.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/81/217/81217888_3f06b2939bd6055699ed0e18990.jpg

Возьмём республики Средней Азии. Чем они были до советской власти? По существу — дикими землями, где царили средневековые нравы с соответствующим уровнем развития культуры и хозяйства (зачастую на уровне первобытно-общинного строя). Забитое, безграмотное, нищее население, над которым царил даже не государственный закон, а исключительно прихоть местных феодалов.

Советская власть, можно сказать, принесла в эти края цивилизацию.

Вот, например, Таджикистан. Советский Союз здесь создал более 90 отраслей промышленности, 3070 промышленных предприятий, из них 434 крупных (состоящих на самостоятельном балансе). Среди них горно-химический комбинат, производивший ядерную продукцию для оборонных предприятий всей страны, горно-рудные предприятия, Ходжентский (тогда Ленинабадский) шёлкокомбинат — высокомеханизированное предприятие, продукция которого пользовалась большим спросом во всём мире; завод «Таджиктекстильмаш», выпускавший современные автоматические станки; мощные кабельный, трансформаторный, цементный и шиферный заводы; десятки предприятий лёгкой, пищевой и мясной промышленности; крупные гидроэлектростанции, обеспечивающие потребности народного хозяйства и быта населения электроэнергией и т.д.

Примерно то же самое можно сказать и про республики Закавказья, где местная промышленность также создавалась с нуля. Так, экономика Грузинской Советской Социалистической Республики широко поддерживалась мощными денежными дотациями из Москвы (зачастую за счёт российских регионов). Средняя заработная плата здесь была гораздо выше, чем по стране в целом. Москва же целиком финансировала и строительство грузинской промышленности (например, автомобильный завод, выпускавший знаменитые грузовики «Колхида»).

Но самой процветающей в промышленном отношении, несомненно, стала Украина. Здесь приведём справку, взятую из современных исторических данных:

Только за годы первых советских пятилеток УССР превратилась в мощную индустриальную державу. Были построены крупнейшие заводы, оборудованные современной техникой («Запорожсталь» в Запорожье, «Азовсталь» в Жданове, Криворожский металлургический в Кривом Роге, Харьковский тракторный), много шахт и других предприятий. Был введён в строй один из самых крупных в мире Ново-Краматорский машиностроительный завод, а также другие машиностроительные заводы в Донбассе, Харькове, Одессе и других городах. Заново на новой технической базе создались химическая, машиностроительная и металлообрабатывающая отрасли промышленности.

В 1940 году вся промышленная продукция республики составляла около 18% общесоюзной и увеличилась по сравнению с 1913 года в 7,3 раза, а производство тяжёлой промышленности более чем в 10 раз, причём 92% всей продукции Украины было получено на предприятиях, построенных и реконструированных за годы советской власти…

В 1958 году по выплавке чугуна Украина опередила все страны Европы, а по производству его на душу населения ещё в 1957 году превзошла все капиталистические страны мира, в том числе и США. Стали Украина давала столько, сколько Франция и Италия, вместе взятые. Таким образом, Украина к концу 80-х годов стала индустриальной державой с многоотраслевой промышленностью и крупнейшей союзной базой не только угольной, металлургической и пищевой промышленности, но и машиностроения, химии, электроэнергии…

Кто был никем, тот стал всем

Особо стоит остановиться на культурных и образовательных преобразованиях в советских республиках (кстати, у многих советских народов сама культура, включая и алфавит, вообще появилась только усилиями коммунистов). В той же Грузии за счёт дотаций из Москвы высшее образование развилось настолько, что грузины имели наибольший процент выпускников вузов на сто человек населения по сравнению со всеми прочими советскими республиками. В этом плане грузинам лишь немного уступали жители Прибалтики, украинцы и белорусы.

Кроме того, правительство СССР всячески поощряло развитие национальной литературы, театра и кинематографа.

http://demotivation.me/images/20111117/384yr13pkfc7.jpg

Именно благодаря советской власти миллионы людей — сначала по всей нашей необъятной стране, а потом и во всём мире — узнали книги киргиза Чингиза Айтматова, украинца Павло Загребельного, белоруса Алеся Адамовича, узбека Явдата Ильясова, молдованина Иона Друцэ. Именно благодаря советской власти получило заслуженную известность грузинское и прибалтийское кино.

И вообще, у нас тогда была целая киноиндустрия, которую по своим масштабам и популярности в мире можно сравнить разве что с Голливудом. Практически с каждого известного кинофестиваля наши кинематографисты — включая режиссёров из союзных республик, — привозили самые престижные награды, да ещё и не одну!

Нам кажется, что лучше всего об уровне культурной революции в Советском Союзе сказал один идейный враг коммунистов, бывший офицер власовской Русской освободительной армии Леонид Самутин, который в своих мемуарах был вынужден признать:

Большевики отняли у народов право на национальную независимость, развитие и самобытность, — говорилось в нашем Манифесте. Но у нас в батальонах РОА были и татары, и узбеки, и таджики, и белорусы, и представители кавказских народов. И они все прекрасно знали, что именно при советской власти они получили и свою письменность, и свои газеты, литературу, возможность развивать своё собственное, национальное искусство. Единственное, что у них было «отнято» — это засилие местных религий, байств, ханов и кулаков. Эти «национальные формы развития» действительно были прикрыты советской властью…

Вот какой была «жестокость» советской власти.

Отцвели уж давно

Сегодня бывшие союзные республики, получившие «независимость», представляют собой по-настоящему жалкое зрелище. Былой уровень культуры и образования здесь фактически ликвидирован. Не менее печальное зрелище представляет собой экономика.

https://retina.news.mail.ru/prev670x400/pic/aa/c7/image23653291_f6b3ac291ed35937f9645600a9f9e05f.jpg

Так, объёмы промышленности Украины сокращаются из года в год. До Майдана специалисты предрекали, что через 10—15 лет республика окончательно «доест» свои былые советские запасы и превратится в отсталую сельскохозяйственную страну, но украинцы обогнали их ожидания. С Грузией произошло практически то же самое — её промышленный потенциал сегодня составляет лишь 16% от былого советского уровня, а население главным образом живёт за счёт продукции, выращенной на личных земельных участках.

А вот в Таджикистане не осталось вообще ничего! Заводы фактически лежат в руинах или перепрофилированы под гостиницы и рынки, а основной доход населения составляют заработки гастарбайтеров, присланных из России, да бизнес с перепродажи афганского героина…

Что же касается процветавшей когда-то Прибалтики, то её положение на примере Эстонии в своём письме ярко обрисовала одна её жительница:

У республики всё чаще стали возникать проблемы с экономикой. Здесь нет больше никакой промышленности. Распродан весь когда-то мощный рыболовецкий флот. Заводы точного приборостроения, электротехники приватизированы и перестали существовать. Фактически угроблено сельское хозяйство. Страна, когда-то производившая отличнейшую мясо-молочную продукцию, теперь завозит продовольствие из-за границы!

В первые годы независимости Эстония ещё сохраняла какой-то лоск за счёт распродажи государственного имущества, перепродажи нефти, леса, цветных металлов, шедших главным образом из России, но теперь и этот финансовый ручей высыхает. Страна начинает жить исключительно за счёт дотаций Евросоюза и США, но и там начинают проявлять недовольство и всё чаще задают нашим правителям вопрос — а когда вы сами научитесь зарабатывать деньги?»

И поэтому Сталин призывал беспощадно бороться с национализмом. Он отмечал, что местные национальные кадры зачастую забывают, что они живут в едином многонациональном государстве.

Выражался местный национализм в первую очередь в отчужденности и недоверии «к мероприятиям, идущим от русских». А уже затем, подчеркивал Сталин:

Этот оборонительный национализм превращается нередко в национализм наступательный… Все… виды шовинизма… являются величайшим злом, грозящим превратить некоторые национальные республики в арену грызни и склоки.

Подобная картина стала реальностью после упразднения СССР. Высшей власти, обладающей необходимой волей и силой для наведения и последующего поддержания порядка, не стало. На местах же буйно расцвёл национализм, и в политике новых правительств стала доминировать борьба за сопредельные территории.

В Чечне и вовсе сформировалось бандитское «государство», установился преступный режим (http://www.blog.servitutis.ru/?p=724).

Заключение

Все эти осколки бывшего Советского Союза, увы, не могли организоваться в полноценно самостоятельные государства, поскольку их «элиты» жили, а многие и живут по принципу «взяли власть — гуляй всласть», а до народа и развития им нет никакого дела, и потому могут существовать они только за счёт вливаний извне. Сменивший Москву на этой роли Западный мир оказался куда как менее щедр. И потому эти осколки явно ждёт незавидное будущее в лоне западной цивилизации…

Однако, сегодня на постсоветском пространстве активно идёт процесс реинтеграции осколков в новую общность, потенциально более обширную, поскольку её единство сплетается не на основе какой-либо идеологии, как это было в Советском Союзе, а на основе общих методов решения проблем.

И Россия во многом — зачинатель этого процесса, что отразилось и в том, что методы интеграции на основе равноправия и взаимоуважения внутри таких объединений как Евразийский Союз, БРИКС, ШОС зафиксированы в «Стратегии национальной (!) безопасности Российской Федерации» (http://kremlin.ru/acts/news/51129):

Обеспечению национальных интересов способствует активная внешняя политика Российской Федерации, направленная на создание стабильной и устойчивой системы международных отношений, опирающейся на международное право и основанной на принципах равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств, взаимовыгодного сотрудничества, политического урегулирования глобальных и региональных кризисных ситуаций.

С точки зрения националистов такие положения — ущемляют ту нацию, которую они прочат «лучшей из прочих», поскольку именно в этом выражается национализм, от чего всего один шаг к нацизму — проведению конкретной политики подавления других «худших» наций.

Для людей же с развитым национальным самосознанием, понимающих и сохраняющих особенности своего народа, но не во вред другим народам, а с уважением к их национальной самобытности, такие принципы интеграции не только приемлемы, а во многом — единственно возможные для сохранения себя перед лицом унифицирующей массовой культуры западной цивилизации, перемалывающей любые народы в единую безликую, но разукрашенную искусственными примитивными субкультурами массу.

Так что национализм всегда может быть только мелкобуржуазный.

http://ipress.ua/media/gallery/full/e/v/evraziya.jpg

 

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:

Вступайте в группу Вконтакте: http://vk.com/inance_ru,

Жмите «Нравится!» в группе Facebook: http://www.facebook.com/inance.ru

И делайте регулярные перепосты.

Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.

Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.

Благодарим Вас за сотрудничество!

 

Материалы:

Ленин В. И., Об образовании СССР, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45; его же, К вопросу о национальностях или об «автономизации», там же; История национально-государственного строительства в СССР, М., 1968, с. 355—69. Л. А. Завелев, Л. В. Метелица

Журнал «Известия ЦК КПСС.» 1989. №9. С. 198-200. «Письмо И. В. Сталина В. И. Ленину»

http://izhvkpb.narod.ru/len11/len11.html

http://nahar.ru/istoriya/sozdanie-sssr-proekty-ustrojstva-novogo-gosudarstva-proekty-lenina-i-stalina/

http://maxpark.com/community/129/content/1272421

http://www.posprikaz.ru/2013/12/kak-i-kem-sozdavalsya-sovetskij-soyuz/

http://ivstalin.ru/put-k-vlasti/konflikt-s-leninim.html

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Запоминается последняя фраза — это Штирлиц вывел для себя, словно математическое доказательство. Важно как войти в нужный разговор, но ещё важнее искусство выхода из разговора.
    Мысль (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова) — мыслительный процесс, мышление, то что явилось в результате размышления, идея. Идея — сложное понятие , представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности , замысел.
    Если исходить из сути предложения об управлении течением мысли, то предложение можно интерпретировать так: «Страна управляется тем, кто может управлять течением мысли». В данном случае приведен пример Ленина, как человека умевшего управлять течением мысли и потому страной. Далее было предложено, что необходимо найти организации, которые должны управлять течением мысли в конкретных направлениях, и это можно сделать, только имея инициативно эти организации, если они есть, и помочь им административно.
    Управлять течением мысли в обществе значит формулировать идеи (замысел) для всего общества.
    В чем неправильность предложения, так это в том, что как видится Ленин не был человеком концептуально властным и вследствие чего не мог управлять страной через течение мысли, так как сам был управляем теми образами и представлениями сформулированными для него марксизмом. Но не понимая сути концептуальной власти предложение о поиске организаций способных на управление течением мысли в конкретных направлениях (разделяй и властвуй) и предложение помочь им административно может привести к плачевным результатам, о чем было и указано президентом.
    Зачем было необходимо критиковать план Ленина? Здесь необходимо говорить о тех реалиях в которых находилась будущая страна и о наиболее приемлемом плане развития. Федерация по сути блок государств в которой государства обладают юридически определенной политической самостоятельностью. Устойчивость и выживание такого государства зависит от общего вектора целей составляющих его государств при наличии в нем концептуальной власти, в условиях предполагаемой агрессии конгломерата. Унитарное государство – мощный центр, единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. Устойчивость и выживание такого государства зависит от общего вектора целей составляющих его территорий, при наличии в нем концептуальной власти, в условиях предполагаемой агрессии конгломерата. Вопрос заключался как видится в нарезке территории, поскольку исходя из Сталинского определения нации, нарезка территорий должна была проводиться, таким образом, чтобы исключить в дальнейшем образования групп, которые опираясь на этнические различия в разных территориях не смогли сформировать самостоятельные вектора целей, что могло стать причиной крушения страны.
    Как видится, понимая, что агрессия конгломерата неизбежна, и ввиду отсутствия носителей концептуальной власти в республиках, Сталин настаивал, на унитарной форме устройства, так как это была единственная возможность выжить подчинив страну той концептуальной власти, которой он обладал и которая позволила поднять страну за время его жизни.
    Ковальчук же по сути предложил дать на откуп разные сферы жизни общества разным организациям обладающими концептуальной властью в отдельных направлениях, сам не понимая что это, и как следствие его предложение это федерализация жизни страны, в котором большинство граждан живут в условиях агрессии чуждой им концепции. Объедение блоков в одну суперсистему это более долговечно, чем силовое подчинение, поскольку блоки должны иметь общие вектора целей. Однако предложение о дроблении блока на блоки внутри страны это все равно, что предложение Сталину отбросить свои принципы государственного строительства и принятие принципов Ленина, и самостоятельное разрушение страны, через подчинение чуждой концепции жизнеустройства.
    Оценка, о том, что управлять течением мысли — это правильно, важно только, чтобы эта мысль привела к нужному результату, свидетельствует о том, что результат не может быть без цели, а цель эту надо представлять в образах и эти образы необходимо сформулировать самим, а не так как было у Ленина.
    Зная, что запоминается последняя фраза было акцентировано внимание на проблемах, которые необходимо решить (наличие у внутренних субъектов векторов целей отличных от заданного концептуальным управлением), и желая уйти от предложенного в том виде пагубного предложения было и сказано, то, что было сказано.
    Результат достигнут, пагубное предложение проигнорировано (никто не обсуждает сути предложения), и есть шанс, что проблемы в условиях агрессии чуждой концепции тому концептуальному управлению в стране будут решены.

  2. 1.Евразийство-это опасная ересь, грозящая уничтожению русских культурно-исторических кодов вместе с их носителями.
    2.”Наезд” на В.И. Ульянова-Ленина со стороны Путина В.В. необходимо рассматривать в целостности с другими мероприятиями: открытием “Ельцин-центра”; приглашением европейских евреев переселиться в Россию и т.п. Путин по-прежнему хочет играть роль разводящего в “элитных” разборках. Это печально…ему пора становиться диктатором!

  3. Только национализм – полная открытая любовь к своей нации, гордость за нее, страстное желание служить ей до самопожертвования, осознавать свою ответственность перед нацией – дает возможность каждому человеку, представителю каждой народности дышать полной грудью, не скрывая любви к своей нации, вольно, легко и свободно ценить, любить, гордиться своим народом, искренне считать его лучшим.
    Именно национализм является основой мирного жительства народов, потому что он укрепляет не только нацию, но и отношения между нациями. Национализм в России – единственный гарант недопущения распада России, спасения России от повторения трагедии Советского Союза…Подлинный национализм никакого отношения не имеет к нацизму, шовинизму, фашизму и ксенофобии?!

  4. Реакция Владимира Путина на дискуссию в сети по его высказыванию подтверждает наши предположения.

    В ходе форума ОНФ Владимир Путин объяснил критику Владимира Ленина, которого на прошлой неделе он обвинил в развале СССР. По словам президента, он имел в виду дискуссию Ленина и Сталина о госустройстве

    Президент России Владимир Путин прокомментировал свое высказывание в адрес Владимира Ленина, которого на прошлой неделе он обвинил в развале ССCР. По словам президента, тот заложил мину замедленного действия под российскую государственность, передает «Интерфакс».

    «Я имел в виду дискуссию между Сталиным и Лениным по поводу того, как строить новое государство — Советский Союз», — пояснил Путин на форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ).

    Глава государства напомнил, что Сталин сформулировал идею автономизации СССР, в соответствии с которой «субъекты будущего государства должны были войти в СССР на основе автономии с широкими полномочиями». При этом Ленин счел ее неправильной, объяснил Путин.

    По словам президента, Ленин выступал за то, чтобы СССР образовался на основе полного равноправия с правом выхода из союза. «При этом границы определялись совершенно произвольно и далеко не всегда обоснованно. На Украину, например, Донбасс передали. Под каким предлогом: повышение процента пролетариата на Украине для того, чтобы иметь там большую социальную поддержку. Это бред какой-то», — заявил Путин.

    Глава государства отметил, что позиция Ленина по госустройству наряду с неэффективной экономической и социальной политикой привела к распаду СССР. «Это и есть мина замедленного действия. А что же это иначе? Именно так оно и есть», — констатировал российский лидер, подчеркнув, что необходимо тщательно анализировать «все, что было в прежние времена».

    «Нельзя одно: мазать черной краской все, что было в прошлом, или в радужных тонах смотреть на то, что происходит сегодня», — заключил Путин.

    В ходе форума Путин также признался в симпатии к коммунистическим идеям, сравнив Кодекс строителя коммунизма с Библией. Он рассказал, что не стал выкидывать свой партбилет, в отличие от многих функционеров. При этом глава государства признал, что практические воплощения коммунистических идей в СССР были «далеки от того, что излагали социалисты-утописты».

    Подробнее на РБК:
    http://www.rbc.ru/politics/25/01/2016/56a64b6d9a794762fc7e85a5

  5. Меня удивляет попытка ВПСССР и ИАЦ на ровном месте отделить Сталина от марксизма, представить дело так, что марксизм – это зло, что было некое противостояние между истинными коммунистами-большевиками и марксистами. Это такой же бред, как, например, заявлять, что Зазнобин и Величко не являются кобовцами, а патриарх Кирилл – не является христианином.

    Без трудов Маркса и Ленина не было бы никакой “попытки строительства нового общества” после февральской буржуазной революции, не было бы никакого Советского Союза – ни с автономными республиками, ни с независимыми. Не было бы революционера Сталина, вообще ничего, что мы называем советским, не было бы. Ибо тогда у коммунистов и большевиков не было иной теории построения справедливого жизнеустройсва, кроме марксизма-ленинизма. Без неё ничего бы не получилось вообще.

    Далее про образование СССР. ИАЦ пытается представить дело так, будто бы судьбу будущего федеративного устройства СССР решали всего 2 человека: Ленин и Сталин. Это не соответствует действительности. В каком статусе и на каких правах входить в СССР решали ВСЁ республики, все компартии на местах, везде шла определённая борьба за будущее устройство. Кто-то был согласен на широкую автономию, а кто-то принципиально настаивал на независимом статусе. Им не хотелось объединяться на тех же условиях, на которых они состояли в Российской империи в качестве губерний. Итоговый союзный договор (конституция) – это результат компромисса, а не воплотившаяся мечта Ленина, Сталина или какой-то другой отдельной личности.

    Вы подаёте материал так, будто правильной была линия Сталина, и что Путин справедливо критикует Ленина за его линию, которая “победив” якобы заложила атомную бомбу под СССР. НО! Вы не хотите учитывать (ибо это разрушает всю вашу конструкцию), что при ином союзном договоре некоторые ключевые республики, такие как Украинская и Белорусская, вообще бы отказались вступать в СССР! И что тогда делать Москве – направлять туда войска?

    Политика есть искусство возможного, а не чьи-то хотелки о правильном устройстве.
    Вы же сами пишете, что при сильной власти Центра не было никакой угрозы сепаратизма, и только когда власть Центра ослабла, а точней – рухнула, то и окраины пошли отделяться. То есть вы сами признаёте, что причина развала не в территориальном устройстве! Российская Империя была унитарным государством и что, это не спасло её.

    Вы же пытаетесь представить дело так, будто, если бы СССР был унитарным государством, то в 1991 году он бы не развалился: не было бы переворота 1953 года, партноменклатура бы не скурвиласть, антикоммунисты типа Хрущёва и Горбачёв не смогли бы занимать высшие государственные посты, РСФСР не принял бы декларацию о независимости 12 июня 1990, а за ним окраины не стали бы отделяться, “атомная бомба”, заложенная Лениным не рванула бы. Так получается? Ну, это бред. Этот попытка скрыть истинные причины и переложить всю ответственность за развали и лихие 90-е на Ленина, смотрите: это он виноват! А разве за этим не логично было бы предложить снести все памятники супостату, переименовать все улицы и уничтожить мавзолей? Спросите себя, кому это выгодно?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ