управленцы
Читать около 11 мин

В статье «Какие профессии будут востребованы в Карелии, власти не могут даже прогнозировать» Министр образования Карелии Александр Морозов высказал недовольство отсутствием прогноза рынка труда, поскольку по его словам невозможно предсказать развитие экономики в будущем, что говорит о некомпетентности нынешних управленцев в целом. Проблема даже не в том, что нет адекватных методов прогнозирования, а в том, что оно вообще не осуществляется несмотря на то, что это жизненно необходимо. Об этой проблеме и о том какими качествами должны обладать управленческие кадры мы и поговорим.

Проблемы совета по вопросам кадровой политики

Как сообщили на координационном совете при главе республики по вопросам кадровой политики представители министерства образования в этом году удалось трудоустроить лишь 55 процентов выпускников технических и индустриальных колледжей. Как отметил Морозов, систему профессионального образования нужно точнее подстраивать под нужды работодателей. Но как её подстраивать — не сказал.

При этом министр образования выразил разочарование тем, что представители министерства экономического развития и Союза промышленников и работодателей Карелии до сих пор не представили своих прогнозов по развитию рынка труда на ближайшие годы.

http://vesti.karelia.ru/news/kakie_professii_budut_vostrebovany_v_karelii_vlasti_boyatsya_davat_prognozy/

По словам участников заседания, никто не может сказать, какой будет экономика в следующем году, а, тем более через пять лет, что может говорить не о том, что её нельзя предсказать, а о том, что управленцы не могут решить задачу устойчивости в смысле предсказуемости поведения объекта управления под воздействием их управления, факторов среды и внутренних изменений. Соответственно, они и не могут представить сколько-нибудь реалистичный прогноз потребности в кадрах, которую будут испытывать работодатели в ближайшем будущем. Как сказал министр:

Я должен знать, сохранять ли Лахденпохский техникум и Пудожский филиал или их надо закрывать. Хоть какую-то перспективу покажите!

Однако никакой «перспективы» никто ему так и не показал. В конце заседания Александр Морозов предложил организовать «встречу на четверых» — сотрудников министерства образования, министерства экономического развития, министерства труда и Союза предпринимателей, чтобы всё-таки определиться, какие рабочие кадры нужны будут в ближайшей перспективе и в каком количестве. Речь идёт не только о смене учебных планов в тех или иных образовательных учреждениях, отмене подготовки по «ненужным» специальностям, но и о радикальных шагах — закрытии техникумов и филиалов (http://vesti.karelia.ru/news/kakie_professii_budut_vostrebovany_v_karelii_vlasti_boyatsya_davat_prognozy/).

Александр Морозов http://gazeta-licey.ru/wp-content/uploads/2014/08/morozov.jpg

В своём выступлении министр образования Республики Карелия Александр Морозов затронул очень важную тему, которая касается и затрагивает каждого жителя — наличие прогноза рынка труда в целом по региону, то есть то, что волнует каждого жителя, при этом стоит отметить, что решение данного вопроса является политически и стратегически актуальным — невозможно планировать развитие республики, не имея данных — сколько и каких кадров надо подготовить.

Это справедливо как для государственных и муниципальных предприятий, так и для инвесторов, которые, приходя на территорию, в первую очередь спрашивают — «А есть ли у Вас кадры для реализации инвестиционного проекта?». Нет кадров, значит — нет развития республики. При этом надо готовить кадры на территории, а не надеяться на приток рабочей силы из-за её пределов.

Системная проблема

Конечно министр образования поступил не очень разумно, вынеся дискуссию в публичную плоскость и тем самым подставил Правительство и Главу республики под удар. Тем не менее, он всего лишь выразил системную проблему — слишком много претензий накопилось к работе министерства экономического развития, практически со всех сторон. И главное, что необходимо отметить — промедление грозит большими проблемами с ФЦП «Развитие республики Карелия на период до 2020 года».

Разберем ситуацию более детально:

[dropcap]1[/dropcap] Ответственные структуры за выработку прогноза рынка труда в целях обеспечения реализации комплексной Программы развития республики (если таковая конечно у министерства экономического развития вообще есть или планируется) своим безответственным отношением к выполнению поручений Главы Республики и действующего федерального законодательства предварительно не проработанный вопрос вынесли на публику, тем самым поставив и Главу республики и самих себя в неудобное положение.

[dropcap]2[/dropcap] Министр образования Александр Морозов, обозначив данный вопрос, тем не менее не высказал своей заинтересованности в сохранении образовательных учреждений.

Во-первых данная тема весьма остро воспринимается обществом, чтобы так легко рассуждать о закрытии — речь идёт о судьбах людей. Подобная позиции порождает недоверие не только к самому Морозову, и но в целом к Правительству Карелии.

Во-вторых министр не вправе таким образом ставить вопрос — закрывать или нет образовательные учреждения, рассуждая при этом так, будто отправить людей на улицу — это обычное дело для республиканской власти. Его позиция как государственного служащего должна заключаться как раз в обратном — он должен бороться за каждое учебное учреждение и стремиться к тому, что каждое из них готовило профессиональные, эффективные и востребованные кадры для республики.

[dropcap]3[/dropcap] Выявлена несогласованность действий органов власти всех уровней в решении столь значимого для региона вопроса. О каком комплексном развитии республики может идти речь, если не могут согласовать такие вопросы — прогнозирование рынка труда?

[dropcap]4[/dropcap] Министерство экономического развития, имея в своей структуре управление стратегического планирования, тем не менее по факту стратегическим планированием не занимается. Это в частности и проявилось в данной кадровой проблеме, которая не относится к разряду архисложных.

[dropcap]5[/dropcap] Поскольку поднимаемая тема касается прогноза рынка труда, а это касается каждого жителя, особенно молодёжи, которая должна видеть ясную перспективу в дальнейшем — где и как они смогут получить, а потом применить свои знания и силы, если мы хотим, чтобы молодёжь оставалась и работала в республике, то этот вопрос надо решать системно на базе единой методологии. И решать необходимо срочно, этот вопрос требует решения на уровне руководства, а не узких комиссий, как предлагает министр образования, что в сущности ни к чему не приведёт, поскольку требуется политическая воля.

Чтобы понять суть информации, изложенной в статье «Какие профессии будут востребованы в Карелии, власти не могут даже прогнозировать», разберёмся по существу поднимаемого вопроса.

Кадры решают всё

Данный пример ярко показывает, что главной проблемой Карелии является острая нехватка квалифицированных управленческих кадров. Причём данную проблему не в состоянии на данный момент решить ни органы власти, ни такая называемая «оппозиция», ни даже Москва, которая сама не обладает такими кадрами.

Рассмотрим более подробно — какие управленцы нужны Карелии?

кадры решают всё
http://newyouthpolicy.org/images/ARTDLYASTATEJ/131225-Upravlenets/Kadri.jpg

Управленец как специалист — это сочетание соответствующих знаний, полученных в процессе приобретения профильного образования, и опыта, полученного в ходе работы, а также желательно наличие определённых личностных способностей и качеств. Ещё есть нечто, что связывает воедино всё это в психике, о чём скажем ниже. Если какая-то из вышеназванных компонент отсутствует — это означает, с высокой долей вероятности, что управленец только называется управленцем, но по существу им не является.

управленцы
http://newyouthpolicy.org/images/ARTDLYASTATEJ/131225-Upravlenets/three-ruler-points.png

Разберем последовательно каждую компоненту:

1. Образование

Для подготовки достаточно квалифицированных специалистов в области управления необходимо получение управленческого образования, причём желательно на базе уже имеющегося высшего образования и опыта работы в той или иной сфере деятельности.

Управленцу необходимо владеть следующими навыками и дисциплинами:

  • достаточно общая теория управления и теория подобия многоотраслевых макроэкономических систем для понимания предметной области управления и экономики;
  • основы психологии и социологии;
  • биология и география региона — для понимания того, что природа — среда деятельности человека и её состояние (а не экономика) в первую очередь определяет состояние других сфер жизнедеятельности и влияет на здоровье тела и психики человека;
  • курс законодательства с анализом и обзором конкретных законов о хозяйственно-финансовой деятельности как целостности;
  • основы математики: линейная и векторная алгебра, линейное программирование, теория множеств, теория вероятностей, математическая статистика, вычислительные методы, алгоритм динамического программирования, теория меры — необходимы для того, чтобы управленец мог рассчитывать как последствия своей деятельности, так и разбираться в функционировании народного хозяйства;
  • метрология и практика измерений, стандартизация и сертификация — необходимы для того, чтобы обеспечить системность и состоятельность принимаемых решений;
  • бухгалтерский учёт — для проведения сравнения используемых в разных странах систем бухгалтерского учёта и систем сбора и анализа макроэкономической статистики;
  • умение быстро читать и печатать, как основы для высвобождения времени для самообразования и выработки решений;
  • иностранные языки — для чтения литературы зарубежных стран с целью изучения их опыта.

Таким образом, управленец должен уметь управлять по полной функции управления (о ней читайте — https://inance.ru/2015/07/politsili-koncepciya/), а следовательно: выявлять факторы среды, вызывающие потребность в управлении; формировать вектора целей; формировать новые концепции управления; контролировать качество управления и достигать поставленных результатов; совершенствовать методологию и навыки прогноза при решении вопроса об устойчивости объекта управления в смысле предсказуемости его поведения.

Специалист, освоивший такой набор знаний, будет иметь состоятельные представления о процессах управления и функционировании народного хозяйства.

Следует отметить, что на данный момент ни один ВУЗ мира не готовит таких специалистов, в силу неадекватности действующих образовательных стандартов запросам жизни.

Путин
http://newyouthpolicy.org/images/ARTDLYASTATEJ/131225-Upravlenets/putin-fist.jpg

Данная проблема была отмечена и В.В. Путиным в одной из своих программных статей, где он поставил задачу перед Министерством образования и науки о пересмотре образовательных стандартов в области социологии, управления, экономики и юриспруденции:

…надо навести элементарный порядок в системе высшего образования. На рынке существует большое количество вузов (в том числе государственных), которые прямо нарушают право человека на получение добротных знаний. Рособрнадзор действует в этом отношении неэффективно. Предлагаю в 2012 — 2014 гг. силами наших ведущих университетов с привлечением ученых РАН и международных экспертов провести аудит всех образовательных программ высшего профессионального образования. В первую очередь — по экономике, юриспруденции, управлению, социологии (статья Путина — «КП»: Строительство справедливости. Социальная политика для России http://www.kp.ru/daily/3759/2807793/).

2. Опыт

Управленец, получивший качественное управленческое образование (возможно имея изначально управленческие способности), приступая к работе, так или иначе сталкивается с реальным делом. Чтобы войти в сферу управления любыми процессами, необходимо набраться опыта, и поэтому имеет смысл начинать под руководством более опытного управленца, либо начать с управления делом малого масштаба. Как показывает практика, качество управления заметно повышается если, например, глава региона или мэр крупного города прежде чем занять свое место успел побыть директором завода, главой небольшого района или округа. Так была выстроена иерархическая система кадрового обеспечения в недавнем советском прошлом.

Управленец большими системами (районами, городами, регионами) должен обладать как минимум качественным образованием и опытом работы. Если же главой региона или мэром города становится человек не имеющий опыта, или профильного управленческого образования, или того и другого, то это грозит обратиться катастрофой для данной территории и для населения территории, либо ситуацией, когда из-за его спины руководят совершенно иные люди, неподконтрольные обществу и преследующие свои корыстные цели. Кроме того можно сделать вполне однозначные выводы о нравственно-этических качествах такого управленца, позволяющих ему занимать должность по руководству большим количеством людей и большой системой при отсутствии каких-либо знаний и опыта.

3. Личностные способности и качества

Часть людей проявляют свои способности в управлении с детства и юности в процессе организации различных, малых и больших, дел.

Проявляется это и тогда, когда, получив высшее образование не по специальности «управление», тем не менее, человек может довольно качественно руководить процессами в разных сферах. Но таких примеров — единицы на тысячи управленцев.

Ещё один фактор, который влияет на качество работы таких управленцев — это новые информационные условия, в которых сегодня находится человек. Частота обновления информации в обществе в наши дни значительно превышает частоту обновления поколений, о чём говорил президент Беларуси в своём Послании Национальному Собранию:

…фантастически быстрыми темпами устаревают знания и приобретенные навыки. И в связи с этим — психология людей. Появляются области науки и целые отрасли экономики, никогда не существовавшие ранее (Александр Лукашенко обратился с Посланием к белорусскому народу и Национальному собраниюhttp://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-obratilsja-s-poslaniem-k-belorusskomu-narodu-i-natsionalnomu-sobraniju-5309/)

Если раньше человек жил в технически однородной среде всю свою жизнь, то теперь за время его жизни окружающая информационная и техническая среда меняется многократно. Все мы теперь живём в постоянно обновляющемся информационном потоке, что требует, в особенности от управленцев, умения принимать нестандартные решения, «на ходу» перестраивать методы своей деятельности, а для этого необходимо творческое мышление.

Таким образом, учитывая то, что таких управленцев крайне мало, что изначальных дарований в наши дни может уже не хватать для эффективной деятельности управленческого корпуса, что управленец не имеет права на ошибку, так как пострадать может множество людей, можно сделать следующий вывод: управленец нуждается в качественном образовании в сфере управления.

Что связывает все компоненты необходимые профессиональному управленцу воедино?

Если мы посмотрим на работу психики, то нравственность, как система взаимосвязанных и взаимообусловленных оценок «хорошо», «плохо», «безразлично» в отношении окружающих явлений жизни — является тем внутренним «клеем», который связывает задатки, опыт и образование управленца, и более того, направляет его психику к тем или иным избранным им целям. На каркасе нравственности выстраиваются и мировоззрение, и культура мышления индивида.

http://newyouthpolicy.org/images/ARTDLYASTATEJ/131225-Upravlenets/nravstvennost.jpg

Это справедливо не только по отношению к управленцу, но и по отношению к любому человеку. Управленцы, которые занимают те либо иные властные места, имея порочную нравственность, зачастую пользуются своим положением, злоупотребляя должностными полномочиями в корыстных целях, не боясь ответственности даже со стороны высшего руководства страны. Делается это либо осознанно, либо же на бессознательном уровне, чувствуя что их даже не уволят с руководящих постов, так как замену им будет найти не так уж и легко. Они же, в случае появления реальной угрозы быть смещёнными более талантливыми, способными и молодыми, сделают всё, что бы не допустить этого. Тогда в приоритетах на службе становятся уже не польза обществу, а любыми путями и методами продвижение по служебной лестнице, занятие себе наиболее комфортного и высокооплачиваемого места работы и изживание других талантливых управленцев, способных заступить на их место.

Заключение

Кадровая проблема требует безотлагательного решения, поскольку именно от неё зависит сохранение устойчивости управления регионом в смысле предсказуемости. Необходимыми шагами со стороны руководства региона являются: создание максимально широкой программы подготовки управленческих кадров и специализированного образовательного учреждения для подготовки/переподготовки по индивидуальным программам. Например, такого центра — https://inance.ru/2014/04/evrazcentr/.

 

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:

Вступайте в группу Вконтакте: http://vk.com/inance_ru,

Жмите «Нравится!» в группе Facebook: http://www.facebook.com/inance.ru

И делайте регулярные перепосты.

Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.

Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.

Благодарим Вас за сотрудничество!

Материалы:

«Презентация проекта Международного Евразийского научно-образовательного центра в Пряже»

https://inance.ru/2014/04/evrazcentr/

«Управленец XXI века, кто он и где его взять?»

http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/202-where-is-ruler-of-21age

«Кадровая политика прошлого и будущего»

https://inance.ru/2014/10/kadrovaya/

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ