Читать около 17 мин

Творчество Ильи Ефимовича Репина, которому 5 августа 2015 исполнился 171 год, чрезвычайно богато сюжетами и притом очень органично. Пишет ли он библейский сюжет или быт простого русского народа — он всегда точен, аккуратен и глубок.

Широта интересов, отзывчивость таланта — основные свойства творческой натуры Репина. В одно и то же время он способен был работать с различными вещами и в различной манере. Репина упрекали в художественной неразборчивости:

Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин…

Среди множества картин художника все выделяют и помнят «Бурлаков на Волге». Как только каждый русский человек слышит эти слова — сразу всплывает образ измученных людей, тащящих под палящим солнцем на своих плечах гружённый корабль против течения Волги. Картина настолько точна в деталях бурлацкого быта, насколько и символична. Каждый бессознательно ассоциирует образы картины с образами государства, которое народ тянет вверх по реке, что отражается во множестве шаржей, коллажей и «демотиваторов» в сети. И такие ассоциации совсем не случайны. О творчестве Ильи Ефимовича Репина и о его картине, отразившей многое в настоящей и будущей жизни России, и пойдёт речь.

Краткая Биография

http://www.bibliotekar.ru/kRepin/index.files/image001.jpg

Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве Харьковской губернии.

Я родился военным поселянином. Это звание очень презренное — ниже поселян считались разве что крепостные,

— писал позднее художник. Как и многие дети военных поселян, Репин поступил в военную школу, на отделение топографии (где учили и чертить, и рисовать). Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Однако мальчику не повезло, потому что отделение было вскоре закрыто. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову.

Почти четыре года Илья проработал в артели художников, где занимался писанием икон и реставрацией старинных иконостасов. Но он мечтает о большем. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Но поступить в Академию художеств ему не удаётся, поскольку он не знал классического рисунка. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу Общества поощрения художников, где познакомился с Иваном Николаевичем Крамским. Это знакомство надолго определило творчество живописца.

В 1864 году, когда Репин наконец поступил в Академию художеств, он уже был сторонником идей передвижничества.

В 1871 году Репин завершает обучение в академии участием в конкурсе на Большую золотую медаль. Он пишет картину на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». Картина получила высокую оценку в академии. Репину была присуждена Большая золотая медаль, которая давала право на шестилетнюю поездку за границу за счет академии.

Он пишет «Бурлаки на Волге» (1870—1873 гг.), где отражаются идеи передвижничества и глубокий внутренний символизм.

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/73/Ilia_Efimovich_Repin_(1844-1930)_-_Volga_Boatmen_(1870-1873).jpg

Над ней Репин вплотную работал три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и впечатляющий типаж. Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Это сделано мастерски. Перед нами — вереница персонажей, каждый из которых — самостоятельная портретная индивидуальность.

В 1873 году Репин закончил академию и как лучший выпускник получил возможность съездить за казённый счёт во Францию и в Италию. Он едет вместе с женой и маленьким ребенком, своей первой дочерью Верой. Женился Репин в феврале 1872 года, его избранницей стала Вера Алексеевна Шевцова.

Около трёх лет художник провёл в Париже. Он не в восторге от современного искусства. Стасову он пишет:

Учиться нам здесь нечему… у них принцип другой, другая задача, миросозерцание другое.

Он пишет этюды парижского предместья, уличные сцены, портреты (в частности, И.С. Тургенева), задумывает и выполняет большую картину «Парижское кафе».

Вернувшись в Россию, Репин снова обратился к реалистическим сюжетам.

Центральная работа этого периода — «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883 гг.). Многое на этом полотне напоминает о картине «Бурлаки на Волге». Но если в «Бурлаках…» едва ли не главной для художника была тема огромных сил, таящихся в русском народе, то в «Крестном ходе…» преобладает социальная сатира, порой на грани карикатуры.

http://dic.academic.ru/pictures/enc_pictures/i_851.jpg

Толпа разных сословий и состояний, собранная воедино свершением религиозного обряда, давала как бы наглядный разрез существующих в действительности отношений между слоями русского общества. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал её, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие символические подробности.

В 80-х гг. Репин написал несколько картин, героями которых стали революционеры: «Отказ от исповеди» (1879—1885 гг.), «Арест пропагандиста» (1880—1892 гг.) и самую известную из них — «Не ждали» (1884—1888 гг.). В этих работах сказались все достоинства живописной манеры мастера: точность портретных характеристик, тщательно выверенная композиция, отношение к современности как к событиям исторического масштаба.

http://www.tanais.info/repin/repin38.jpg

В «Аресте пропагандиста» (1880—1889) главный герой — молодой революционер, схваченный полицией. Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Художник талантливо показал одиночество героя среди людей, во имя которых он отдал свою свободу.При этом следует заметить, что пропагандист — в красной рубахе, какой цвет символически всегда связывался с революцией, обновлением, изменениями в обществе.

Ко времени расцвета таланта Репина относятся его знаменитые картины на исторические сюжеты «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885 г.) и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—1891 гг.).

Художника привлекали не переломные моменты в истории, а ситуации, в которых наиболее полно раскрывались те или иные человеческие чувства и состояния. «Запорожцы…» — картина о политических событиях на Украине XVII в., однако для художника важнее всего было показать смех (чтобы понять сюжет этого полотна, нужно знать: письмо султану было предельно оскорбительным и чудовищно непристойным). Кажется, здесь изображены все разновидности смеха: от громогласного хохота до сдержанного хихиканья, — вся мимика и позы смеющихся людей.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4136/137106206.2df/0_ba375_21120c2d_orig

Уже приближаясь к завершению своего труда, он писал в ноябре 1890 года:

«Запорожцев» я ещё не кончил. Какая трудная вещь — кончить картину! Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии!.. Конца не предвижу: туго идёт. Совсем на время картину закрыл.

12 лет работал Репин над историческим полотном, запечатлевшим свободолюбивых людей, воплотившим возвышенный дух запорожской вольницы. Обратите внимание, что художник говорит о картине так, будто пишет роман, концовка, которого ему никак не даётся.

Конец восьмидесятых — тяжёлые годы для Репина. В 1887 году он расходится с женой. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню, и сына Юрия берёт мать. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. В 1888 году он возвращается, но в 1890 году окончательно покидает Товарищество, не соглашаясь с изменением его Устава.

1887 году И.Е. Репин в содружестве с И.К. Айвазовским пишет «Прощание Пушкина с морем».

http://nearyou.ru/aivazovsk/muz/87pushkin.jpg

Это одна из лучших картин на пушкинскую тему создана в год пятидесятилетия со дня гибели А. С. Пушкина. Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский — пейзажный фон.

Наступил XX в., на смену передвижникам пришло новое поколение с другими вкусами и интересами.

В 1901 году Илья Ефимович приступает к работе над грандиозным (4,62×8,53 метра) групповым портретом «Торжественное заседание Государственного совета». В работе над картиной Репину помогали его ученики Кустодиев и Куликов.

http://www.bibliotekar.ru/kRepin/3.files/image001.jpg

Художник дал блестящее по силе обобщения изображение правящей верхушки России. Работа над этой картиной продолжалась несколько лет. Замысел картины в процессе работы несколько раз менялся, и традиционный официальный портрет постепенно превратился в глубокое эпическое полотно.

В 1899 году Репин сочетался вторым браком с Натальей Борисовной Нордман-Северовой. Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». В его дом каждую среду съезжались гости. Здесь читали свои произведения Л. Андреев, М. Горький, В. Короленко, пел Ф. Шаляпин, приезжали В. Бехтерев и И. Павлов.

Наталья Борисовна была культурной женщиной, обладавшей властным характером. Она организовала такой порядок жизни, чтобы Репину можно было спокойно работать. Нордман умерла в 1914 году от туберкулеза.

После Октябрьской революции Куоккала оказывается за пределами нового советского государства. Репин так больше и не вернулся в Россию. Он умер в «Пенатах» 29 сентября 1930 года.

Бурлаки: символизм, смыслы и главный вопрос

Первая картина, которая принесла молодому живописцу шумную известность, — «Бурлаки на Волге» — воплощала всё, что искали художники-передвижники. Здесь и бытовой жанр, причём тот, которого требовало время, — на полотне показана нечеловеческая по своей тяжести жизнь простого народа. Здесь и портреты: одиннадцать бурлаков — одиннадцать разных характеров, душевных состояний, жизненных историй, которые можно прочесть, если вглядеться в их лица.

Однако работа выходит за рамки этих жанров: здесь есть бесконечный простор противоположного берега Волги, высокое небо, могучая сила, воплотившаяся в бурлацкой упряжке. Даже размеры картины усиливают впечатление размаха. Репин придал современному сюжету те качества, которые до него встречались лишь в полотнах на исторические и мифологические темы, притом, наполнив картину символикой.

Репину удалось соединить условность картинной формы, символизм с удивительной натурной убедительностью. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы.

http://ic.pics.livejournal.com/merleblanc84/72357974/154109/154109_original.jpg

Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин (Репин на ранних набросках подписывал персонажей), лицом напоминавший Репину античного философа, слева — бородач с несколько обезьяньей пластикой, олицетворение первобытной дремучей силы, справа — «Илька-матрос» (его прозвище сразу и прочно ассоциируется с революционной матроснёй, с большим удовольствием уничтожавшей дворян), озлобленным, ненавидящим взглядом уставившийся прямо на зрителя, как бы связывает его с пространством картины, делает зрителя — его частью.

http://www.artola.com.ua/wp-content/uploads/2015/05/4-%D0%B9.jpg

А если вспомнить о том, что первыми зрителями картины были представители «элиты», то получается, что Репин адресует им гневный взгляд самых низовых людей общества, им он шлёт послание через свою картину.

Спокойный, мудрый, с несколько печальным взглядом, Канин являет собой как бы серединный характер между этими двумя противоположностями. Канин также смотрит на зрителя, как бы предлагая выбор между ним и ненавидящим «Илькой-матросом», как бы говоря: «Я потяну, главное чтобы справедливее было» — не зря он — верховодит бурлаками. Фамилия «Канин» однозначно воспринималась дворянской средой, которые в большинстве своём свободно разговаривали на французском:

«Canin (французский язык) от латинского слова canis с таким же значением: собака, пёс». А ещё фамилия «КАНин» напоминает птицу КАНюк (хищная птица из семейства: Ястребиные) — основа КАН связана с корнем KAN — «звучать», латинск. CANO — «пою».

Крик канюка похож на жалобный или грустный плач («грустный вой»).
У Даля читаем: «Каня плачет, у Бога пить просит, говорит поверье в засуху, утверждая, что каня пьет лишь дождевую воду» (сл. Даля 1881, 2, с. 86). Глагол канючить в областном вологодском значении у Даля : «визжать, плакать, плакаться».

Во времена А.С.Пушкина крестьянство составляло порядка 90 % населения империи — тот самый народ, который в сказках, былинах, песнях хранил социо-культурные коды и смысл жизни Русской цивилизации. И об этом есть в XXIX октаве «Домика в Коломне»:

«Фигурно иль буквально: всей семьей,
От ямщика до первого поэта,
Мы все поем уныло. Грустный вой
Песнь русская. Известная примета!
Начав за здравие, за упокой
Сведем как раз. Печалаю согрета
Гармония и наших муз и дев.
Но нравится их жалобный напев» (А.С. Пушкин «Домик в Коломне»).

Канин — это символ крестьянства, хранящего коды Русской цивилизации…

http://ic.pics.livejournal.com/merleblanc84/72357974/154742/154742_original.jpg

Столь же характерны и другие персонажи: высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, непривычный к такому труду и словно пытающийся освободиться от лямки, черноволосый суровый «Грек», обернувшийся, словно для того, чтобы окликнуть товарища — последнего, одинокого бурлака, замыкающего шествие (Подробный разбор всех персонажей и бурлацкого быта, отражённого Репиным, читайте в статье: http://ibigdan.livejournal.com/15747744.html).

http://ic.pics.livejournal.com/merleblanc84/72357974/155059/155059_original.jpg

Начало и конец пути, продуманное повествование о жизни людей, годами существующих рядом, вместе — таков «сверхсюжет» репинских «Бурлаков».

Каждый художник пишет роман

Каждый художник пишет не просто картинку, отражающую некий сюжет, показавшийся ему интересным. Художник работает над картиной долго, подобно писателю он выводит характеры своих персонажей, наполняет картину смыслом и подтекстом. Разница только в том, что задача художника в разы сложнее: когда у писателя есть время на то, чтобы развернуть повествование своего произведения, у художника — только динамика картины, её композиция — никакого развития сюжета, никакого времени на представление персонажей — всё надо отразить сразу, в одном миге, который запечатлевает картина. Поэтому художники часто прибегают к языку символизма, чтобы отразить на своих картинах дополнительные к основному сюжету смыслы. Не зря «Бурлаков» В.В. Стасов сравнивал с произведением писателя:

…Не для того, чтобы разжалобить и вырвать гражданские вздохи, писал свою картину г. Репин: его поразили виденные типы и характеры, в нем жива была потребность нарисовать далекую, безвестную русскую жизнь, и он сделал из своей картины такую сцену, для которой ровню сыщешь разве только в глубочайших созданиях Гоголя.

Так Репин, по мнению некоторых, символично отразил предощущение будущего России в своих «Бурлаках».

Почему у «Бурлаков на Волге» флаг перевёрнут

Незнание языка символов, неумение видеть художественные тексты и тем более герменевтически их расшифровывать стало в России массовым явлением, самым большим упущением педагогики и основной трагедией личности, хотя на эти темы идет огромный поток научной и художественно-эстетической информации.

И.С. Соловьёв

http://ljplus.ru/img4/b/a/bambukka/bur1.jpg

Илья Ефимович Репин написал картину «Бурлаки на Волге» в 1887 году, когда революционное движение набирало темп. Знаками и символами на картине отображено будущее нашей страны. Даже, если художник специально не вкладывал скрытый смысл в образы картины (что очень сомнительно, особенно, если посмотреть на картину «Голгофа», просто наполненную символизмом, отсылающим к современным художнику событиям).

  1. Парусник под левым ветром (корабль — символ государства, парус — символ революции).
http://www.artola.com.ua/wp-content/uploads/2015/05/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%BF%D0%BE%D0%B4-%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%BC-%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC.jpg
  1. Перевёрнутый флаг — символ переворота, тоже под левым ветром.
http://www.artola.com.ua/wp-content/uploads/2015/05/%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B3.jpg

Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта «мерзость» рухнет», но сам впоследствии ужаснулся итогам революции, что символически отразил в своей картине «Голгофа», написанной в 1869 году.

http://www.logoslovo.ru/media/pic_full/1/4820.jpg

Сюжет картины был выбран в библейских преданиях. Полная трагичности картина выполнена в серых тонах. Надвигающаяся гроза и сгущающиеся чёрные тучи на небе показывают неизбежность наказания людей за совершённый великий грех. Толпа бесчисленна. В ней можно увидеть и воинов, и простолюдинов. Все хотят увидеть казнь, и сходятся в назначенном месте. Именно такой впечатление складывается у зрителей в первые секунды, глядя на картину. Но лишь вдумчивый и внимательный зритель заметит, что на распятом Христе одета русская рубаха. Конечно, Репин неспроста изобразил его в русской одежде. Подтекст этого художественного решения является намёком на всенародные страдания русских людей до и во время революции. Особенно символический подтекст картины сквозит через красное полотнище на горизонте. Что случилось бы с Россией, если бы Сталин не отстранил Троцкого от управления. Ведь Троцкий и его сподвижники видели в России инструмент для мировой революции.

Картина была выставлена в 1927г. в Хельсинки, где проходила последняя прижизненная выставка Репина, и по оценке критиков была наиболее ярким экспонатом выставки.

  1. У далёкого парохода дым отклоняющийся от ветра справа, как символ ещё действующих в обществе правых сил. Но сам пароход, как бы задающий вопрос зрителю: «Почему бы не вести на таком транспорте, а не мучить народ-батраков?» безнадёжно отстал от текущего момента. Первые зрители картины тоже задавались этим вопросом:

Этот пароход символизирует запоздалые реформы, которые могли бы облегчить участь народа, если бы время не было бы упущено.

http://www.artola.com.ua/wp-content/uploads/2015/05/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C-%D0%BF%D0%BE%D0%B4-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BC-%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC.jpg
  1. Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, даёт указания бурлакам и производит маневры как рулём, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель. Он в синей одежде. И действительно, революцию организовали — либералы, которые не смогли удержать потом власть.
http://www.artola.com.ua/wp-content/uploads/2015/05/%D1%80%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9.jpg

Водолив (в красной рубахе) — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несёт за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина (капитана), руководя от его имени. Большевики и троцкисты подняли буквально валяющуюся под ногами власть. Бурлаки тянут корабль влево — к идеям социальной справедливости, а рулевой держит штурвал, направляя его вправо — к буржуазно-либеральным ценностям. Странно выглядит эта парочка. Странны уродливые пропорции их фигур — чересчур короткие ноги и массивные тела.

  1. На берегу лежит разорванная корзина (корзина — символ достатка, разорванная корзина — следовательно, символ бедствий). Камень, перевязанный верёвкой — символ утопленника, лежит рядом с корзиной.
http://www.artola.com.ua/wp-content/uploads/2015/05/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0.jpg

Корзина может быть и ловушкой для рыб — вершой.

http://dlyaribakov.ru/wp-content/uploads/2013/01/lovlj-karasj-v-samodelnue-vershi.jpg

А камень служит грузилом, чтобы ловушку не унесло течением реки. В этом случае верша — это символ христианской церкви, неспособной уже ничего поймать на песчаном берегу. В Евангелии от Матфея Иисусу приписывают такие слова, уподобляя христианство ловушке для рыб:

И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Матф. 4:19).

Этой теме символически посвящена картина А.П. Лосенко «Чудесный улов рыбы», что располагается в Русском музее.

http://ippo.ru/img/izo/zem_losenko_ulov_750.jpg
  1. Шестой бурлак (6 — символ раба) в красной рубахе сбрасывает лямку. Он молод — за ним будущее.
http://www.artola.com.ua/wp-content/uploads/2015/05/6-%D0%B9.jpg

Он одет в красную рубаху — символ революции, обновления. Жёлтый крестик (жёлтый, золотой — символ богатства) сместился в левую сторону. Крестик — надежда, вера; вера в лучшую жизнь народа после революции. Это единственный бурлак, у которого левая нога ближе к зрителю и освещена солнцем (молодое революционное движение растёт — левая нога в свету и впереди). Он сопротивляется, хочет скинуть лямку левой рукой. Но правая крепко держит лямку и не дает её сбросить.

  1. Верёвка, за которую бурлаки тянут корабль, привязана к мачте. Хотя на ранних эскизах Репин рисует верёвку привязанной то к середине мачты, то к корме, но в последнем варианте он крепит её к вершине мачты, задавая вопрос зрителю: «Что будет, если сильно потянуть за так привязанную верёвку?» В этом случае корабль перевернётся, произойдёт переворот, революция (от англ. revolver — крутить, вращать).

Единственная на картине женщина (символ родины) находится на корабле. Она одета в белую рубаху и красный платок (указание на революционное будущее).

http://www.artola.com.ua/wp-content/uploads/2015/05/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0.jpg

Ещё один малозаметный, но важный символ.

русалка
http://www.artola.com.ua/wp-content/uploads/2015/05/%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0.jpg

Будочка с золотым шаром вверху, с синей крышей и зелеными стенами. На ней нарисована белая русалка. Когда корабль перевернётся, она окажется в своей стихии, на свободе. Но русалка — это фантом, мистическое, бесплотное существо. То есть свобода в будущем — это нечто мифологическое. И даже переворот не приведёт к свободе…

И последний символ, которым художник отметил хозяев барки-государства России (весь корабль выкрашен в бело-сине-красные тона, что дополнительно усиливается и развешенными рубахами тех же цветов на корме) и всего сценария революции. Вот он:

Public-burlaki-glaz

Уаджет (Уджат, также око Ра или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну.

http://s008.radikal.ru/i305/1011/9b/e36a3d1d9271.gif

На барке изображён левый глаз Гора, что отсылает зрителя к лунным культам древности, замешанным на жертвоприношениях, крови (не зря вся нечисть выходит под луной), а значит — и к тайным орденам, ведущим свою родословную от этих культов, в частности, к масонству. А ведь известно, что во Временном правительстве, что встало у руля после свержения власти царя, масонами были 10 министров из 11 (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/masony/17.php).

Мужчин, считая 11 бурлаков (число 11 также отсылает к Древнему Египту, в котором каждой половиной Египта правило 11 иерофантов) и 2 на корабле — 13. 13 — число, символизирующее несчастье. Кстати, лаптей (символов русской нищеты) — тоже 13. Так числовая мера указывает на связь несчастий, которые грядут в России с простым народом, из-за невежества, безграмотности которого и удалось тогда в начале XX века разнообразным орденам накачать революционный потенциал и реализовать его. Этот потенциал революции чувствовали многие поэты, писатели, художники и простые люди. Илья Ефимович Репин и в картине «Крестный ход» и особенно в «Бурлаках» также отразил эту тяжёлую поступь будущей революции, но современники не одумались, увидя ненавидящий взгляд «Ильки-матроса» и укоряющий — «Канина», выводов не сделали. Стоит ли нам повторять их ошибку?

Послесловие

Сегодня, на пороге 2017 года Россия тоже стоит по сути перед теми же задачами реализации в жизни всё большей справедливости, только уже на новом уровне. Сегодня как и тогда, чтобы избежать революции и продолжить самобытное поступательное развитие, требуется ликвидировать безграмотность. Только, если тогда нужно было научить людей элементарной грамотности (чтению, письму) и дать образование каждому простому человеку, то сегодня требуется дать людям знания об основах управления, ликвидировать управленческую безграмотность населения. Иначе нас ждёт повторение уже пройдённого, поскольку:

История не учительница, а надзирательница magistra vitae (наставница жизни): она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

https://inance.ru/wp-content/uploads/2014/08/public-putch-1905-1991-1024×553.jpg

 

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

Вступайте в группу Вконтакте: http://vk.com/inance_ru,

Жмите «Нравится!» в группе Facebook: http://www.facebook.com/inance.ru

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Материалы:

Более детальный разбор «Бурлаков»: http://www.artola.com.ua/burlaki-na-volge/

Ещё один разбор «Бурлаков»: http://bambukka.livejournal.com/59767.html

Разбор бурлацкого быта на основе картины «Бурлаки»: http://ibigdan.livejournal.com/15747744.html

О Репине:

http://www.bibliotekar.ru/kRepin/

http://www.bibliotekar.ru/avanta/109.htm

http://www.bibliotekar.ru/100hudozh/74.htm

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ