Читать около 14 мин

Все наверно помнят этот лозунг во славу всех трудящихся в бывшем Советском Союзе. Первое мая признанное выходным днём было ежегодным праздником в союзных республиках и сегодня отмечается также с весельем, размахом и традиционным отдыхом на природе с вкусными шашлыками и народными гуляниями.

Первомай имеет и другие названия: День труда, День весны, Праздник весны и труда (в РФ), День международной солидарности трудящихся (в СССР) — отмечается в 142 странах и территориях мира 1 мая или в первый понедельник мая. В некоторых странах День труда отмечается в другое время — к ним относятся, например, США, Япония, Австралия и Новая Зеландия.

Хотелось бы в этот день поговорить не только о празднике Труда, но и об эксплуатации труда.

http://i0.wp.com/lifeinrussiablog.com/wp-content/uploads/2014/04/Russian-May-Day-Poster-2.jpg

Другие праздники в этот день

В языческие времена в Западной Европе и на Британских островах первого мая праздновалось начало весеннего сева. Этому празднику придавалось особое религиозное значение. Он был посвящён богу солнца и плодородия Белену, которому приносили символические жертвы друиды, кельтские жрецы. В христианские времена этот языческий праздник был вытеснен церковными праздниками: близкой по дате Пасхой, праздником Святого Креста (Roodmas) и днем святой Вальпургии (Вальпургиева ночь). Вальпургиева ночь, по германскому народному поверью, служит ежегодным праздником ведьм, собирающихся в эту ночь вокруг своего повелителя, Сатаны, на высокой, недоступной горе Брокен, где они и справляют свой шабаш. Праздник начинался с закатом солнца в ночь с 30 апреля на 1 мая и, видимо, был следствием вытеснения языческих обычаев, объявления их «вне закона» с приходом новой идеологии. По мере христианизации Европы, церковь активно боролась с этой языческой традицией, которая практически полностью оказалась ликвидирована к концу XVIII века.

Языческие корни 1 Мая

У большинства людей праздник 1 Мая ассоциируется с торжественными парадами и яркими лозунгами, но мало кто знает, что известный нам всем «День Труда» имеет древние языческие корни.

Более трех тысяч лет назад жители Древней Италии поклонялись богине Майе, которая считалась покровительницей земли и плодородия. В её честь последний месяц весны был назван маем, а в первый день этого месяца было принято устраивать праздничные гулянья. Считалось, что тогда все весенние труды (вспахивание земли, посевная) не пройдут даром.

После вспахивания земель и посева, древние люди торжественно отмечали первый день мая, чтобы их весенний труд не пропал зря и имел хороший урожай.

История праздника 1 Мая
http://miss.by.ua/holidays/253

Древние греки в этот день наряжали полосками шерсти священную сосну Аттиса (супруг матери-Земли — Кибелы) в честь его воскрешения после смерти (ничего не напоминает?). Сосна была с отрубленными ветками. Её торжественно несли с процессией к храму, во время шествия все танцевали вокруг дерева. В древнем мире  этот день превратилсяв Праздник Хиларии, а позднее у северных народов — в день Майской королевы и Зелёного Человечка. В средние века этот обычай переняли немцы, который существует до сих пор.

Во многих странах Европы этот праздник ассоциируется с разными весенними цветами. Например, в Испании в день праздника молодые женихи дарят своим избранницам цветы, которые к этому времени распускаются. В этот день дом обязательно украшается молодыми побегами, цветами. Всё это обеспечивает успех, здоровье, богатый урожай. Ночью зажигаются костры, вокруг которых водят хороводы, устраивают пляски, прыжки через костёр. Идёт выбор майской королевы и короля.

Символом Первомая является Майское дерево, которое посвящается земледелию и воскрешению образа Дерева мира — Иггдрасиль.

http://ezoport.ru/wp-content/uploads/2013/01/igdrasil-derevo.jpg

Оно символизирует мировую ось, вокруг которой вращается вселенная. Дерево без листьев (столб) — символ изменений, неизменяемая ось, или центр. Семь ленточек — семь цветов радуги, которая появляется после дождя во время солнца и приносит урожайную погоду. Разматывание ленточек от центра — символ создания мира от центра.

Столб — это символ мужчины, а венок — символ женщины. Вместе они олицетворяют обновление жизни, продолжение человеческого рода, воскресения и весны.

Так что праздник 1 Мая очень многогранен: он объединяет людей разных национальностей, символизирует радость и весеннее пробуждение, дарит нам отдых, веселье и тепло.

Праздник 1 Мая — в России

Согласно славянским обычаям на Руси первое мая отмечали по старинной русской традиции — отдыхая и веселясь на природе. В дохристианские времена было принято праздновать Живин день (Жива — языческая богиня весны). Первого мая наши предки не работали, выходили на улицы, разводили костры и прыгали через них, водили хороводы и пели песни.

http://www.dedacom.ru/images/stories/Prikol5/18/Image00008.jpg

В России 1 Мая официально стали отмечать со времен Петра I. Этот праздник отмечали именно как праздник посевной и весны и он не имел никакого политического характера. Как считается, праздник «завезли» немцы. Но постепенно, при содействии правительства, он распространился на всю империю и стал русским праздником. В праздник проходили народные гуляния, давались концерты и представления, проходили кулачные бои.

История 1 Мая с иным, политическим оттенком, началась в конце XIX века, когда пролетарии всех стран объединились в борьбе против угнетателей. Одно из выступлений протеста, состоявшееся 1 мая 1886 года в Чикаго, закончилось взрывом бомбы и гибелью нескольких полицейских.

За организацию беспорядков четверо участников демонстрации были приговорены к смертной казни. В память о них Парижский конгресс II Интернационала в июле 1889 года предложил ежегодно 1 мая отмечать День солидарности мирового пролетариата. С тех пор в этот день рабочие разных стран стали устраивать демонстрации, в ходе которых они пытались отстоять свои права.

В России маёвки начали проводиться с 1897 года. После Октябрьской революции праздник 1 Мая стал считаться официальным мероприятием. Ежегодно на протяжении 73 лет в этот день проводились военные парады и демонстрации. Последнее празднование Дня солидарности трудящихся состоялось в 1990 году.

В 1997 году День международной солидарности трудящихся всех стран в России переименовали в Праздник весны и труда.

http://illustrators.ru/illustrations/337336_original.jpg

Сейчас этот праздник уже не собирает на улицах множество людей, как в советское время. Большинство стремится использовать этот выходной для домашних дел, встреч с родными, друзьями, открытия дачного сезона или как очередной повод потравиться этанолом.

Политические партии, как и в бытность СССР выводят людей на демонстрации.

http://www.dk.ru/system/ckeditor_assets/pictures/67789_content_image.jpg?1397539465

Так охарактеризовал праздник Первомая Президент Российской Федерации Владимир Путин:

http://media.professionali.ru/processor/posts/original/2012/03/13/xdmmq4g44gdxpshuhwou-w.jpg

1 Мая — в нашей стране праздник традиционный, отмечается многие десятилетия, связан с весной и началом весенних полевых работ, началом дачного садово-огородного сезона у миллионов наших граждан. <…> Поздравляю всех граждан России с этим праздником. (http://www.chelovek-zakon.ru/горячие-события/мир-труд-май-в-россии-отмечают-праздн/)

Однако, всё-таки напомним, что праздник этот в период Советского Союза ещё носил значение — освобождения труда от эксплуатации, в чём выражалась по мнению многих советских людей социальная справедливость.

Труд и ликвидация паразитизма на нём

Итак, данный праздник связывают с Весной и Трудом. Выше мы поясняли, почему Весна олицетворяет данный праздник.  Прежде чем переходить к рассмотрению ликвидации эксплуатации попытаемся разобраться со смыслом понятия «Труд».

История праздника 1 Мая
http://miss.by.ua/images_user/Sobitiya_prazdniki/May_9.jpg

Понятие и сущность труда

На первый взгляд ответ на вопрос о том, что считать трудом очевиден, ведь каждый из нас сталкивается с этим понятием ежедневно. Однако, в специальной литературе нет чёткого однозначного определения понятия труда.

В русском языке под словом труд понимается несколько значений:

  • целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей;
  • работа, занятие;
  • усилие, направленное к достижению чего-нибудь;
  • результат деятельности работы, произведение.

В экономической литературе доперестроечного периода широко распространённым являлось  определение труда, которое дал К.Маркс.

Труд — это процесс совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создаёт необходимые потребительные стоимости.

Это определение и в настоящее время использует большинство экономистов.

Владимир Даль дал в своём словаре такое определение труда:

Труд — работа, занятие, упражненье, дело; всё, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; всё, что утомляет.

Трудить кого-то, тружати (устаревшее), труждать (церковное), утруждать, налагать труд, работу, заставлять что-либо делать; беспокоить, тревожить, докучать.

Труд как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, представляет неотъемлемое условие человеческой жизни. Труд является основой жизнедеятельности и развития человека.

Воздействуя на окружающую среду и изменяя её, люди, побуждаемые необходимостью удовлетворить свои потребности, развивают способности к труду, обогащают свои знания, увеличивают сферу своей трудовой деятельности. Объективные условия существования побуждают человека трудиться. Труд в этом смысле не зависит от какой бы то ни было определённой общественной формы жизни, т.е. он как отношение человека к природе одинаков для всех общественных форм, для всех способов производства, для любого общественного строя.

http://www.bk-brest.by/get_img?ImageId=11341

«Труд» и «работа» не являются понятиями равнозначными или тождественными. Труд по своей природе является общественным трудом, благодаря его созидательной роли в жизни общества, причастностью человека к общественным результатам. Ведь конкретная трудовая деятельность одновременно является деятельностью, в ходе которой люди вступают в определенные связи и отношения друг с другом.  Поэтому труд присущ только человеку.

«Работа» — понятие физическое. Она может выполняться и человеком, и машиной, и животным, к тому же этимологически оно произошло от слова «раб».

Труд имеет временную характеристику и измеряется рабочим временем. Работа измеряется в натуральных единицах (кг, метрах, штуках и т.д.).

Труд исследовался многими учёными мира с древних времен, которые считали важнейшим признаком труда целесообразность и созидательность. В процессе труда люди создают материальные и духовные блага. Эта мысль нашла отражение в высказывании одного из основоположников классической политэкономии английского учёного XVII в. У. Петти:

Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать.

Однако в прошлом, да и сегодня вся целесообразность и созидательность труда бессмысленна пока его результаты будут присваиваться под теми или иными предлогами другими, то есть наличие эксплуатации одних людей другими превращает труд свободных людей в работу рабов, делает общество несправедливым. Из статистики ответов наших людей о труде представленной на инфографике ниже можно увидеть, что во многом проблема ликвидации эксплуатации труда заложена в отношении к труду самих людей.

Для увеличения: http://infographs.ru/wp-content/uploads/2014/06/Infografika-Oprosa-o-trude-i-rabote-v-Rossii..jpg

Ликвидация паразитизма на труде других

Задача Советской власти ликвидировать всякую эксплуатацию «человека человеком» означала прежде всего прочего:

  • ликвидацию «системы игр с ненулевой суммой» (ростовщичество, биржи и пр.), благодаря которой возникают осатанелые «элиты», создающие и воспроизводящие свой социальный статус, позволяющий им в общем-то беспрепятственно паразитировать на труде и жизни большинства. При этом угнетая большинство в преемственности поколений, препятствуя людям состояться в качестве Человеков с большой буквы (носителей человечного типа строя психики) и разрушая своим потреблятством биосферу;
  • проведение такой политики, которая бы исключила в дальнейшем создание новой «системы игр с ненулевой суммой», способной стать основой новой системы эксплуатации «человека человеком».

Однако эта задача усложнялась тем, что марксизм — вследствие метрологической несостоятельности его политэкономии и управленческой невнятности — представляет собой культурологическую оболочку того же самого проекта порабощения человечества, но на основе идеологии материалистического атеизма. Его предназначением было ликвидировать гонку потребления, порождённую буржуазным либерализмом, и обеспечить эксплуатацию «человека человеком» в условиях, когда авторитет традиционных конфессий стал в обществах падать. Их место должна была занять партия.

http://ic.pics.livejournal.com/pashkovskiy_ea/72347230/5964/5964_original.jpg

Тем не менее, простая фраза И.В.Сталина в его труде «Экономические проблемы социализма»:

Советская власть должна была не заменить одну форму эксплуатации другой формой, как это было в старых революциях, а ликвидировать всякую эксплуатацию,

— объясняет:

  • почему народы Российской империи в своём большинстве поддержали большевиков в 1917 г.; почему те победили в гражданской войне; и почему в Великой Отечественной войне победили большевики при поддержке народами СССР Советской власти, а не гитлеровцы при опоре на «идейных» власовцев, бандеровцев, «лесных братьев», белоказаков и прочую буржуазно-националистическую и феодально-националистическую мразь, а также и на холуёв без каких-либо идейных убеждений, готовых служить любой власти;
  • почему СССР под руководством И.В.Сталина обрёл мировой авторитет, и провозглашённые им политические идеалы обладали во всём мире большей привлекательностью для «простонародья», нежели идеи буржуазного либерализма;
  • почему постсоветская власть России вызывает всё большее и большее омерзение у той части населения РФ, которая не втянулась в процесс алкогольной деградации люмпена и в процесс потреблятской деградации «элиты» и претендентов в «средний класс» и «элиту».

Т.е. с одной стороны провозглашённый большевиками идеал жизни был признан достаточно широкими слоями общества после краха империи, организованного буржуазными либералами в феврале 1917 года. Этому идеалу были верны достаточно широкие слои общества на протяжении всей Советской эпохи; желают его воплощения в жизнь достаточно широкие слои населения и в постсоветской России.

А с другой стороны теория и политическая практика буржуазного либерализма и олигархических диктатур на протяжении всего времени, начиная с середины XIX века, по настоящее время не находила и не находит в России — СССР — России социальной поддержки, необходимой для устойчивого функционирования капитализма под властью буржуазной либеральной либо олигархически-диктаторской государственности.

Кроме того, для лучшего понимания советского прошлого теми, кто не имеет личных воспоминаний о нём и о «научном коммунизме» в его марксистско-ленинской версии, необходимо пояснить ещё некоторые обстоятельства. Если на Западе слова «социализм» и «коммунизм» были синонимами, то в СССР они обозначали две последовательные фазы строительства полноценного человеческого общества, в котором нет места эксплуатации «человека человеком».

Первая фаза называлась «социализм» и предполагала реализацию принципа «от каждого по способностям — каждому по труду».

Вторая фаза называлась «коммунизм» и предполагала реализацию принципа «от каждого по способности — каждому по потребности» на основе развития производства и построения соответствующей культуры, обеспечивающей всестороннее и полное личностное развитие членов коммунистического общества.

Первая фаза, морально обязывая граждан трудиться по способности, предполагала ограничение потребления благ населением платёжеспособностью членов общества и их семей (оплата «по труду») и, соответственно, — сохранение товарного производства и денежного обращения. При этом все возможности получения доходов гражданами разделялись на трудовые (получаемые в результате трудовой деятельности — зарплаты, пенсии, стипендии) и нетрудовые (мошенничество, воровство, грабежи, разбой, хищения, эксплуатация чужого труда в прямой или опосредованной форме и т.п.). Кроме того, труженики, дети, старики и инвалиды имели право на пользование общественными фондами потребления.

Получение нетрудовых доходов порицалось как общественной моралью, так и государственной идеологией, а во многих случаях оно в СССР было составом преступления со всеми последствиями, проистекающими из такой юридической квалификации ряда деяний.

Соответственно и основной экономический закон социализма в представлении большевиков отличен от основного экономического закона капитализма. И.В.Сталин сформулировал его так:

… обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники.

Следовательно: вместо обеспечения максимальных прибылей, — обеспечение максимального удовлетворения материальных и куль­турных потребностей общества; вместо развития производства с перерывами от подъёма к кризису и от кризиса к подъёму, — непрерывный рост производства; вместо периодических переры­вов в развитии техники, сопровождающихся разрушением произ­водительных сил общества, — непрерывное совершенствование производства на базе высшей техники.

Введение экономики СССР в последние годы жизни И.В.Сталина в режим планомерного снижения цен по мере роста производства и удовлетворения потребностей людей — стало одним из инструментов искоренения эксплуатации «человека человеком», поскольку блокировало такой фактор обворовывания большинства паразитическими меньшинствами как инфляция — потеря деньгами покупательной способности.

Таковы были представления об искоренении эксплуатации «человека человеком» в СССР.

Но именно ориентация Советской власти на искоренение всякой эксплуатации «человека человеком» и определённые успехи в этом деле обеспечили советскому обществу, особенно в послевоенные времена, как относительно низкий уровень внутрисоциальной напряжённости вообще, так и практически полное отсутствие взаимной вражды представителей разных национальностей. В результате в СССР действительно формировалась новая историческая общность людей — советский народ, и она вовсе не была придумана, как то утверждал на Госсовете 27.12.2010 г. В.В.Путин:

… советской власти удалось создать некую субстанцию, которая оказалась над межнациональными и межконфессиональными отношениями. К сожалению, она была и носила идеологический характер. Это социалистическая идея.

Эксплуатация «человека человеком» в общественном объединении труда выражается в том, что оплата содержательно разного труда неравноценна (хотя жизненные потребности разных людей во многом содержательно идентичны, т.е. равноценны) и, кроме того, общество признаёт за индивидами и социальными группами право на те или иные нетрудовые доходы, вследствие чего существуют:

  • массовые профессии,
  • трудовая занятость в которых носит вынужденный характер (т.е. труд в них фактически рабский, поскольку работник так или иначе прямо или опосредованно принуждён к работе на условиях, которые он изменить не в состоянии),
  • оплата труда в которых минимальна в том смысле, что позволяет при минимуме социальных гарантий удовлетворять в минимальном объёме жизненные потребности труженика, не всегда обеспечивая даже возможность создания им семьи и продолжение рода при поддержании социального статуса в последующих поколениях,
  • «престижные» профессии, оплата труда в которых превышает уровень оплаты труда в массовых профессиях в несколько раз,
  • иждивенцы-нахлебники — индивиды и социальные группы, собственники капитала, представленного в тех или иных формах,
  • криминалитет, представители которого избегают общественно полезной трудовой деятельности в силу разных причин,
  • некоторая часть люмпенизированного населения, также как и криминалитет, стоящая вне общественного объединения труда.

Обратим внимание, что аятом 49 суры 39 Коран указал на источник, создающий предпосылки к эксплуатации «человека человеком», — монополию на знания, открывающую возможность извлекать монопольно высокие цены на продукт своей деятельности в продуктообмене в общественном объединении труда, — за 1 300 лет до «основоположников научного коммунизма». И это указание куда как точнее, нежели разглагольствования «марксизма» о частной собственности как источнике эксплуатации «человека человеком».

Когда человека касается вред, он взывает к Нам. Когда же Мы предоставляем ему благо от Нас, он говорит: «Воистину, это даровано мне благодаря знанию (знанию Аллаха о моих заслугах или моему знанию)». О нет, это — искушение, но большинство их не знает этого.

Таким образом, чтобы понятие «труд» в Празднике Весны и Труда имело бы смысл, необходимо реализовать в обществе социальную справедливость на практике, а не просто декларировать свободу, равенство и братство. А пока мы этого своим трудом не достигли — вспомним об этих наших общих задачах в Праздник Весны и Труда.

http://www.istmira.com/upl1/tmpBC7_files/tmpBC7-41.png
http://risovach.ru/upload/2014/10/mem/car_64746315_big_.jpeg
http://cs316423.vk.me/v316423088/253c/9Cb32WUM-fk.jpg

Материалы:

http://motivtruda.ru/ponjatie-sucshnost_-truda.htm — понятие и сущность труда

http://center-yf.ru/data/stat/Ponyatiya-o-trude-i-ego-raznovidnosti.php — понятие о труде

http://www.n-56.ru/blog/istorija_pervomajskikh_prazdnikov_jazycheskie_korni/2011-05-01-42

http://miss.by.ua/holidays/253

http://prazdnik-portal.ru/prazdnik-vesny-i-truda/

http://maxpark.com/community/politic/content/1623617

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ