Читать около 15 мин

Государственная политика по национальным вопросам в современной России не строится на пустом месте, существуют различные традиции, уходящие корнями в далёкое прошлое. Жизнь показывает, что было немало ценного в прошлом опыте.

Россия — уникальная страна. Множество народов объединилось в ней в единое государство значительно раньше нежели США или Евросоюз, сохранив себя и большинство своих языков. Конечно не обошлось в нашей истории и без проблем, но однозначно можно говорить о том, что в отличие от многих других стран цивилизационно-образующая нация находилась всегда в значительно более худшем положении нежели другие нации России. Сейчас, после распада СССР, народы получившие независимость в этом убедились на практике. Например Эстония, которая была по уровню жизни на первом месте в СССР, ныне, по мнению некоторых экспертов, находиться на одном из последних мест в ЕС. Сохранение самобытной культуры всех народов, населяющих Россию, даёт силу для развития духовного потенциала, для самовыражения, питает культуру каждого народа. Сегодня представляется важным соединить лучшие исторические традиции российского общежития с постепенно выходящими на уровень сознания каждого человека идеалами развития нашей цивилизации. И народы Карелии могут стать примером в этом отношении.

В условиях межэтнической напряжённости, там, где нет возможности устранить причину конфронтации, воспитание человечности в людях — единственное разумное средство закрепить за каждым этносом его неотъемлемое право сохранить привычный уклад жизни, этнокультурную идентичность, традиции, верования, язык, не допуская их уничтожения.

Мы уже обращались к теме межнациональных отношений в Республике Карелия в своих материалах: «Многонациональная Карелия — часть многонациональной России» https://inance.ru/2014/11/mnogonarodnaya-karelia/, «Карта межэтнической напряжённости в регионах России» (https://inance.ru/2014/04/mezetnik/), «Всемирный день коренных народов мира» (https://inance.ru/2014/08/den-korennih/), «8 июня — День республики Карелия» (https://inance.ru/2014/06/den-respubliki/).

Предлагаем ознакомиться с некоторыми материалами об исторических и культурных особенностях районов Республики Карелия, подготовленными Министерством культуры и по связям с общественностью Республики Карелия,  Министерством Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями, ГУ «Карельский центр народного творчества» и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (http://gov.karelia.ru/gov/Power/Committee/National/district07.html).

При подготовке справки о демографических и национальных особенностях районов Республики Карелия Министерство Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями использовало официальные данные всероссийской переписи населения 2002 и 2010 гг. и статистических данные по муниципальным районам Республики Карелия за 2006 г. Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия.

Проблемы статистики

Мы писали в статье «Цивилизационная суть Руси-России и русский вариант глобализации» (https://inance.ru/2014/08/russian-conception/) о понятии «русский».

Предлагаем посмотреть небольшой ролик, сделанный молодёжью.

Видео «Русский — объединяет»: http://www.youtube.com/watch?v=4hu-guYREFI

На примере этого видеоролика хорошо видно, что слово «русский» — это собирательное прилагательное. Можно сказать, что

Русская цивилизация — это цивилизация многих народов, а также диаспор, которые проживают по всему миру и имеют различные вероисповедания и религиозные воззрения, но объединены едиными для её народов идеалами, и её ядро находится в России.

Таким образом, слово «русский» имеет два значения.

Первое — как этноним, обозначающий национальную принадлежность, но в таком качестве слово «русский» стало использоваться только в последние несколько веков: так, в переписи населения Российской империи указывалась строка «Русские, в том числе малороссы (украинцы), белороссы (белорусы), великороссы». Ранее в качестве соответствующих этнонимов использовались слова «Русь»/«Русин» (ранее), «Русы»/«Рус» (позднее).

Второе — как обозначение цивилизационной принадлежности. Во времена до российской империи, в древних летописях, «русский» употреблялось для обозначение территории («земля русская»).

Как сказано выше, грамматически, слово «русский» — собирательное прилагательное, которое органично применимо к разным народам, даже тем, которые никогда не входили в состав России. Это выражается, например, в таких словосочетаниях как  «русский немец», «русский татарин», «русский великоросс», «русский белорус», «русский грузин», «русский украинец», «русский еврей», «русский канадец», и т.п. При этом невозможно сказать «канадский русский», или «еврейский русский».

Поэтому следует сказать, что сегодняшний способ сбора статистики по национальностям — неадекватен социальным условиям и уровню развития национального самосознания народов России. Следовало бы при переписи населения спрашивать и о цивилизационной принадлежности, к которой относит себя человека (русский, западный, восточный тип цивилизации), и о национальном самосознании — к какой национальности себя относит гражданин. При этом лучше заменить цивилизационное понятие «русский» на малоросс (украинец), белорус, великоросс, русич, рус (как кому удобно себя называть). Люди перестанут путаться и исчезнет почва для раскачивания ситуации и раздувания межнациональных конфликтов, поскольку силы их генерирующие используют неопределённость в разграничении понятий, играя на эмоциях и непонимании людей.

И даже после этого следует помнить, и об этом будет упомянуто ниже по отношению к Карелии, что семьи в России зачастую смешанные и национальную принадлежность, даже с чисто генетической точки зрения, определить сегодня представляется затруднительным. А что говорить о ситуации, когда в Советском союзе множество людей старалось получить в паспорте в графе национальность заветное — «русский» для облегчения продвижения по карьерной лестнице? Сколько тогда записалось в русские татар, казахов, евреев и многих других? И теперь по инерции себя именуют русскими. Так что учитывать это всё необходимо. Особенно важно это понимать в связи с тем, что в республике есть некоторые индивиды, заявляющие чуть ли не о геноциде карел и финов в советское время и трясущие при этом данными статистики, совершенно не учитывая тех социальных процессов, о которых мы только что сказали.

Помня обо всём этом, рассмотрим статистику распределения по национальностям в Республике Карелия.

Распределение численности населения Республики Карелия по национальностям

(по данным переписей населения в тыс.чел)

19261939195919701979198920022010
Всё население, тыс. чел.269,3468,9648.6711.2732.2790.2716.3643.5
русские153,9296,5412.8486.2522.2581.6548.9507.7
украинцы0,721,123.627.423.828.219.212.7
белорусы0,64,371.966.459.455.537.723.3
карелы100,8108,685.584.281.378.965.745.6
вепсы8,69,47.26.35.964.93.4
финны2,58,327.822.220.118.414.28.6

Формирование этнического состава населения Республики Карелия в ХХ веке: основные этапы и тенденции

В конце XIX века великороссы и причисляющие себя к ним, карелы и вепсы составляли практически всё постоянное население края — 98,7%. Великороссы и иже с ними проживали преимущественно в восточной части Карелии, карелы — в западной и юго-восточной, вепсы — в Прионежье.

В XX веке судьба населения Карелии, как и самого края, была предопределена последствиями тех глобальных социально-исторических процессов, которые происходили в стране после 1917 года. Они сказались как на динамике численности, так и изменении национального состава населения.

На заре СССР

В 20-е годы в соответствии с планом хозяйственно-экономического развития края в АК ССР стали создаваться десятки новых предприятий. Началось активное освоение природных богатств и в первую очередь — лесных. Всё это потребовало значительного числа новых рабочих рук, которыми малонаселенная Карелия не располагала.

Всё возрастающая потребность республики в рабочей силе покрывалась главным образом за счёт притока извне, в основном по линии неорганизованной вербовки рабочих на строящиеся и действующие промышленные предприятия Карелии. В конце 20-х—начале 30-х годов была предпринята реорганизация переселенческого дела в Карелии. При Совнаркоме республики создали специальное Переселенческое Управление, перед которым поставили задачу организации промышленного переселения постоянных кадров рабочих для возрастающих нужд промышленности, в первую очередь — лесной.

http://2.bp.blogspot.com/-Q4oR7V6jObI/T8NyFM1YIuI/AAAAAAAAF0A/QrGdtHfS5f4/s1600/%252525D0%25252591%252525D0%252525BE%252525D0%252525BB%252525D1%2525258C%252525D1%25252588%252525D0%252525B5%252B%252525D0%252525BB%252525D0%252525B5%252525D1%25252581%252525D0%252525B0%252B%252525D1%25252581%252525D1%25252582%252525D1%25252580%252525D0%252525B0%252525D0%252525BD%252525D0%252525B5.JPG

Создание новых рабочих мест в крае привлекло население из соседних областей РСФСР. Поток людей, подгоняемый безработицей, хлынул в республику сначала из Ленинграда и Ленинградской области, затем из Архангельской, Вологодской, Северо-Двинской, Тверской, Псковской, Череповецкой областей, позднее — из западных и центральных областей страны.

Темпы прироста населения республики были выше, чем в соседних областях. В конечном счёте, в период с 1926 по 1939 годы население Карелии увеличилось в 1,7 раза и составило около 470 тыс. человек.

После войны

В первые послевоенные годы хозяйственно-экономическое развитие края из-за острой нехватки местных трудовых ресурсов было невозможно без дополнительного притока рабочей силы. В связи с этим правительством республики было предпринято организованное переселение из других районов страны, главным образом из Белоруссии, Чувашской, Татарской, Мордовской АССР, Брянской, Тамбовской, Кировской, Смоленской, Рязанской, Горьковской, Ленинградской областей. Несколько меньше переселенцев приехало с Украины, Мурманской, Архангельской и Вологодской областей.

Наибольший размах миграция приняла в 50-е годы, особенно в первой половине. В 1946—1948 годах прирост составлял 22—35 тыс. человек в год, т.е. 8—12%. В 1950—1954 годах — 23—41 тыс. человек, или 4—8%. Значительная часть вновь прибывших направлялась в лесозаготовительную промышленность и расселялась в лесных поселках, в массовом порядке возникавших в Карелии. Часть переселенцев определялась в местные колхозы. К концу 50-х годов численность населения республики составляла 651 тыс. человек.

Национальный состав

Рост численности населения Карелии сопровождался существенным изменением его национального состава. В образованной 8 июня 1920 года декретом ВЦИК Карельской Трудовой Коммуне именующиеся русскими составляли 56%, карелы — 43%. Представителей иных национальностей насчитывалось менее 1%. Уже в 20-е годы доля называющих себя русскими стала стремительно нарастать, а карелов, несмотря на рост их абсолютной численности, — неуклонно снижаться. Так, с 1920 года по 1939 год численность карелов возросла на 22,8 тыс. человек, а их удельный вес при этом снизился почти вдвое: с 43% до 23%. Численность именующихся русскими увеличилась в 2,5 раза, финнов — в 8 раз, прочих — почти в 12 раз. С 1959 по 1989 годы общая численность карелов, вепсов и финнов уменьшилась на 17 тыс. человек, а доля этих национальностей снизилась с 18,5% до 13,1%. В то же время доля русских (великороссов и причисляющих себя к таковым), белорусов и украинцев увеличилась с 78% до 85%.

Таким образом, в советский период общее этническое развитие республики пошло по пути повышения доли называющих себя русскими в составе населения и постепенного сокращения прибалтийско-финского сегмента. В том числе и потому, что было удобнее записаться по паспорту как «русский», что имело место в советское время (http://radiovesti.ru/article/show/article_id/106781). Основной этап этого процесса пришёлся на первое послевоенное десятилетие, в течение которого в Карелии сформировались новые этнические группы белорусов и украинцев, состоявшие из пришлого населения. Карелия превратилась в многонациональную республику.

До 1917 года белорусы и украинцы в Олонецкой губернии практически не встречались. В 1920 году их насчитывалось чуть более сотни. В 30-е годы численность белорусов и особенно украинцев заметно возрастает и достигает в 1939 году более 4 тыс. и 21 тыс. человек соответственно. Они расселяются преимущественно в восточной части республики, где традиционно проживали русские.

Первая значительная часть переселенцев из Белоруссии прибыла в Карелию накануне Великой Отечественной войны и была расселена на территории Карельского перешейка и Северо-Западного Приладожья, отошедших к Карелии по условиям мирного договора между СССР и Финляндией от 12 марта 1940 года. После 1945 года данная местность продолжала заселяться белорусами, украинцами и русскими (великороссами и причисляющими себя к ним) с ещё большей интенсивностью.

http://www.gelos.ru/2012/bigimages/nb7239-18.jpg

После войны поток переселенцев из БССР, призванных властями Карелии помочь восстановить разрушенную лесную отрасль, принял массовый характер. В 1959 году белорусы насчитывали 72 тыс. человек и составляли 11% населения республики, лишь немногим уступая титульной национальности — карелам. Появились десятки населенных пунктов (в основном на юго-западе и западе Карелии), где они преобладали. К концу 50-х годов белорусская прослойка сложилась во всех районах Карелии. С середины 60-х годов в результате оттока численность белорусов стала постепенно сокращаться.

Миграция украинцев не была столь масштабна, как белорусов. Их численность в послевоенные годы стабильно держалась на уровне чуть больше 20 тыс. человек. Последний заметный приток украинцев, увеличивший их численность до 28 тыс. человек, пришёлся на 80-е годы и был связан с заселением Костомукши — самого молодого города Карелии, выросшего вокруг ГОКа.

Этническая группа современных финнов сформировалась из нескольких разновременных и разновеликих потоков. Среди них выделяются: красные финны, североамериканские финны и финперебежчики, приехавшие в республику в довоенные годы, а также ингерманландские финны, прибывшие сюда в послевоенные годы. Примерно на четыре пятых современная финская диаспора состоит из ингерманландцев и их потомков, родившихся в Карелии и считающих её своей малой Родиной.

Таким образом, расселение этнических групп в Карелии сложилось как исторически, так и под воздействием послевоенной миграции. Оно характеризуется значительными территориальными различиями национального состава. До войны западную часть Карелии заселяли карелы, а восточную — русские (великороссы и причисляющие себя к ним). Этническая граница проходила почти по линии Мурманской железной дороги. Приток инонационального населения привёл к значительному смешению этнических групп, к снижению доли карелов и вепсов в местах своего традиционного проживания.

В конце XX века карелы заселяли крайний юг республики, а также северо-западную её часть. В 1989 году наиболее высока их доля была в Олонецком (62,4%), Пряжинском (36,7%) и Калевальском национальном (35,9%) районах. Заметны они также в Медвежьегорском, Суоярвском и Муезерском районах.

Именующиеся русскими проживали главным образом вдоль линии Октябрьской железной дороги и к востоку от неё: Беломорское побережье и северо-восточный берег Онежского озера, а также в Северо-Западном Приладожье. Самый высокий процент русских (от 73 до 82%) отмечался на территориях Петрозаводского и Сортавальского горсоветов, в Пудожском, Кемском, Лахденпохском, Кондопожском, Беломорском, Сегежском и Медвежьегорском районах.

Финны расселились в основном в южной части Карелии. Более половины их численности приходится на столицу и Пряжинский район. Почти все вепсы (84%) проживали в Прионежском районе и г.Петрозаводске. Белорусы и украинцы встречались повсеместно. Значительное число их сосредоточено в Петрозаводске, районе Западно-Карельской железной дороги, в Северо-Западном Приладожье, а также в Центральной и Юго-Восточной Карелии. Наиболее высок процент белорусов — в Муезерском и Суоярвском районах, а украинцев — в Муезерском и Лахденпохском.

Исходя из численности, компактности расселения и наличия устойчивых внутриэтнических связей в послевоенном населении Карелии можно выделить шесть основных этнических групп: великороссы и причисляющие себя к ним, карелы, белорусы, украинцы, финны и вепсы. Разные условия формирования отразились на их этнодемографическом развитии и во многом предопределили их дальнейшую судьбу (подробнее о формировании этнического состава Карелии см.: Бирин В.Н. Брак и семья сельского населения Карельской АССР в 1950-1970-е годы. Петрозаводск, 1992. С. 12—24.)

Демографические изменения

В последнее десятилетие XX века население Карелии, начиная с 1992 года, постоянно сокращается. С 1990 по 1999 год оно уменьшилось на 33 тыс. человек (с 798 до 765 тыс.), или на 4%. Основной причиной сокращения численности является естественная убыль населения, обусловленная низким уровнем рождаемости и высокой смертностью. Сложившийся в 90-е годы уровень рождаемости более чем на треть ниже необходимого для простого замещения поколений. С середины 90-х годов для республики стало характерно отрицательное сальдо миграции, имеющее тенденцию к нарастанию.

В Карелии доля национально-смешанных семей одна из самых высоких в России — 36%, в том числе на селе — 42% (1989 г.) Межнациональный брак давно уже стал массовым явлением.  В 1980—90-е годы каждые три из четырёх браков, заключаемых карельской молодёжью, были межнациональными; у белорусов, украинцев, финнов и вепсов — каждые 9 из 10. Об этом же говорят данные о родившихся. В 1998 году у родивших карелок супруг другой национальности был в 76% случаев, у белорусок — 85%, у украинок — 93%, у финок — 90%, у вепсянок — 87%. (У двух последних данные 1996 года — в 1998 году их не отразили, спрятав в число «прочих».) У именующих себя русскими,  для сравнения, — 27% (рассчитано по «Демографическому ежегоднику — С. 48.). Во всех этнических группах превалируют браки с русскими по паспорту, что отчасти объясняет снижение доли карело-финского населения и увеличения доли именующихся русскими, поскольку можно было в графе национальность поставить национальность одного из родителей.

http://img15.nnm.me/3/f/e/4/0/3fe40b2cd6474b8b1d5c910baa70028a_full.jpg

Карелы, состоящие в межнациональном браке, нередко «выбирают» своим детям другую национальность, чаще всего русский. Так обычно поступают и белорусы с украинцами,  и финны с вепсами. В итоге, у русских при примерно одинаковой, а в городах — даже при более низкой, рождаемости самый высокий индекс детности (отношение числа детей 0—14 лет к численности  женщин фертильного возраста 20—49 лет), который, в отличие от всех остальных этнических групп, за тридцать лет практически не изменился. Великороссы и причисляющие себя к ним — единственная этническая группа, до недавнего времени имевшая расширенное воспроизводство, однако и её демографические ресурсы не беспредельны.

Этнические различия в уровне рождаемости, ещё имевшие место в 1970—80-е годы, ввиду высокой межнациональной брачности существенной роли в дифференциации этнических групп по детности не играли. Например, более высокая рождаемость белорусок увеличивала  детность не белорусских (в 1979 году в них проживал в основном один ребенок), а карельско-белорусских и русско-белорусских семей, в которых чаще встречалось трое детей. Не случайно, средний размер национально-смешанных семей в Карелии в последние 30 лет всегда был выше, чем однонациональных, и составлял 3,3 человека.

Изменения в течение последних 25 лет

В конце ХХ века заявили о себе новые диаспоры, до этого растворённые в общей массе населения и бывшие незаметными. В начале 90-х годов в Карелию приехали несколько сотен армян (беженцы из Нагорного Карабаха и Баку) и грузин (беженцы из Южной Осетии и особенно из Абхазии). С середины 90-х годов наблюдается накапливание азербайджанцев, среди которых много выходцев из Грузии (местечко Барчалы) и чеченцев, выехавших из зоны боевых действий.

В начале 90-х гг. в республику приехало много именующихся русскими, выехавших из так называемых горячих точек: из республик Средней Азии, Закавказья и Северного Кавказа, а также Молдавии. Одновременно Карелию покинула заметная часть великороссов и причисляющих себя к ним, белорусов, украинцев, татар и особенно финнов, выехавших на постоянное жительство в Финляндию.

В целом, миграция 90-х годов, добавив национального колорита, практически не повлияла на сложившийся в середине века этнический состав населения.

По мнению зарубежных и отечественных специалистов в области межнациональных отношений важным фактором, влияющим на их характер, является выравнивание социальных статусов основных этнических групп, и в частности возможность равного доступа к образованию.

По данным статистики и социологических исследований к началу 90х годов уровень образования у титульных национальностей в большинстве Республик СССР практически был выровнен с именующимися русскими или даже был выше (Дробижева Л.М. «Повторит ли Россия путь Союза». Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып.2 Ч.1 М.,1992. С.98).

Согласно итогам переписи населения 2010 года по Республике Карелия в целом образовательный статус русского большинства (великороссов и причисляющих себя к ним) и финно-угорских меньшинств сравнялся, поскольку реальная разница не превышает статистической погрешности (см. табл.2). Исключение составляет только доля лиц, имеющих начальное образование, которая в два раза выше у представителей финно-угорских народов. Это объясняется, прежде всего, более высоким средним возрастом и большей долей людей пожилого возраста среди представителей финно-угорских этносов.

Итоги

Подводя краткий итог, можно сказать, что на протяжении ХХ века население Карелии претерпело существенные изменения как в численности (увеличилось почти в 4 раза), так и в этническом составе (он заметно усложнился). Главную роль в этом сыграла иммиграция: правительство целенаправленно привлекало в республику население из других частей страны, в том числе инонациональное.

В XXI век Карелия вступает с неблагоприятной тенденцией к сокращению численности населения в результате естественной убыли. Это обстоятельство особенно негативно сказывается на прибалтийско-финском населении, которому при сохранении существующего положения вещей грозит исчезновение с этнической карты республики. И главной причиной многих бед Карелии является алкоголь, потребление которого в республике выше чем в других субъектах РФ (об этом смотрите справочную информацию в статье https://inance.ru/2014/06/alcohol/).

По данным последней общероссийской переписи 2010 года, Карелия продолжает оставаться многонациональной республикой с преобладанием именующихся русскими, которые составляют почти 82,2% в общей численности населения (73% в 1989, 77% в 2002), в то же время удельный вес коренных финно-угорских национальностей (карелов, финнов, вепсов) чуть больше 9% (13% в 1989, 12% в 2002).

Таблица 1 — Изменение численности населения наиболее многочисленных национальностей по данным переписей населения

ЧеловекВ % к указавшим национальность
198920022010198920022010
Городское и сельское население
Всё население790150716281643548
Указавшие национальную принадлежность790150711395617668100100100
из них:
русские58157154894150765473.677.282.2
карелы789286565145570109.27.4
белорусы55530376812334575.33.8
украинцы2824219248126773.62.72
финны184201415685772.321.4
вепсы5954487034230.80.70.5
другие национальности2150520848164222.72.92.7
Городское население
Всё население643496537395502217
Указавшие национальную принадлежность643496532641479007100100100
из них:
русские49599943199340836877.181.185.2
карелы4876435689258287.66.75.4
белорусы3898121056135386.142.8
украинцы226921408593893.52.62
финны160961078766032.521.4
вепсы3885323823190.60.60.5
другие национальности1707915793129622.632.7
Сельское население
Всё население146654178886141331
Указавшие национальную принадлежность146654178754138661100100100
из них:
русские855721169489928658.365.471.6
карелы30164299621974220.616.814.2
белорусы1654916625980711.39.37.1
украинцы5550516332883.82.92.4
финны2324336919741.61.91.4
вепсы2069163211041.40.90.8
другие национальности44265055346032.82.5

Таблица 2 — Население наиболее многочисленных национальностей по уровню образования

(на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования)

РусскиеКарелыБелорусыУкраинцыФинныВепсы
Основное общее и
выше образование
2002
994987976991992990
2010
996994981994993999
в том числе:
профессиональное
высшее (включая послевузовское)
2002
14510475175154122
2010
206156108228225208
неполное высшее
2002
241791926
2010
362011212625
среднее
2002
288256234309279258
2010
341336292358343330
начальное
2002
172201167165181
2010
809884687165
общее среднее (полное)
2002
155122120131127
2010
167152160153141145
основное
2002
159115125154
2010
124139161106101120

Данные переписи населения 2010 года:

http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/ru/census_and_researching/census/national_census_2010/score_2010/score_2010_default

Материалы:

В. Бирин «Финны в Карелии»
http://knk.karelia.ru/site/birin/birin.pdf
Энциклопедия «Карелия»
http://www.gov.karelia.ru/Different/Encyclopedia/index.html

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Господа. Вы хотя бы ссылку сделали на мои статьи по населению Карелии, в т.ч. на энциклопедию “Карелия”. В.Бирин

    • Благодарим за обратную связь. Мы добавили ссылки. Можно у вас спросить: на какие ещё работы мы могли бы сослаться в конце этой статьи?

  2. Я не вижу проблем вообще в смешании идентичности внешней, зачем Вы так хитро стираете менталитет, к примеру, поляка, только тем, что он внешне похож на белоруса, что вообщем-то одно лицо, ибо белорусы осколок речи посолиты или литвы, не помню. Его менталитет будет не из внешних качеств, а генетических! На данныцй момент я вижу, что Россия это страна быдла, соотвстенно русским быть я не хочу. Для того, чтобы русские не были быдлом, они не должны вести сенбя как быдло, но даже после этого мой менталитет не станет русским. Вы хитро поступили с этими малыми народами! Менталитет он не во внешности он в генах. Конечно если мы свяжем татарина и белоруса, возможно получится какой-нибудь цыган, но смесь белоруса и карела дает прекрасные результаты! Вы сейчас обратно еще начние переселять карел в белорусию! Батька Вам запретит!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ