Читать около 13 мин

Генеральная Ассамблея 17 декабря 1999 года в резолюции 54/120 (http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/54/120) поддержала рекомендацию Всемирной конференции министров по делам молодёжи (Лиссабон, 8—12 августа 1998 года) о провозглашении 12 августа Международным днём молодёжи.

В 2013 году Международный день молодёжи был посвящён теме «Миграция молодёжи — прогресс на пути развития», а в этом году темой Международного дня молодёжи 2014 года стала «Молодёжь и психическое здоровье». Мы уже писали о молодёжи в статье «День молодёжи в картинках и мыслях» (https://inance.ru/2014/06/denmolodezi/).

И сегодня 12 августа 2014 года, в Международный день молодёжи, мы бы вновь хотели обратиться к теме молодёжи. В данном материале мы рассмотрим данные комплексного социологического исследования, проведённого в 2012 году в Республике Карелия. Исследование проводилось Карельской региональной общественной организацией «Межвузовский центр межнационального общения и патриотического воспитания» в сотрудничестве с Карельской государственной педагогической академией и Научно-методическим центром по работе с молодёжью Алтайского государственного университета.

http://old.tspu.edu.ru/pf/files/image/getres_php.jpeg

Исследование прошло при поддержке Министерства по делам молодёжи, физической культуре, спорту и туризму Республики Карелия в рамках конкурса субсидий некоммерческим организациям в сфере государственной молодёжной политики в направлении «Мониторинг по выявлению проблем и потребностей молодых граждан, проживающих на территории Республики Карелия, а также некоммерческих организаций, работающих с молодёжью».

В рамках проекта исследовался основной спектр проблем, сложившихся в современной молодёжной среде, предложен анализ причин их возникновения и выделены конструктивные направления формирования и развития молодёжи.

По итогам проекта в 2012 году авторским коллективом (Н.Н.Дубинина, С.Г.Максимова, Е.Н.Фёдорова, Н.П.Гончарова, О.Е.Ноянзина, Е.В.Алексеева) была выпущена монография «Молодёжь Карелии: оценка современного положения, духовно-нравственного развития, общественной и социально-экономической активности».

Издание ориентировано на описание особенностей социального развития молодёжи, в нём обозначены основные проблемы в молодёжной сфере в Республике Карелии с позиций самой молодёжи и выявлены приоритетные направления действий в рамках реализации государственной молодёжной политики. Результаты, представленные в исследовании, являются достоверной информацией о современном положении, социально-экономической и политической активности молодёжи, отношение молодых людей к реализации государственной молодёжной политики на уровне региона и России

— говорится в описании монографии.

В рамках комплексного социологического исследования (опрошено 1635 чел., в возрасте 16—29 лет) проведено два взаимосвязанных самостоятельных социологических опроса молодого населения Республики Карелия:

1. Молодёжь Карелии: оценка современного положения, духовно-нравственного состояния и гражданской идентичности, социально-экономической и политической активности.

2. Молодёжь Карелии в контексте патриотической социализации.

http://upinfo.ru/sites/default/files/story/13-12/17.10_grant.jpg

Социологическое исследование «Молодёжь Карелии: оценка современного положения, духовно-нравственного состояния и гражданской идентичности, социально-экономической и политической активности» включало опрос молодёжи в Республике Карелия, обучающихся в учреждениях системы образования и работающей молодёжи (n=833 чел.)

Было опрошено обучающихся: учащихся общеобразовательных школ, учащихся ССУЗов, студентов ВУЗов (539 человек), работающей молодёжи (183 человека) и неработающей молодёжи (111 человек).

Социологическое исследование «Молодёжь Карелии в контексте патриотической социализации» включало опрос молодёжи в Республике Карелия, обучающихся в учреждениях системы образования и работающей молодёжи (n=802 чел.)

Было опрошено обучающихся: учащихся общеобразовательных школ, учащихся ССУЗов, студентов ВУЗов (447 человек), работающей молодёжи (232 человека) и неработающей молодёжи (123 человека).

Основные принципы формирования выборки молодого населения: cтратифицированная выборка с квотным методом отбора единиц наблюдения. В качестве квотируемых признаков использованы место жительства (города и сельские районы на территории Республики Карелия), возраст, уровень образования.

Исследование проведено на территории Республики Карелия, в которое включены респонденты, проживающие в четырёх городах (Петрозаводск, Костомукша, Кондопога, Сортовала) и 13 муниципальных районах (Петрозаводский городской округ, Костомукшский городской округ, Кондопожский, Прионежский, Сортовальский, Сегежский, Суоярвский, Пудожский, Калевальский, Медвежьегорский, Беломорский, Муезерский, Лахденпохский) Республики Карелия.

Несмотря на то, что цитируемое исследование приводилось в 2012 году, считаем, что его результаты по большей части отражают и текущую ситуацию с молодёжью в Карелии. Для справки — по данным Карелиястата по состоянию на 2014 год в Карелии проживает 122819 человека в возрасте 15—29 лет. В данном материале мы приведём только результаты исследования стр. 117—121, фрагментарно цитируя и комментируя там, где считаем нужным.

Социологическое исследование

Попытаемся кратко изложить ключевые позиции, полученные при подготовке монографии. Сегодня мы имеем дело с поколением молодёжи, которое существенно отличается от предыдущих — это поколение со своей шкалой ценностей и приоритетов. Богатый опыт работы в молодёжной сфере, который был накоплен в советский период, равно как и опыт постперестроечного периода, оказывается неэффективным в применении к современной молодёжи и требует существенного качественного переосмысления и переработки.

Представим основные особенности молодёжи Республики Карелия, выявленные по результатам исследований 2012 г.

public-vuz-suz-nuz

В Республике Карелия на 1 января 2011 г. проживало молодёжи в возрасте 15—29 лет — 134 тыс. человек, среди них студенты учебных заведений системы высшего профессионального образования республики составляли около 22 тыс. человек, системы среднего профессионального образования — 10,5 тыс. человек. Среди молодёжи, обучающейся в учреждениях системы образования (кроме средних общеобразовательных школ), 55% составили студенты высших учебных заведений, 31,8% — учащиеся учреждений среднего профессионального образования и 13,2% — учащиеся учреждений начального профессионального образования. На начало 2011 г. из 102200 чел. экономически активного населения в возрасте 15—29 лет 87,4% были заняты в разных отраслях экономики, 12,6% являлись безработными.

В целом

Современная молодёжь Республики Карелия достаточно высоко оценивает свой экономический потенциал и свою роль в социально-экономическом развитии общества. Выгодно отличающие молодёжь уровень квалификации, характер трудовых мотиваций, а также готовность учитывать требования рынка труда (получение высшего образования, ориентация на работу в негосударственном секторе экономики, предъявляющем пока ещё основной спрос на высокооплачиваемую рабочую силу, престижность наиболее «рыночных» профессий: финансовая и банковская деятельность, юриспруденция, информационные технологии, консалтинг, реклама, недвижимость и т.п.) дополняются заметно большей распространенностью тех знаний, навыков и умений, которые высоко ценятся на современном рынке труда. Речь идёт в первую очередь о навыках работы на компьютере, общения на иностранных языках, что поставило недалеко от финансового сектора занятости молодёжи сферу связи и информатизации.

http://www.rostobr.ru/upload/medialibrary/f4b/tree1-268×300.jpg

Материальное благосостояние молодёжи повышается по сравнению с реформенным и постреформенным периодом, и не удивительно, что молодые люди гораздо оптимистичнее оценивают для себя ретроспективы и перспективы нынешней экономической ситуации, предпочтительнее «занимают» среднюю позицию на шкале доходов. Главная причина этого, на наш взгляд, в том, что сегодня основная масса молодёжи и профессионально, и организационно, и психологически легче адаптируется к текущим общественно-экономическим отношениям и быстрее находит способы зарабатывать на жизнь. При этом, в последние годы образование становится одним из основных факторов улучшения материального положения молодого поколения: оно даёт ему шанс занять место в социальных группах, проживающих средне и обеспеченно.

В целом относительно благоприятное положение молодёжи (по самооценкам) не означает, что она всем довольна и у неё нет никаких проблем. Больше всего молодёжь боится сегодня остаться без средств к существованию, оказаться в ситуации, в которой она не сможет обеспечивать себя самым необходимым (рост цен, низкий уровень заработной платы и задержки её выплат). Страшится она не только потери работы, и невозможности найти её после окончания учебных заведений, но и разгула преступности. Боится остаться без близких, а также боится ухудшения здоровья.

Семья и брак

Современная молодёжь Республики Карелия имеет особые представления о различных формах брака, которые характеризуются предпочтением типичной модели однопоколенной семьи и официально закреплённых отношений. Гражданский брак оценивается как типичное явление, однако не является идеальной формой отношений для большинства молодых людей, особенно если появляются дети. Нетрадиционные формы супружеских отношений, транслируемые из западной культуры и публичной жизни медийных лиц, основанные на свободных отношениях, не предполагающих верности супругов и ведения совместного хозяйства, для карельской молодёжи являются практически не приемлемыми, а развод, напротив, представляется привычным решением конфликтных ситуаций, возникающих между супругами.

http://www.valyaeva.ru/wp-content/uploads/2012/05/12472094_l-1024×951.jpg

Основная тенденция, характерная для репродуктивных установок современной молодёжи — дисбаланс между желанием иметь детей, в том числе готовность создавать многодетные семьи, и отсутствием реальных возможностей из-за нестабильного материального положения, жилищной неустроенности, проблем со здоровьем, в том числе связанных со злоупотреблением алкоголя, а также проблем, связанных с межличностными взаимоотношениями. Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод, что проблема низкой рождаемости не может быть решена, лишь путём прямого материального стимулирования молодых женщин. Эта проблема гораздо глубже и многограннее, следовательно, решать её нужно комплексно, дифференцированно, с учётом не только экономических, но и социально-психологических особенностей различных групп молодёжи.

В представлениях современной молодёжи, образ семьи ассоциируется с сильным мужчиной — главой семьи, добытчиком и основным лицом, пополняющим семейный бюджет. Женщине отведена роль матери, хозяйки. Желание равноправия только декларируется, а на деле юноши и девушки не готовы исполнять семейные обязанности на паритетной основе.

Продвижение женщин во власть рассматривается в настоящее время как инструмент стабильного, гуманного и устойчивого развития общества, поскольку реальное равноправие мужчин и женщин изменяет приоритеты государственной политики, жизнь страны в целом.

http://cs617928.vk.me/v617928560/2477/mnYazsrAYp0.jpg

Культурное развитие личности

Культурное развитие личности связывается молодёжью, прежде всего, с широтой интересов, грамотным владением родным языком и этикой межличностного общения. Способность к творчеству, духовное развитие, отсутствие вредных привычек, наличие высшего образования, соблюдение законов, по мнению молодёжи, не являются необходимыми признаками личности с высоким уровнем культуры. Таким образом, молодёжь Республики Карелия ориентирована на понимание культурного развития почти исключительно в его информационно-коммуникативном, функциональном аспекте, но не в ценностно-содержательном.

Большинство респондентов полагают, что уровень культурного развития субъекта определён преимущественно семейным воспитанием, а также зависит от собственной мотивации и активности субъекта. Роль педагогов и друзей в культурном развитии молодого человека существенно уступает влиянию двух отмеченных факторов, кроме того, она снижается по мере взросления учащихся. Роль СМИ и Интернета в формировании культуры личности молодёжью осознаётся в недостаточной мере, её отметил лишь каждый десятый респондент.

http://travel.aviastar.org/russia/karelia/petrozavodsk/petrozavodsk_34.jpg

Ценности

В структуре ценностей молодёжи преобладают ценности отношения (наличия друзей, любви, счастливой семейной жизни), здоровья и уверенности в себе. Менее разделяемы молодёжью ценности красоты природы и искусства, счастья других людей и творчества. Городская молодёжь более высоко оценивает ценности интеллектуального и личностного развития, продуктивной жизни и близких дружеских отношений, чем сельская. Неработающая молодёжь отличается наибольшей социальной пассивностью, наименее выраженным стремлением к развитию и познанию. Чаще выбирают ценности творчества, развития и познания представители учащейся молодёжи. Для работающей молодёжи наиболее актуальна ценность счастливой семейной жизни.

Патриотизм

В молодёжной среде преобладает понимание патриотизма как положительного эмоционального отношения к своей стране, важными характеристиками патриотизма считают «готовность бескорыстно трудиться на благо родины», предпочтение национальной культуры, искусства и ценностей. Патриотизм, по мнению современной карельской молодёжи, — это особое отношение к Родине, являющееся ценностным отражением в сознании и практическим проявлением в поступках связи субъекта. Отношение к Родине, оставаясь универсальной ценностью, сохраняет индивидуальность в своих конкретных проявлениях. Сущностью патриотизма является основывающееся на сознании и чувстве патриотического долга деятельное отношение субъекта к Родине как объекту патриотизма. Деятельностная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в необходимые для Отечества дела и поступки.

http://img.irtve.es/imagenes/medvedev-toma-posesion-su-cargo/1228813424412.jpg

В современной России завершается этап глубинной социокультурной трансформации. В обществе стала превалировать синтезированная система социокультурных ценностей, включающая в себя различные ценностные элементы — от либеральных до националистических.

Наш комментарий при цитировании:

Патриотизм в современной социокультурной ситуации представляет собой некую особую ценность, претендующую на системообразующий характер, однако не имеющую системного изложения. Многие видят в термине «патриотизм» духовную основу интеграции и формирования новой системы ценностей, гармонизации российского общества, но при этом не могут чётко сформулировать какие именно образы стоят за этим словом, то есть не могут сформулировать понятия «патриотизм».

На наш взгляд, цивилизационную целостность и единение народа обеспечивает не размытое понятие «патриотизм», хотя патриотичность свойственна нашему народу.

Русская цивилизация стоит на трёх столпах:

  • Идее Справедливости, несомой из века в век нашими людьми и побуждающими их к созданию справедливого общества усилиями самих же людей.
  • Русском языке, обеспечивающем единство, как в аспекте форм передачи информации, так и в аспекте мировоззренческого взаимопонимания, множества людей на огромной территории.
  • И творчестве Александра Сергеевича Пушкина, который не только создал современный нам русский язык, но и оставил глубочайшее мировозренческое наследие, формируя своими произведениями образные представления о Добре и зле, о Справедливости, о Дружбе, о Любви у каждого из входящих в жизнь новых поколений за последние два века.

public-den-ruuskij

Отчасти мы данные моменты рассматривали в статье «Язык Русской цивилизации — язык будущего планеты Земля» (https://inance.ru/2014/06/pushkin/)

Эти три столпа Русской цивилизации интегрируют в своём содержании социальные, духовные, нравственные, политические, исторические и культурные компоненты.

Понятие «россияне» в качестве идентификационного термина в целом получило общественное признание и перешло в разряд актуализированных социокультурных понятий.

Наш комментарий при цитировании:

Хотя мы бы указали на то, что понятие «русский», которое придёт на смену «россиянина» в ходе исторического развития Русской цивилизации переросло национальный аспект и давно стало наименованием для всех людей нашей цивилизации.

Россия-Русь — цивилизация, которая в основном развивалась в рамках одного государства, и с течением времени меняет свои границы. Россия состоит из многих народов различных воззрений и вероисповеданий, но объединена едиными для её народов идеалами. Особую объединительную роль в Русской цивилизации играет и Русский язык.

Таким образом, слово «русский» имеет два значения.

Первое — как этноним, обозначающий национальную принадлежность, но в таком качестве слово «русский» стало использоваться только в последние несколько веков: так, в переписи населения Российской империи указывалась строка «Русские, в том числе малороссы (украинцы), белороссы (белорусы), великороссы» [4]. Ранее в качестве соответствующих этнонимов использовались слова «Русь»/«Русин» (ранее), «Русы»/«Рус» (позднее) [5].

Второе — как обозначение цивилизационной принадлежности. Во времена до российской империи, в древних летописях, «русский» употреблялось для обозначение территории («земля русская»).

И грамматически, слово «русский» — собирательное, прилагательное, которое органично применимо к разным народам, даже тем, которые никогда не входили в состав России. Это выражается, например, в таких словосочетаниях как  «русский немец», «русский татарин», «русский беларус», «русский грузин», «русский украинец», «русский еврей», «русский канадец», и т.п. При этом невозможно сказать «канадский русский», или «еврейский русский».

Такое понимание слова «Русский» можно отметить у известных политических деятелей.

Так, Владимир Путин (пользуясь терминологией несколько иначе, чем обозначено выше) в своём послании федеральному собранию в 2012-м году, сказал следующее:

Для планеты мы, независимо от нашей этнической принадлежности, были и остаёмся единым народом. Вспоминаю одну из своих встреч с ветеранами. Там были люди разных национальностей: и татары, и украинцы, и грузины, и русские, разумеется. Один из ветеранов, не русский человек по национальности, сказал: «Для всего мира мы один народ, мы русские». Так было и во время войны, так было всегда…

Глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров, в интервью в 2010:

На Кавказе я — ингуш, в Москве или за пределами Кавказа — кавказец, а за пределами России — русский.

Министр Культуры России Владимир Мединский:

Я не забыл, что сам по рождению — украинец. Не особо, правда, этнически чистый: с примесью всякой разной крови — и польской, и немецкой. С такой столь привычной для многонациональной России смесью, что понимаю — я настоящий русский. И нас — русских великороссов и малороссов, русских украинцев, русских татар, русских чухонцев и мордвин, русских кавказцев и башкир — только в границах России 150 миллионов.

Понимают это значение слова «русский» и на Западе.

Снятый в 1943-м году американский фильм «Битва за Россию», в начале фильма ставит вопрос — «кто же такие Русские?».

Затем, перечисляя народы, проживающие на территории СССР (России), фильм приходит к выводу:

Все они вместе — Русские

.

http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/236-rus-national-relations

Применительно к современной карельской молодёжи можно говорить о наличии переходного типа социокультурной идентичности, с одной стороны, совмещающей черты современного типа и традиционалистские ценности и установки, а с другой — амбивалентную идентичность: «западный человек» и «россиянин».

Наш комментарий при цитировании:

Согласны с авторами цитируемого исследования в том, что карельская молодёжь сочетает в себе двойственные ценностные ориентиры, что не удивительно, ведь Республика Карелия находится на стыке двух цивилизаций: Русской и Западной. Это накладывает неповторимое своеобразие внутреннему миру жителей Карелии и возлагает определённую цивилизационную ответственность на них.

«Кто выигрывает на новом этапе глобализации?» http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/191-world-conceptions-of-globalization  

[…]

Общий вывод

Всё вышесказанное свидетельствует, что в Республике Карелия молодёжная политика должна иметь государственно-общественный характер и стать одним из основных государственно-общественных «инструментов» социально-экономического развития региона.

140812-delami-k-mechte

http://cs620229.vk.me/v620229952/13ef1/LX2oR6yOs2Q.jpg

Молодёжная политика должна выстраиваться как особая политика, основным содержанием которой является доведение до молодёжи управленческих знаний и управление общественными изменениями, задающими новые социальные, экономические и культурные перспективы для Республики Карелия.

Взаимодействие власти, молодёжи, бизнеса и гражданского общества, должно быть направлено на согласование общественных интересов, целей, представлений о будущем. При этом молодёжь в этой ситуации позиционируется как активная социальная группа, несущая в себе энергетику социального развития. Молодёжь как новая сила, инициирующая, поддерживающая и реализующая действия, направленные на консолидацию общества, оформление перспектив и проведение необходимых социально-экономических преобразований.

Современная жизнь ставит перед молодёжью задачи, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах. Молодёжная инициатива, стремление к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к возникновению лидерства, добровольчества и других форм социальной активности и работает на благо общества и будущих поколений.

http://cs620223.vk.me/v620223596/1273e/auMd6yBQnj8.jpg

Источники:

Молодёжь Карелии: оценка современного положения, духовно-нравственного развития, общественной и социально-экономической активности: монография / [Н.Н.Дубинина и др.] / под общ. ред. С.Г. Максимовой, Н.Н. Дубининой, — Министерство по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Республики Карелия [и др.]. — Петрозаводск: Издательство «Острова», 2012. — 122с. : ил.

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ