Петрозаводску грозит экологическая катастрофа, а может — управленческая?

5168

Мнение на статью: Отсроченная катастрофа

Отсутствие мусорных полигонов в Петрозаводске и районах Карелии может привести к экологической катастрофе. Как её избежать и что для этого нужно сделать властям, мы спросили у исполняющего обязанности руководителя регионального управления Росприроднадзора Олега Шейновского.

— Олег Иванович, на одном из совещаний, вы сказали, что Петрозаводск «сидит на ядерной бомбе, которая находится в Орзеге». Что такого происходит на городской свалке?

Свалке в Орзеге 36 лет. Это уже о чём-то говорит. Тогда как нормальный полигон эксплуатируется до 30 лет. Какие там процессы идут, никто не знает. Во-первых, свалка не отвечает никаким санитарным требованиям. Там существуют нефтекарты (хранилища), существуют они с 1976 года. Они переполнены. Во-вторых, мы элементарно не знаем состав тех отходов, которые сегодня находятся в Орзеге. Везут всё: от люминесцентных ламп до ГСМ. Там грунтовые воды. Нефтепродукты попадают в них. Какие там процессы идут — никто не знает. Что оттуда попадает в природу, тоже сложно сказать. Нефтесодержащие отходы свозились в Орзегу до 2005 года. Причем лицензия на эту свалку заканчивается в 2015 году.

— Что будет, когда кончится лицензия, куда будет свозиться городской мусор?

Я не уверен, что в 2015 году наш инспектор, который выедет в Орзегу, не обнаружит там нарушений, и выдаст лицензию. Мы встанем перед проблемой, куда возить мусор? В генплане Петрозаводска этот вопрос зафиксирован. Это всё останется нашим детям, внукам. Кто будет это разгребать? Мы, конечно, город не оставим без Орзеги, но надо определиться по времени, сколько мы в состоянии ещё содержать эту свалку, год-два? В ближайшее время по Орзеге нужно делать проект по рекультивации. Её уже надо заказывать, потому что этот вопрос решается не в течение месяца. Нужно проводить конкурсы, аукционы.

— Рекультивация решит проблему, или это будет всего лишь отсрочка закрытия свалки?

Нужно делать полигон. Сегодня самый потенциально опасный вопрос — это Петрозаводск, который даёт 260-270 тысяч кубометров бытовых отходов в год. Кроме того, вокруг Петрозаводска сосредоточены Прионежский, Пряжинский и Кондопожский районы. Администрации должны вплотную заняться подбором земельных участков под полигоны (Полигон твердых бытовых отходов — специальное сооружение, предназначенное для изоляции и обезвреживания ТБО. Полигоны должны гарантировать санитарно — эпидемиологическую безопасность населения — наше пояснение при цитировании). Только вокруг Петрозаводска необходимо иметь в резерве 3-4 участка, чтобы строить полигон. Так как это сложное сооружение, помимо выбора участка, нужно изучить геологию самого участка. Полигон, где захочется, не построишь. Но нужно начинать именно с него. Увеличение числа свалок нам ничего не даст. Петрозаводск, Прионежский, Пряжинский и Конжопожский районы должны собраться и создать такое сооружение. Потом нужно делать полигоны в других районах, объединяя их в какие-то кластеры. На всю республику достаточно 3-4 полигона. По моим сведениям, на проектные работы по полигону уйдет 1,5-2 года. Стоимость полигона на 6 гектар — 3,5 миллиона рублей.

— В районах Карелии такая же сложная ситуация, как в Петрозаводске, или у них ещё есть в запасе время?

У нас в Карелии 14 свалок. И ни одного полигона — это сложные технические сооружение, которые, в принципе, должны быть в Карелии. Сегодня такая парадоксальная ситуация, что 100% отходов у нас не перерабатывается, а сбрасывается в кучу. Многие путают понятия «утилизация» и «захоронение». Утилизация подразумевает переработку вторичных отходов. После чего то, что остается, подлежит захоронению. С новыми требованиями по промышленным отходам, по бытовым отходам, ситуация только ужесточится. Получить районам лицензию будет очень и очень сложно. Чтобы содержать существующие свалки, нужно ставить на них сортировку. Она дает где-то 8%-10% обработки всех отходов. Остальное опять возвращается на свалку. Чтобы этот вопрос каким-то образом отрегулировать, нужно строить полигон и мусороперерабатывающие, сортировочные пункты. Что касается Петрозаводска, то город должен подходить к раздельному сбору мусора. Начинать нужно с учреждений: школ, детсадов и так далее. Одними субботниками мы мусорную проблему не решим.

— Можно ли к этому привлечь перевозчиков мусора, инвесторов? Бюджеты не только районов, но и самой Карелии и Петрозаводска — дефицитные, могут просто не найти денег.

В последнее время Правительство Республики стало активно искать инвесторов по переработке ТБО, но должна быть обратная связь от администраций городов и районов, перевозчиков ТБО. Возможно, стоит рассмотреть вопрос о привлечении экологических платежей, которые поступают в бюджет районов и Республики соответственно 40% и 40% на оформление проектно-сметной документации на земельные участки и т.д. Следует восстановить деятельность региональной ассоциации предприятий Карелии по переработке отходов.

— Сколько у Петрозаводска и Карелии времени, чтобы решить эти вопросы?

Новый федеральный закон, регулирующий обращение с твердыми бытовыми отходами, свалками и мусорными полигонами, вступит в силу 1 января 2017 года. Есть три года на решение.

Источник:

http://vesti.karelia.ru/social/otsrochennaya_katastrofa/

Наш комментарий:

За каким уровнем власти закреплены полномочия по организации сбора, вывоза и утилизации (захоронении) ТБО?

Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится:

  • организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Выиграв выборы в сентябре 2013 года Галина Ширшина заявила, что она не политик, а хозяйственник, и в первую очередь будет заниматься уборкой мусора.

http://www.galinfo.com.ua/gallery/full/1/5/156281_465120440194664_2025510206_n.jpg

Данный тезис она декларирует из одного интервью в другое.

Так, на вопрос журналиста издания «Эксперт-Online»:

— Какие основные задачи и проблемы Петрозаводска вам пришлось решать в первую очередь?,

мэр Галина Ширшина ответила:

В первую очередь это хозяйственные вопросы. Всё то, о чем я говорила в рамках предвыборной кампании. Я вообще считаю, что мэр — прежде всего, хозяйственник. Он должен заниматься помойками, дорогами, канализациями и т.д. Это не значит, что глава города не должен вникать в проблемы образования и социалки. Но хозяйственные дела — первоочередные.

(http://expert.ru/2014/04/5/mer-stolitsyi-karelii-ya-prosto-sozdayu-proekt-administratsiya-goroda-petrozavodska/)

http://5.135.53.17/images/uploads/images/main(682).jpg

Итак, в пределах городского округа за мусор отвечает городская администрация. Главный закон для органов местного самоуправления (№ 131-ФЗ) говорит о том, что «мусорный вопрос» является вопросом местного значения.

Это значит, что городская администрация должна организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также благоустройство и озеленение территории городского округа. Контроль за исполнением функций органов местного самоуправления осуществляет прокуратура.

Каким образом мэрия решает данный вопрос местного значения?

Мэр Петрозаводска Галина Ширшина предложила горожанам самим добиваться вывоза мусора. Так было сказано в её видеоотчёте от 4 июля 2014 года.

Многочисленные жалобы жителей Петрозаводска на свалки мусора, которые образуются у контейнерных площадок, должны быть адресованы, в основном, не администрации города, а тем компаниям, которые занимаются вывозом твердых бытовых отходов.

http://vedkar.ru/wp-content/uploads/2014/07/40bd31bd2a3c0422decf92544b020af0-620×412.jpg

Такой вывод можно сделать из сегодняшнего видеоотчёта мэра города Галины Ширшиной перед населением. По её словам, муниципальное предприятие «Автоспецтранс» обслуживает лишь около 30% контейнерных площадок. За все остальные отвечают различные коммерческие фирмы. Им и следует предъявлять претензии.

Жителям, чтобы решить проблему с состоянием контейнерных площадок, необходимо чётко понимать, с каким предприятием у управляющих организаций и ТСЖ заключены договоры на вывоз ТБО,

— сказала Ширшина.

По её словам, власти города будут осуществлять «муниципальный контроль» за такими компаниями и направили им запросы с просьбой «предоставить информацию, с какими контрагентами заключены договоры» (http://vedkar.ru/obshhestvo/mer-petrozavodska-predlozhila-gorozhanam-samim-dobivatsya-vyvoza-musora/).

Итак, вместо того, чтобы в соответствии с возложенными на неё полномочиями по решению данного вопроса местного значения принять необходимые меры и выстроить комплексную систему организационных мероприятий, мэр Галина Ширшина почему-то возлагает ответственность за своевременную организацию сбора и вывоза ТБО на население, лишний раз подчеркнув абсолютную некомпетентность и свою управленческую безграмотность. В результате её непрофессиональных действий страдает население, а город утопает в грязи.

Каким образом мэрия должна решать данный вопрос местного значения?

[dropcap]1[/dropcap] Должны быть приняты необходимые нормативные правовые акты.

[dropcap]2[/dropcap] Необходимо выстроить комплексную систему организации сбора и вывоза ТБО на основе действующего законодательства в тесном сотрудничестве с организациями, осуществляющими данную услугу.

Согласно ГОСТа Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги», утверждённого постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 № 158 -СТ, определены:

[unordered_list style=»bullet»]

  • нормативы по установке мусоросборников,
  • сроки вывоза ЖБО и ТБО. При этом на орган местного самоуправления возлагается ответственность по утверждению схемы и графика сбора и вывоза.

[dropcap]3[/dropcap] А чтобы выстроить комплексную систему организации сбора и вывоза ЖБО и ТБО, необходимо владеть ситуацией: какое плановое количество отходов возможно на территории городского округа. Как видно, мэр Галина Ширшина такой информацией не владеет, как и не владеет ситуацией в данном вопросе.

Каковы плановые объёмы вывоза мусора?

Согласно данным, представленным в статье, на которую даётся наше мнение, Петрозаводск даёт в среднем 260-270 тыс.куб.м в год. Попробуем проанализировать эти цифры и понять — соответствует ли вывозимый объём бытовых отходов на свалку плановому объёму?

Плановые нормы накопления утверждены 07.03.1999 Госкомэкологией России, при этом следует отметить, что Рекомендации по определению норм накопления ТБО для городов РСФСР, утверждённые Министерством ЖКХ РСФСР от 1982 года, имеют силу. Нормы накопления определены в зависимости от степени благоустройства жилого фонда, при этом в среднем для города составляет — 1,4-1,5 куб.м. в год на человека, то есть при численности населения города Петрозаводска 267 тыс. чел.(http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F2%F0%EE%E7%E0%E2%EE%E4%F1%EA ) плановый возможный объём ТБО составляет — (при норме накопления — 1,4 куб.м.) — 373,8 тыс.куб.м., не считая ТБО от других объектов.

Таким образом, на свалку вывозится порядка 50-60% от общего объёма бытовых отходов. Отсюда в городе несанкционированные свалки, груды мусора, что является нарушением санитарно-эпидемиологического состояния города, несоблюдением правовых норм по охране окружающей среды.

Почему данной проблемой не занимается Экспертный совет?

В состав Совета входит директор экономики КарНЦ РАН Юрий Савельев, и думается, как не ему заняться такой проблемой, приложить свои экономические знания и показать, на что способны «лучшие» экономисты Республики Карелия.

Но не тут то было. Проще рассуждать об стратегических абстракциях, чем решать конкретные проблемы. Что он, что его заместитель Е. Жирнель с постоянным упорством публикуют статьи в интернет-издании «Вести Карелии» (владелец Д. Алиханов) о неинвестиционной привлекательности республики, рассуждают, что надо сделать, намекая о разработке Инвестиционной стратегии республики (наверное, предлагают таким образом свои услуги). Вот их публикации:

[unordered_list style=»bullet»]

Послесловие

[dropcap]1[/dropcap] Согласно ст.156 Жилищного кодекса, постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…» содержание общего имущества включает в себя «сбор и вывоз твёрдых и жидких бытовых отходов…»

Таким образом, население города при оплате данной услуги организациям, имеют право в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 №155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» на качественное и своевременное оказание услуг.

Перекладывать свои полномочия на плечи населения со стороны мэра Галины Ширшиной, по крайней мере, безответственно и безграмотно.

[dropcap]2[/dropcap] Остро встаёт вопрос строительства полигона. В последнее время мэрия направила значительные средства на модернизацию сайта и обустройство бюджетного портала — около 5,0 млн.руб. Почему было часть средств не направить на подготовку ПСД по строительству полигона?

[dropcap]3[/dropcap] Как видно, Петрозаводску грозит экологическая катастрофа, которая является следствием управленческой безграмотности администрации Петрозаводского городского округа, в частности, мэра Галины Ширшиной.

[dropcap]4[/dropcap] Население — за чистый город! Просим мэрию услышать голос народа.

Мы хотим видеть город таким:

http://www.equipnet.ru/netcat_files/Image/2013/апрель/03/1234567.jpg

http://referat.znate.ru/pars_docs/tw_refs/16/15697/15697-4_1.jpg

http://www.21.by/pub/news/2012/08/1344864493922309.jpg

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддержать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ