Читать около 5 мин

Мы продолжаем серию публикаций, посвящённых теме семьи («8 июля — Всероссийский день семьи, любви и верности» https://inance.ru/2014/07/semya/), детей и молодёжи («День молодёжи в картинках и мыслях» (https://inance.ru/2014/06/denmolodezi/). Представляем Вашему вниманию первую часть материалов «Дети в нашем обществе».

Часть 1. Место детей в нашим обществе

Если мы попытаемся определить место детей в нашем обществе, — то иногда, к сожалению, можно прийти к такому выводу, что в современном обществе вообще нет места детям. Взрослые заняты вопросами добывания средств существования или, по-другому, работой, где проводят почти ⅔ своего времени; развлекательная индустрия, в основном, удовлетворяет пожелания платёжеспособной части населения; средства передвижения (автомобили, автобусы, поезда и самолёты) ориентированы, опять же, на взрослых. Сделать что-то самостоятельно ребёнку в городе довольно сложно, да, и порой, небезопасно, так как сама среда враждебна к нему.

В результате выстраивания таких отношений в обществе формируется своеобразная пирамида рабства или зависимости, когда маленький человек — ребёнок почти полностью зависит от другого человека — взрослого. Такая модель поведения оправдывает себя пока ребёнок маленький и требует заботы и опеки, но основная ловушка нашего времени заключается в том, что мы «застреваем» на определённых моделях поведения. Довольно часто можно видеть 18-летнего молодого человека, опекаемого родителями так же, как заботятся о 5-летнем малыше.

В каких моделях поведения могут застрять люди во время своего взросления?

Ребёнок, пока растёт, проходит несколько стадий развития своей психики. Так, после рождения его психика во многом аналогична психике представителей животного мира — ребёнок управляется в  основном инстинктивными программами разного уровня.

Далее, ребёнок начинает как обезьянка копировать поведение окружающих. Причём, конечно, в первую очередь, он копирует поведение и повадки своих родителей, однако он с лёгкостью перенимает модели поведения вообще всех окружающих. Если какой-то дядя Вася пришёл пьяным к отцу, и тот принял его радушно, то у ребёнка может сформироваться первый положительный стереотип к выпивке: «Если я буду пьяным как дядя Вася, то отец будет рад». Поэтому в этот период очень важно следить за тем, какой пример родители подают своим детям и как они относятся к поведению окружающих. Дети, по сути, в этот период перенимают стереотипы и программы поведения, принятые в данной социокультурной среде.

http://dumskaya.net/pics1/a30898-1367001015.jpg

Особенностью этого этапа является прямое копирование без нравственных оценок копируемого поведения. Это подобно тому, как мы записываем программы в память нашего компьютера, чтобы потом ими пользоваться.

Дети видят, дети повторяют https://www.youtube.com/watch?v=bGypCDQfIZA

В какой-то момент у ребёнка просыпается и начинает активно развиваться интеллект (начало этого этапа характеризуется тем, что ребёнок начинает говорить о себе в первом лице — «я хочу», а не «Вася хочет»). Этот период характеризуется тем, что ребёнок начинает творчески подходить к собственной психике — самостоятельно вырабатывать модели своего поведения, экспериментировать с пределами дозволенного родителями и пределами поведения в окружающем мире (это можно охарактеризовать словами: «как будто специально шкодит»).

В этот период ребёнок активно занимается оценкой окружающего на основе сформировавшихся на предыдущем этапе нравственных установок и стереотипов.

Далее ребёнок начинает осознавать, что в окружающем мире есть определённые пределы дозволенного, причём не только родителями, другими взрослыми и обществом в целом, но сама жизнь когда мягко, а когда жёстко корректирует поведение человека теми или иными жизненными обстоятельствами. И в какой-то момент он понимает, что просчитать с помощью интеллекта всё это многообразие ситуаций не представляется возможным, и возникает вопрос: Как пребывать в ладу с этой неограниченностью жизни? И тут внимание ребёнка должно быть обращено на такие компоненты психики, как интуиция и совесть, которые могут давать нерационализированные оценки тех или иных поступков, тех или иных намерений.

Настоящим состоявшимся Человеком с большой буквы является тот, кто в своём поведении, в первую очередь, следует рекомендациям совести, как канала поступления безошибочной информации о наилучшей линии поведения в конкретной ситуации, опирается при этом на интуитивные прозрения, вырабатывает необходимые новые программы или выбирает уже имеющиеся в психике модели поведения с помощью интеллекта, не забывая и о инстинктивных потребностях организма.

public-deti-01

http://images.myshared.ru/499641/slide_9.jpg

Если индивид в большинстве жизненных ситуаций опирается в своём поведении на инстинкты, то его поведение и тип устройства психики в целом мало отличается от животных. Есть и довольно агрессивные антисоциальные типы совершенного скотского склада психики:

Ему все и всё должны, а он сам никому ничего не должен и ничего не обязан.

http://cs408719.vk.me/v408719120/19ae/kfv6M9zy06g.jpg

Именно они — основная движущая сила «общества потребления», на них ориентирована реклама обильной пищи, изображения сексуального содержания.

Если же индивид «зависает» на этапе копирования моделей поведения и отказывается от необходимости творческой работы со своей психикой, довольствуясь тем, что уже наработано культурой, то он мало отличается от запрограммированного робота-автомата, только на биологической основе. О таких ещё в 19 веке сказал Козьма Прутков:

Некоторые люди подобны колбасам — чем их начинят, с тем они и ходят

http://gadgets.su/wp-content/uploads/2013/06/REX-biorobot-7.jpg

Такие люди составляют основную массу адептов разнообразных сект, вероучений, идеологий, также именно люди такого склада составляют армию «синих и белых воротничков». Они чаще подвержены гипнозу и внушениям разного рода.

Если же индивид упивается своим собственным интеллектом, считая, что может всё просчитать и всё предусмотреть, то он мало отличим от героев стихотворений Пушкина и Лермонтова (полный текст: http://lib.ru/LITRA/LERMONTOW/demon.txt), носящих одно название — «Демон»:

…Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;

Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

А.С. Пушкин «Демон» (полный текст: http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1823/0333.htm)

 

http://michel.hiblogger.net/img/userfiles/2011/02/21/97752/6f5e03db7b477279709d7b364e7f854c-nt2z6.jpg

Если говорить о возрасте недееспособности или о подростковом возрасте 14-18-ти лет, то очень немногие в нашем обществе достигают действительно человеческого устройства своей психики в процессе взросления. Многие «зависают» на каких-то этапах и лишь время от времени ведут себя по-человечески, в остальные моменты уподобляясь кто животным, кто запрограммированным роботам, кто пушкинскому «демону». Однако, независимо от степени «зависания» в личностном развитии, после 18 лет любой человек признаётся взрослым дееспособным гражданином, наделённым как правами, так и обязанностями.

Поэтому, если общество приучает молодёжь к безответственному отношению к своей жизни, основывает свою культуру на разнообразных оболочках инстинктов продолжения рода, самосохранения, защиты территории и т.п, или зомбирует людей, то мы в конечном итоге растим «детей» (kidult) по типу поведения и мышления, мы не создаём условий для их взросления и становления в качестве «Человеков с большой буквы».

Фотопроект Kidults. Детско-взрослые персонажи Марчина Цецко (Marcin Cecko).

Взрослые дети или детские взрослые? Фотопроект “Kidults” Марчина Цецко (Marcin Cecko) http://www.kulturologia.ru/blogs/160409/10949/

Такую же тенденцию сейчас можно наблюдать на примере Западной Европы — инфантилизация, повышение возраста молодёжи до 30-35 лет, что говорит о деградации людей и в целом —  западной культуры. При этом, основные программы социализации направлены на целевую группу до 25-26 лет, так как это финальная точка, когда человек подвержен трансформации сознания и смене ценностных ориентиров. Дальше — этот процесс будет проходит сложнее и будет возможен при других условиях.

Вопросы детства и развития молодёжи требуют широкой общественной дискуссии, к которой мы и приглашаем наших читателей. Во второй части этого материала мы продолжим обсуждение.

Следующая часть

«Дети в нашем обществе (Часть 2)» https://inance.ru/2014/07/deti-02/

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ