Управленец XXI века, кто он и где его взять?

5816

Сегодня со стороны высших должностных лиц Беларуси можно услышать высказывания о неудовлетворенности текущим положением дел в сфере кадрового обеспечения управленцами в разных областях жизнедеятельности общества и на разных уровнях, включая и высшие эшелоны власти.

Так, президент Республики Беларусь Александр Лукашенко на республиканском совещании 10 декабря 2013 г. отметил следующее:

«Всё чаще на госслужбу попадают люди не те, которые должны там быть, которые боятся или не хотят проявлять инициативу, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результат. Нужно принципиально разобраться, в чём корень проблемы. Не придём ли мы к закостеневшему, забюрократизированному госаппарату, который будет мешать нашему развитию?» [1].

Глава Администрации президента Андрей Кобяков добавил, что в течение длительного времени остаются вакантными некоторые должности заместителей министров, ещё хуже ситуация в регионах [2].

Нужно подчеркнуть важность и актуальность поставленных на совещании вопросов, так как одним из основных источников устойчивого и бескризисного развития общества являются грамотные действия и взаимная согласованность всего управленческого корпуса в целом, определяющего и реализующего в жизни политику государства, ведь ни одно должностное лицо, насколько бы оно ни было квалифицированным и ответственным, не может заменить собой всё общество. Как отметил ещё в своё время И.В.Сталин:

«Кадры решают всё!» [3]

КАКИМИ ЖЕ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УПРАВЛЕНЕЦ?

Управленец как специалист — это сочетание соответствующих знаний, полученных в процессе приобретения профильного образования, и опыта, полученного в ходе работы, а также желательно наличие определённых личностных способностей и качеств. Ещё есть нечто, что связывает воедино всё это в психике, о чём скажем ниже. Если какая-то из вышеназванных компонент отсутствует — это означает, с высокой долей вероятности, что управленец только называется управленцем, но по существу им не является.

Разберем последовательно каждую компоненту:

1. Образование

Для подготовки достаточно квалифицированных специалистов в области управления необходимо получение управленческого образования, причём желательно на базе уже имеющегося высшего образования и опыта работы в той или иной сфере деятельности.

Управленцу необходимо владеть следующими навыками и дисциплинами:

  • теория управления и теория подобия многоотраслевых макроэкономических систем для понимания предметной области управления и экономики;
  • основы психологии и социологии;
  • биология и география региона — для понимания того, что природа — среда деятельности человека и её состояние (а не экономика) в первую очередь определяет состояние других сфер жизнедеятельности и влияет на здоровье тела и психики человека;
  • курс    законодательства с анализом и обзором конкретных законов о хозяйственно-финансовой деятельности как целостности;
  • основы математики: линейная и векторная алгебра, линейное программирование, теория множеств, теория вероятностей, математическая статистика, вычислительные методы, алгоритм динамического программирования, теория меры — необходимы для того, чтобы управленец мог рассчитывать как последствия своей деятельности, так и разбираться в функционировании народного хозяйства;
  • метрология и практика измерений, стандартизация и сертификация — необходимы для того, чтобы обеспечить системность и состоятельность принимаемых решений;
  • бухгалтерский учёт — для проведения сравнения используемых в разных странах систем бухгалтерского учёта и систем сбора и анализа макроэкономической статистики;
  • умение быстро читать и печатать, как основы для высвобождения времени для самообразования и выработки решений;
  • иностранные языки — для чтения литературы зарубежных стран с целью изучения их опыта.

Таким образом, управленец должен уметь управлять по полной функции управления, а следовательно: выявлять факторы среды, вызывающие потребность в управлении; формировать вектора целей; формировать новые концепции управления; контролировать качество управления и достигать поставленных результатов; совершенствовать методологию и навыки прогноза при решении вопроса об устойчивости объекта управления в смысле предсказуемости его поведения [4].

Специалист, освоивший такой набор знаний, будет иметь состоятельные представления о процессах управления и функционировании народного хозяйства.

Следует отметить, что на данный момент ни один вуз мира не готовит таких специалистов, в силу неадекватности действующих образовательных стандартов запросам жизни. Данная проблема была отмечена и В. В. Путиным в одной из своих программных статей, где он поставил задачу перед Министерством образования и науки о пересмотре образовательных стандартов в области социологии, управления, экономики и юриспруденции:

«…надо навести элементарный порядок в системе высшего образования. На рынке существует большое количество вузов (в том числе государственных), которые прямо нарушают право человека на получение добротных знаний. Рособрнадзор действует в этом отношении неэффективно. Предлагаю в 2012 — 2014 гг. силами наших ведущих университетов с привлечением ученых РАН и международных экспертов провести аудит всех образовательных программ высшего профессионального образования. В первую очередь — по экономике, юриспруденции, управлению, социологии.» [5]

2. Опыт

Управленец, получивший качественное управленческое образование (возможно имея изначально управленческие способности), приступая к работе, так или иначе сталкивается с реальным делом. Чтобы войти в сферу управления любыми процессами, необходимо набраться опыта, и поэтому имеет смысл начинать под руководством более опытного управленца, либо начать с управления делом малого масштаба. Как показывает практика, качество управления заметно повышается если, например, глава региона или мэр крупного города прежде чем занять свое место успел побыть директором завода, главой небольшого района или округа. Так была выстроена иерархическая система кадрового обеспечения в недавнем советском прошлом.

Управленец большими системами (районами, городами, регионами) должен обладать как минимум качественным образованием и опытом работы. Если же главой региона или мэром города становится человек не имеющий опыта, или профильного управленческого образования, или того и другого, то это грозит обратиться катастрофой для данной территории и для населения территории, либо ситуацией, когда из-за его спины руководят совершенно иные люди, неподконтрольные обществу и преследующие свои корыстные цели. Кроме того можно сделать вполне однозначные выводы о нравственно-этических качествах такого управленца, позволяющих ему занимать должность по руководству большим количеством людей и большой системой при отсутствии каких-либо знаний и опыта.

3. Личностные способности и качества

Часть людей проявляют свои способности в управлении с детства и юности в процессе организации различных, малых и больших, дел.

Проявляется это и тогда, когда, получив высшее образование не по специальности «управление», тем не менее, человек может довольно качественно руководить процессами в разных сферах. Но таких примеров — единицы на тысячи управленцев.

Ещё один фактор, который влияет на качество работы таких управленцев — это новые информационные условия, в которых сегодня находится человек. Частота обновления информации в обществе в наши дни значительно превышает частоту обновления поколений, о чём говорил президент Беларуси в своём Послании Национальному Собранию:

«…фантастически быстрыми темпами устаревают знания и приобретенные навыки. И в связи с этим — психология людей. Появляются области науки и целые отрасли экономики, никогда не существовавшие ранее» [6].

Если раньше человек жил в технически однородной среде всю свою жизнь, то теперь за время его жизни окружающая информационная и техническая среда меняется многократно. Все мы теперь живём в постоянно обновляющемся информационном потоке, что требует, в особенности от управленцев, умения принимать нестандартные решения, «на ходу» перестраивать методы своей деятельности, а для этого необходимо творческое мышление.

Таким образом, учитывая то, что таких управленцев крайне мало, что изначальных дарований в наши дни может уже не хватать для эффективной деятельности управленческого корпуса, что управленец не имеет права на ошибку, так как пострадать может множество людей, можно сделать следующий вывод: управленец нуждается в качественном образовании в сфере управления.

ЧТО СВЯЗЫВАЕТ ВСЕ КОМПОНЕНТЫ НЕОБХОДИМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНЦУ ВОЕДИНО?

Если мы посмотрим на работу психики, то нравственность, как система взаимосвязанных и взаимообусловленных оценок «хорошо», «плохо», «безразлично» в отношении окружающих явлений жизни — является тем внутренним «клеем», который связывает задатки, опыт и образование управленца, и более того, направляет его психику к тем или иным избранным им целям. На каркасе нравственности выстраиваются и мировоззрение, и культура мышления индивида.

Это справедливо не только по отношению к управленцу, но и по отношению к любому человеку. Управленцы, которые занимают те либо иные властные места, имея порочную нравственность, зачастую пользуются своим положением, злоупотребляя должностными полномочиями в корыстных целях, не боясь ответственности даже со стороны высшего руководства страны. Делается это либо осознанно, либо же на бессознательном уровне, чувствуя что их даже не уволят с руководящих постов, так как замену им будет найти не так уж и легко. Они же, в случае появления реальной угрозы быть смещёнными более талантливыми, способными и молодыми, сделают всё, что бы не допустить этого. Тогда в приоритетах на службе становятся уже не польза обществу, а любыми путями и методами продвижение по служебной лестнице, занятие себе наиболее комфортного и высокооплачиваемого места работы и изживание других талантливых управленцев, способных заступить на их место.

ОТКУДА УПРАВЛЕНЦЫ БЕРУТСЯ?

Если посмотреть, откуда, собственно говоря, берутся эти самые управленческие кадры, то можно построить определённую модель этого процесса и проследить такую последовательность: культура, доминирующая в обществе порождает определённую науку, призванную дать обществу ответы для решения проблем и кризисов, а также обеспечить необходимым информационным обеспечением для управления; на основе системы научных знаний формируются образовательные стандарты для различных уровней образования (среднего, высшего и т.д.); продуктом системы образования являются в том числе и различного уровня и профиля управленческие кадры. Они, в свою очередь, через своё мировоззрение и Идеи должны сформировать Новую культуру, которая будет лучше и качественнее предыдущей, а значит  будет начинать новый виток на спирали развития. Таким образом будет достигаться устойчивое развитие общества в преемственности поколений.

Все эти общественные институты должны быть направлены на решение проблем общества и обеспечение его устойчивого развития. И если на выходе общество не получает необходимое количество управленцев, а проблемы не только не решаются, но и усугубляются, то нужно ставить вопрос:

Адекватна ли жизни и потребностям общества та наука (в первую очередь гуманитарные её отрасли, такие как социология, экономика и т.д.), на основе информационного обеспечения которой готовятся в системе образования управленцы?

В Республике Беларусь на данный момент действуют: Академия наук, 54 высших учебных заведения (в том числе непосредственно направленные на подготовку управленцев для системы гос. управления, такие как Академия управления при Президенте РБ, Минский институт управления) однако за время их деятельности проблема обеспеченности управленческими кадрами не решена и вопрос этот с каждым днём встаёт всё острее.

Всем известна фраза: «Всякий народ имеет такое правительство, какого заслуживает» [7]. Она означает: какова в целом культура мышления народа, таково и правительство, под властью которого живёт общество. Если культура мышления людей — «никакая», то и управленцы, вышедшие из этого общества, — «никакие».

Сегодня пока ещё не многим ясно, что надеяться на большинство управленцев, воспитанное в текущей культуре, в деле улучшения жизни людей в современном мире — бессмысленно, ибо нравственно они не лучше окружения, из которого вышли, за редким исключением. Конечно, есть у нас в стране и руководители, для кого «долг перед обществом», «ответственность», «стремление служить Родине» не просто пустой звук. Именно под их руководством и усилиями добросовестных граждан, в основном ещё советской закалки, стали возможны успехи и достижения современного белорусского государства, и, как бы ни старались их не замечать и не афишировать представители «оппозиции», они есть.

Соответственно, нет принципиальной разницы между партиями и различными группировками: несмотря на разные лозунги, всех этих «управленцев», пусть даже и с опытом работы, отличает отсутствие, прежде всего, адекватных знаний в области управления. Это касается и населения, в силу господства неадекватных образовательных стандартов. И для того, чтобы изменить качество управления и ситуацию в городе или районе проживания, необходимо начать с себя.

ПОЧЕМУ МОЛОДЁЖЬ НЕ СТРЕМИТСЯ НА ГОССЛУЖБУ?

На том же совещании Главой государства был поставлен и такой вопрос:

«Почему сегодняшняя молодежь не стремится, как меня убеждают, попасть на госслужбу, а в перспективе — занять пост руководителя?» [8].

Давайте попробуем найти на него ответ.

Молодёжь — сильная, энергичная, творческая, способная на многие преобразования, часть любого общества. Молодёжь — это будущее любой страны, любого общества, его потенциальная кадровая база, в том числе и управленческая.

Ещё не так давно усилиями молодёжи реализовались грандиозные проекты. Сегодня же важно не потерять этот огромный потенциал и направить его для пользы и развития общества. Роль молодёжи в построении сильного государства осознаётся и руководством страны.

Что же мешает нашей молодёжи участвовать в делах общественной в целом значимости?

В этом вопросе можно выделить две составляющие:

Первая — это те преграды, которые существуют в системе гос. органов и не позволяют молодёжи находить применение своим навыкам, и не способствуют их дальнейшему развитию и продвижению по служебной лестнице, вплоть до руководящих постов. Одним из ключевых факторов здесь является работа по отбору и привлечению к участию в гос. управлении талантливой молодёжи. На данный момент ни школы, ни ВУЗы, ни БРСМ, ни кадровые службы различных органов не справляются с этой задачей в должной мере. Определённым прорывом в этом направлении оказался неординарный, но уже показавший себя с хорошей стороны, проект по поиску и отбору молодых аналитиков для системы гос. аппарата «Умные сети». Сегодня государству не нужно бояться экспериментировать, так как новое время ставит задачи, решить которые старыми «накатанными» способами уже просто не представляется возможным.

Однако, выявить потенциальные управленческие кадры среди молодёжи —  это только начало пути. После этого необходимо серьёзная и ответственная работа. Нужно и помочь получить недостающее образование и опыт работы, под патронажем управленца со стажем, и выявить те сферы в которых управленец наиболее компетентен, где у него больше перспектив и возможности для самореализации.

Также, важно поддержать толковые проекты в различных сферах жизнедеятельности общества, предлагаемые молодёжью снизу. Тогда старшее поколение сможет передать, а  молодые и инициативные — приобрести, бесценный и необходимый им опыт.

Примером такой инициативы может послужить проект, разрабатываемый коллективом международного молодёжного движения «Новая молодёжная политика» [9], который направлен на решение проблемы недостатка грамотных управленческих кадров. Состоит он из трёх взаимосвязанных между собой частей:

1. Создание проекта малоэтажного поселения нового типа.

2. На базе поселения, создание Евразийского научно-образовательного центра.

3. А также задача создания при центре площадки международного общения для развития образовательного обмена, народной дипломатии и молодёжного общения.

Основная задача центра — подготовка и переподготовка управленческих кадров на базе новой методологии.

Проект открыт для сотрудничества со всеми, как государственными, так и общественными организациями из любых стран мира. На сегодняшний день проект развивается, своё сотрудничество в проекте предлагают различные субъекты Российской Федерации.

Вторая — это состояние самой молодёжи, её качества, идеалы, нравственность. Здесь можно выделить следующие факторы не позволяющие молодым людям связывать свой жизненный путь со службой в гос. органах:

  • лень и пассивность белорусской молодёжи;
  • желание зарабатывать больше, организовывая свой бизнес, либо же работая в крупных частных компаниях менеджерами;
  • отсутствие желания брать на себя ответственность за дела общественной значимости;
  • отсутствие качеств и навыков, необходимых для управленческой деятельности.

На последнем пункте хотелось бы остановится подробнее. Почему молодёжь сегодня не занимается самообразованием, не выбирает здоровый образ жизни, а наоборот, в среде молодёжи популярным является одурманивание себя различного рода средствами, как легальными, так и запрещёнными? Почему всё чаще молодые люди вместо самообразования, занятий спортом, выбирают увлечение компьютерными играми, походы в клубы и питейные заведения? Ответ уже дан выше — это ложные идеалы, порочная нравственность молодёжи, формируемые доминирующей, во многом западной, культурой.

Наиболее перспективным решением здесь будет поддержание со стороны государства процессов самообразования. А это работа в неформальном поле: создание неформальных движений, сетей различных клубов и кружков, развивающих деловых игр, праздников со здоровым времяпрепровождением.

Важно со стороны государства поддержать не только собственные проекты в этой сфере, но и те, которые предлагает на сегодня сама молодёжь.


[1] — Александр Лукашенко провел республиканское совещание по вопросам строительной отрасли http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-provel-respublikanskoe-soveschanie-po-voprosam-stroitelnoj-otrasli-7580/
[2] — Глава Администрации президента пожаловался на кадровый голод в «вертикали» http://news.tut.by/politics/378356.html
[3] — Сталин И. В. Речь в Кремлёвском дворце на выпуске академиков Красной Армии 4 мая 1935 года // Сталин И. В. : Соч. — Т. 14. — С.56. http://grachev62.narod.ru/stalin/t14/t14_16.htm
[4] — Подробнее о полной функции управления и устойчивости объекта управления в смысле предсказуемости его поведения см. Величко М.В., Ефимов В.В., Иманов Г.М. «Экономика и ноосфера. Научно-методологические основы государственного управления социально-экономическим развитием в условиях глобализации. Ноосферный (этико-экологический) подход». — Санкт-Петербург: АНО ВПО «Смольный институт РАО, кафедра «Психологии, акмеологии, ноосферологии и педагогики». Изд-во МФИН, 2012. — 168 с. глава 5 «Полная функция управления и устойчивость объекта управления в смысле предъсказуемости его поведения».
[5] — Статья Путина — «КП»: Строительство справедливости. Социальная политика для России http://www.kp.ru/daily/3759/2807793/
[6] — Александр Лукашенко обратился с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-obratilsja-s-poslaniem-k-belorusskomu-narodu-i-natsionalnomu-sobraniju-5309/
[7] — Из письма (от 27 августа 1811 г.) посланника Сардинского королевства при русском дворе графа Жозефа де Местра (1753—1821).
[8] — Александр Лукашенко провел республиканское совещание по вопросам строительной отрасли http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-provel-respublikanskoe-soveschanie-po-voprosam-stroitelnoj-otrasli-7580/
[9] — Сайт международной некоммерческой общественной организации «Новая Молодёжная Политика» http://newyouthpolicy.org

ИСТОЧНИК:

http://www.newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/202-where-is-ruler-of-21age


Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддержать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

4 КОММЕНТАРИИ

  1. […] «Управленец XXI века, кто он и где его взять?» http://inance.ru/2014/02/rulers-of-21age/, «Будущее за регионом и страной-суперконцерном» […]

  2. […] необходимо обеспечить будущую модернизацию необходимыми кадрами. И мы видим, как система образования разворачивается в сторону подготовки технических специалистов, энергетиков, инженеров, строителей. Требуется также массовое отрезвление населения, что уже довольно близкая реальность. Главной же задачей является ликвидация «безграмотности» населения в вопросах управления и самоуправления. Как в СССР всех поголовно обучали грамоте, так и сейчас все должны поголовно понимать хотя бы базовые принципы и термины теории управленияhttp://inance.ru/2014/02/rulers-of-21age/; […]

  3. […] «Управленец XXI века, кто он и где его взять?» (http://inance.ru/2014/02/rulers-of-21age/), «Новые кадры требуют развития, а не топтания на […]

  4. […] необходимо обеспечить будущую модернизацию необходимыми кадрами. И мы видим, как система образования разворачивается в сторону подготовки технических специалистов, энергетиков, инженеров, строителей. Требуется также массовое отрезвление населения, что уже довольно близкая реальность. Главной же задачей является ликвидация «безграмотности» населения в вопросах управления и самоуправления. Как в СССР всех поголовно обучали грамоте, так и сейчас все должны поголовно понимать хотя бы базовые принципы и термины теории управления http://inance.ru/2014/02/rulers-of-21age/; […]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ